Дедушка пень

Валентина Быкова
«ДЕДУШКА ПЕНЬ»

        История первая, о том почему ящерица потеряла хвост.

        (Сказочная познавательная история о природе для детей от 5 лет).
   
         Эту историю я услышала от длиннохвостой Сороки - Белобоки.

Прилетела она невесть откуда и уселась на ветку рябины недалеко от меня.

         Смотрю на неё, а она оглядывается по сторонам, головой крутит –

ищет, кому бы последние лесные новости рассказать. Увидев, что я внимательно

наблюдаю за ней, обрадовалась и затараторила без умолку. Слушала я её, и всё

 больше и больше удивлялась: не думала, не гадала, что в наши дни могут

 случаться такие невероятные истории. Мне она так понравилась, что я решила

рассказать её вам.

         В одном самом обычном осеннем лесу среди раскидистых зелёных елей,

среди могучих жёлто-красных дубов, среди ярких разноцветных клёнов на

пригорке стоял пень - тоже самый, самый обычный. Давным-давно он был деревом

- кудрявой красавицей берёзкой. Весной муравьям нравилось бегать друг за

 другом по её сладкому от сока стволу. Летом в тени её густой листвы

прятались от жары птицы лесные. Среди мягкой травы под ней рос папоротник.

 Часто к берёзке прибегали разные жучки - паучки, мышата да зайчата, чтобы

 полакомиться спелыми ягодами земляники и брусники. Ах! В какой нарядный

жёлтый плащ она одевалась осенью, чтобы не мокнуть от холодных моросящих

дождей! А зимой: то она надевала тёплую снежную шапку, а когда сердитый

 ветер сильными порывами снимал её, тогда она, в самый мороз, наряжалась в

серебристую шубку из инея с тонкими узорами.

       Все в лесу любили стройную берёзоньку: шептались с ней, доверяя свои

 тайны, и восторгались её красотой! Но шло время, и дерево постепенно

старело, старело и всё – таки…засохло.

       Однажды, во время сильной грозы в него попала молния. Не выдержал

сухой ствол такого удара, сломался и упал на землю. Только пень остался от

прежней белоствольной любимицы всего леса.

       … И вот теперь этот берёзовый пень, весь заросший мхом, стоял

одинокий и никому не нужный, даже грибы не росли возле него. Лишь изредка

кто-нибудь пробегал, совсем не обращая на трухлявый пенёк никакого внимания.

        Обидно было старому пню: ведь, прожив долгую и интересную жизнь, он

мог многое рассказать и многому научить, а ему приходилось молчать.

        Так и остался бы наш пень всеми забытым, и не случилась бы эта

история, если бы однажды пробегавшую мимо пня Ящерицу не заметил Глухарь. Он

 быстро подлетел и только хотел клюнуть свою добычу, как вдруг у неё

 неожиданно отвалился хвост. Прыткая ящерка юркнула в густую траву, а

молодой Глухарь в растерянности замер на месте. Он ни разу не видел, чтобы

ящерицы бегали без хвоста.

       Хозяйственная Белочка, которая развешивала грибы на ветках возле

своего дупла, услышала шум. Она присмотрелась и увидела внизу хвост ящерицы.

Хвост лежал на земле, а ящерицы нигде не видно было. Она быстренько

спрыгнула с высокой сосёнки на пень и зацокала: «Ай - яяй! Посмотрите,

 посмотрите! Ящерица свой хвост потеряла. Сейчас я её догоню и отдам его,

пусть покрепче пришьёт! Вот Маша – Растеряша»!

       Она так переживала, так волновалась, что старый пень не выдержал и

решил успокоить отзывчивую Белочку.

        - Хвост, который отпал, уже невозможно пришить. Но, если не

тревожить Ящерицу, то у неё в скором времени вырастет новый хвост! –

заговорил пень скрипучим старческим голосом.

        -Ой! Вы умеете разговаривать? – Удивилась Белочка. – Я часто

пробегаю мимо, но ни разу не слышала Вашего голоса.

        -Уже много лет я молчу, потому что мне не с кем поговорить, -

грустно ответил пень.

        - Как Вас зовут? – Спросила Белочка.

        - Раньше я был деревом – Берёзой, а сейчас я просто пень.

        -Можно я буду вас называть Дедушка Пень! – попросила Белочка.

        -Спасибо! Мне очень понравилось моё новое имя! Оно очень доброе и

ласковое.

