Путешествие в Ступолохту

Андрей Тернов
Подходит очередной отпуск, и мы в очередной раз задумываемся о том, как его провести, где отдохнуть. На сей раз мы с товарищем Сергеем Митакиным решили отправиться в путешествие по весям Вологодской области на автомобиле, земле моих предков. Дед по материнской линии К.И. Шадровцев родом из тех мест. Его малой родиной является деревня Ступолохта Кадуйского района. А по пути посетить древние русские города, полюбоваться старинным зодчеством, посмотреть исторические достопримечательности. Путь непростой, расстояние от Каширы до деревни примерно 700 км! Потому выехали мы рано, в 8 часов утра.
И вот мы в дороге. Первая остановка у Троице-Сергиевой лавры, в которой находятся мощи её основателя Сергия Радонежского. В окрестностях лавры в этот раз было много туристов, в основном, из гостей из Китая. Чтобы прикоснуться к мощам святого нам пришлось отстоять немалую очередь. Приложившись к мощам преподобного Сергия, мы как бы получили благословение на дальнейший путь, на котором, что удивительно, нам встречались церкви и монастыри, основанные учениками именно Сергия Радонежского.
Движение продолжили по Ярославскому шоссе, включив диск с песнями и в исполнении артиста и бывшего работника электростанции Николая Низовского. Проезжая по мосту через Волгу, поразились её широте, живописным берегам. Недаром её называют Волгой–матушкой – красива, величава. В Ярославе пришлось постоять в небольшой дорожной пробке. Чтобы избежать повторения такой ситуации, изменили маршрут, поехали не через Вологду, а через Пошехонье, населенный пункт, в котором производят известный «Пошехонский» сыр. Миновали пробки, зато поехали по разбитой, безлюдной дороге: ни сел, ни деревень в округе, на всем пути встретили две или три машины. Такое впечатление, что это вымерший, заброшенный уголок России с огромными площадями пустующей земли. А ведь развалины бывших церквей свидетельствуют о том, что там когда-то процветала цивилизация.
Подъезжаем к Рыбинскому водохранилищу, напоминающему большое и холодное море. Создан этот искусственный водоем в конце тридцатых - начале сороковых годов прошлого столетия на месте, где вливаются в Волгу притоки Шексна и Молога. Водохранилище создали. А 130 тысяч людей лишились своей малой родины – город Молога, несколько десятков деревень и сел, монастырей и храмов были затоплены.  Полюбовавшись водными просторами, отправились в кафе утолить голод. Несколько кусочков ароматного шашлыка – и вновь в путь. Надвигались сумерки с нависшей над нами тёмной дождевой тучей. Надо отметить, что в этой местности довольно часто идут образованные водохранилищем дожди. Пересекли реку Шексну, проехали Череповец и через некоторое время въехали в небольшой городок Кадуй (ударение во всех финно-угорских названиях идёт на первый слог), где нас радушно встретили мои родственники – дядя Григорий Шадровцев, работающий в местном лесничестве, и его супруга Любовь. Кадуй, как и наша Кашира, – город энергетиков, располагается Череповецкая ГРЭС, мощность которой 1050 МВт. На электростанции трудятся многие мои дальние родственники по маминой линии.
Переночевав в доме гостеприимных хозяев, утром отправились знакомиться с городом (хотя я и был здесь в прошлом году, но как-то проездом, не смог прочувствовать его). Заглянули в краеведческий музей. Из рассказа экскурсовода узнали, что места эти древние, несколько тысячелетий до нашей эры на реках Суде и Андоге жило племя Весь, затем к ним присоединились славяне. В 1517 году странник Филипп основал монастырь, получивший позже название Филиппо-Ирапской Красноборской Троицкой пустыни. В 1904 году на Петербургско-Вологодской линии Николаевской железной дороги открыли станцию, послужившую рождению поселка Кадуй, название которого с финно-угорского языка переводится как «можжевеловый ручей». Земля эта славится своими жителями. Это родина знаменитого поэта Игоря Северянина и русского артиста, оперного постановщика Виктора Андоги.
Не могли мы пройти мимо городской библиотеки, где встретились с местными поэтами, членами литературного объединения «Семизерье» М. Гусевой, А. Дудкиным, Т. Гогулиной.
