Об акцентах школьного образования

Александр Таубин
Школьная программа громадная. Там должно быть место самой разнообразной информации. И эта информация прибавляется с каждым годом. То, что мне было знакомо по началу 60-тых годов, могло только умножиться к настоящему времени.  Человечество оперирует с громадным количеством сведений, и вложить их в отдельную ученическую голову не представляется возможным. Отсюда проблема выбора, чему учить и в каком объеме.  Конкурсный характер высшего образования ведет к постановке соревнования между учениками  перед поступлением по части физики и математики, вероятно, химии и других естественных дисциплин. На это тратится большая часть времени, но большая часть информации вскоре забывается и остается невостребованной на оставшуюся жизнь, а та часть, которая действительно нужна, дублируется на более высоком уровне и развивается в колледже, вузе.
Я бы не считал полезным менять устоявшийся подход, пусть естественные дисциплины превалируют, но считаю необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства. Раньше предмет, о котором пойдет речь, назывался просто "Труд", а сейчас называется "Технология". Практические трудовые навыки – это то, что нужно в течение всей жизни и не только представителям рабочих профессий. Я с благодарностью вспоминаю, те редкие уроки труда, которые у нас были в школе. Нас разделили по половому признаку, и девочки где-то шили. Если их не научить работе с иглой и спицами в детские годы, то они уже никогда не научатся. Мальчики группировались в мастерской. Измерять, пилить и строгать нас учил опытный столяр в годах. Почему-то рубанок после его настройки работал идеально, а мы, как ни регулировали лезвие, получалось намного хуже. Он не забывал еще и давать некоторые жизненные уроки. Все, в общем-то, старались, но получалось по-разному. Мы сверлили и работали с напильником. Уже другой наставник показал, как правильно держать напильник в руках, чтобы он равномерно снимал металл. Когда занялись сверлением, выяснилось, что правильно заточить сверло, чтобы оно после этого долго служило, мог только мастер. Он показывал и объяснял, но у нас после заточки и после нескольких проходов сверло благополучно сгорало. Тут сколько ни слушай, ни читай, а всё определяют точные движения пальцев. Эти столярно-слесарные навыки, на удивление, успешно сохранились у меня на последующую жизнь. Сейчас можно было бы учить мальчиков как ремонтировать велосипед, как регулировать карбюратор мотоцикла или садовой машины, как правильно наматывать катушки для мотокос. Элементарно правильно паять и пользоваться измерительными приборами при казусах с бытовыми радиоприемниками умеют не все. Прошли те времена, когда ремонт в мастерских был относительно дешевым. Сейчас за одно вскрытие прибора с электронной начинкой возьмут изрядную сумму. Уверяю, что то, что я перечислил и что не перечислил, гораздо полезнее, чем гипертрофированная школьная математическая эквилибристика, от которой мало что останется в голове и которая в жизни почти не востребована. Да, наши школьники на международных олимпиадах берут первые места, но большая часть публикаций и патентов принадлежит не нашим авторам и нобелевских лауреатов среди них не так много. Тут явно есть некоторый перекос. После школы благополучно закончил вуз и работаю в НИИ. Редко, но что-то приходилось делать по дому. Когда в уже основательные годы в семье «завелась» дача, пришлось снова много работать руками. Престиж обычного мужчины в глазах современной женщины в значительно степени  зависит от его умения делать всё или почти всё самому. Ведь все мы в психологическом плане недалеко ушли от прошлого. Не все же главы семейств становятся боссами, олигархами, депутатами, получают при этом уйму денег и любую работу могут заказывать другим. На самом деле это даже и неинтересно. Когда у самого что-то хорошо получается, то одновременно приобретаются и положительные эмоции. 
Мораль этого повествования заключается в том, что составители учебных программ в наше время должны учитывать громадную пользу для школьников от обычных уроков труда. Хотя существует ФГОС - федеральный государственный стандарт образования по всем предметам, по моим данным, а данные почти из первых рук, он всюду выполняется по-разному. Программы по труду кое-где постоянно сокращаются, а часы передаются преподавателям других дисциплин. Особенно этим грешат всяческие именитые гимназии и лицеи. Убежден, что обучение трудовым навыкам не менее важно, чем обучение остальным предметам, преподаваемым в школах. Сокращать часы  "трудовиков" – это однозначно означает наносить вред не только этим учителям, а, на самом деле, и в первую очередь причинять ущерб самим детям. Человек, обладающий навыками, уверенней себя чувствует в жизни.