        -Дедушка Пень, а почему Ящерица бросила свой хвост? Он ей стал не

 нужен? – спросила любопытная Белочка.- Вот я ни за что не расстанусь со

своим хвостом! Он мне помогает быстро и ловко прыгать с ветки на ветку, с

дерева на дерево и согревает меня в холодные дни.

        - Ящерице длинный хвост тоже нужен, он тоже помогает ей прыгать с

камня на камень или бегать по деревьям, кустам и земле, а ещё в своём хвосте

она хранит питательные вещества. Но в минуты опасности она без раздумий с

такой силой сжимает хвост, что он отваливается.

        - Наверное, ей очень больно? – со слёзками на глазах спросила

Белочка. – Как ей помочь?

        - Нет, ей совсем не больно. Но только новый хвост вырастает уже не

таким длинным и красивым... – стал рассказывать Пень и замолчал, потому что

услышал тихий шорох.

        Тут из - за куста сначала показались заячьи уши, а потом и сам

зайчик осторожно выскочил к ним.

       -Ты почему спрятался? – Спросила Белочка. - здесь нет твоих врагов.

       - Я испугался, что Дедушка Пень будет сердиться на меня. Недавно я

 пытался погрызть у него кору.

        - Не тревожься об этом, я не сержусь. Ведь вам, зайцам, нужно чем -

 то питаться… Только вот моя старая кора мало пригодна для еды.

        - Дедушка! Вы очень много знаете! Скажите, пожалуйста, почему

Ящерица всегда меня пугает?

        - Разве такая маленькая ящерка может тебя, Зайца, напугать? –

удивились Пень и Белочка.

        - Конечно, может! Вот сегодня: сижу я в густой траве, затаился… и

ушки прижал и лапки спрятал и весь дрожу от страха, потому что боюсь, что

меня лиса найдёт, а тут кто – то шмыг возле меня. Я от неожиданности КАК

подпрыгнул, потому что не заметил Ящерицу, только кончик её длинного хвоста

 успел увидеть.

        Засмеялся старый пень: «Да, ящерицы хорошо умеют маскироваться! Их

цвет меняется в зависимости от местности, где они обитают. Песчаные ящерицы

 желто – коричневые; те, которые живут в траве зелёные; между камней, с

большим трудом, можно разглядеть серых с коричневыми пятнышками.

       - А я слышал от перелётных птиц, которые летают на зиму в жаркие

страны, что там есть огромные ящерицы длиннее нашего лося, а есть совсем

 маленькие меньше нашего лесного муравья. – Решил всех удивить Заяц.

        - Да, Да! Это так! Ящериц разных великое множество. Одни из них,

 веретенницы, очень похожи на змей, другие, их зовут василиски, любят воду и

 бегают по ней на задних лапках, а ещё бывают ящерицы, которые каждую минуту

 могут менять цвет. – сказал Дедушка Пень.

       - Знаю, знаю, их зовут хамелеон. – Добавил Заяц.

       У Белочки от удивления упал орех, который она держала в лапах.

 Никогда пушистая попрыгунья не слышала о таких совсем не похожих друг на

друга ящерицах.

        - Хорошо живётся животным в тёплых краях. А у нас уже осень и мама

 сказала, что нам, зайцам, пора готовиться к холодам. Только я не знаю как

это нужно делать, потому что у меня это будет первая зима– Грустно произнёс

длинноухий зайчишка.. - Вы мне расскажите?

        - Конечно, расскажу. - Успокоил Зайца Пень.

        - Дедушка Пень! А где ящерицы прячутся от морозов? Зимой я их не

видела в нашем лесу! – спросила Белочка.

       - Пока стоят тёплые деньки ящерицы греются на солнышке: на камнях, на

 пригорках или пеньках. В середине осени они начинают искать место для

 зимней спячки. Чтобы было теплее, несколько ящериц собирается в один

клубок. Так они и зимуют под кучами наваленных веток, между корнями

деревьев, укрываются в небольшом пространстве под камнями или забираются в

свободные норки грызунов.

        - Как интересно Вы рассказываете. Мы очень много узнали про ящериц.

         - Скоро солнышко спрячется за деревья. Вам нужно бежать по домам и

ложиться спать. – С сожалением сказал Дедушка Пень.

        - А можно мы к Вам завтра придём со своими друзьями? – в один голос

спросили Белочка и Заяц.

       - Конечно можно. Я буду вас ждать. – И старый пень ещё долго

 улыбался, вспоминая, как замечательно прошёл этот день.