Нагулявшись по городу, надышавшись ароматным сосновым воздухом, поехали в родную деревню моего деда – Ступолохту, что в переводе означает «проходимое болото». На самом деле Ступолохты три: Малая, Средняя и Задняя. Каждая из них расположена друг за другом, а от трассы их разделяет заросшее поле, где любят ползать гадюки, потому ходить там нужно осторожно, в резиновых сапогах. Многие коренные жители теперь уехали в город и превратились в дачников, которые живут, в основном, в летнее время. Вот мы и попали в “дачный сезон” и потому почти всех родственников я смог увидеть. И вообще здорово побывать в “родовом гнезде”, где все радушны и, так или иначе, тебе родственники (в данном случае – по материной линии). Смотришь – бегут девочки или мальчики – значит, мои племянники. Прохаживаются ровесники – троюродные сёстры и братья. Встретишь людей постарше – точно дяди или тёти. А люди пожилого возраста – дедушки или бабушки. Хорошо, что взял свои сборники стихов – почти все раздарил.
И вот мы уже второй день в Ступолохте. В этот день в доме сына дяди Кости собрались многочисленные родственники, чтобы отметить день рождения моего деда. Конечно, приятно было повидаться с близкими людьми, услышать рассказы об их жизни. Красноречив был Константин Николаевич. Он с радостью показывал свои трофеи, сопровождая их удивительными историями из своей егерской жизни. Он – отличный охотник, участник многих охотничьих выставок. Черепа медведей, волков, кабанов и других “жертв” неравной борьбы, как апофеоз войны, украшают чердак дяди Кости. “Если встретишь медведя, - рассказывал он, - то ни в коем случае нельзя бежать от него, его прыжок – около 6 метров, он подумает, что ты добыча. Лучше встать во весь рост, не смотреть зверю в глаза, если зверь не уходит, лучше издавать какие-то резкие звуки, вроде бряцанья кружки о котелок, но не подражать рыку медведя, так как он это может воспринять как вызов. Если перед вами медведь-самец, то есть вероятность уйти от опасности, эти животные подслеповаты и если учуяли человека, то вряд ли будут нападать. Но если попались медвежата, то, скорее всего, рядом медведица, и ни в коем случае нельзя их брать в руки, лучше скорее поспешить восвояси”. В этих местах дичь всегда была промыслом селян, а лесов здесь предостаточно.
Удивительны и другие артефакты. Дядя Костя показал некоторые экземпляры твёрдой породы, одна испещрена железными оплавленными шариками, другая – однородна и имеет ржавчину. Возможно, это метеориты или же, что скорее всего, остатки магмы, так как местность находится на восточном склоне Балтийского кристаллического щита, и в более древнюю эпоху здесь происходили тектонические процессы. Якобы эти породы брали на анализ и находили там кучу различных элементов таблицы Менделеева.
Мне, как кошатнику, сразу приглянулся мраморно-серебристый кот Кокос. Невероятно, но все коты здесь большие, словно рыси, в длину – около метра! Здоровое питание и чистый воздух благоприятствуют.
Пока мы совершали экскурс в мир животных, гости уже рассаживались за большим столом. Среди родственников был отец дяди Кости, родной брат моего деда Николай Иванович Шадровцев, ветеран Великой Отечественной войны, известный гармонист и рассказчик. Его не раз показывали по телевидению в передаче “Играй гармонь”. И сегодня гармонь тоже играла.
На следующий день мы решили порыбачить с дядей Володей, в доме которого и обитали в Ступолохте, а ещё вместе с тётей Светой и сестрой Татьяной. Накопали червей, взяли удочки. На собственном изобретении Владимира – трёхколёсном мотоблоке с коробкой передач – мы доехали через болотистый лес к реке Солохте (в переводе «жёрдочный мосток»). И вправду, здесь бобры так запрудили речку, что сваленные сосны, как жёрдочки, пересекают речку. Течение у реки слабое, потому попался один маленький окунёк, это была моя первая в жизни рыбка, которую я поймал. Решил отпустить её, пусть плавает в водных просторах.
В новый день мы попросили дядю Костю, чтобы он нам показал древний камень, который лежит в лесу неподалёку от родовых сосен (считается, что они со времён зарождения Шадровцевых). С двумя лайками Шугой и Мигой мы отправились в лес. Вдруг собаки сильно залаяли, послышалось фырканье, пока мы добежали до места, уже простыл след кабана, на которого ополчились наши четвероногие спутники. Видимо, у него там было логово. Даже характерный запах ещё оставался. Пошли дальше. Если бы не дядя Костя, мы бы не нашли тот камень. Говорят, что из-за него здесь люди плутают, не могут выйти из леса в нужном направлении. Удивительно – посреди деревьев стоит глыба, расколотая пополам, причём, расколота строго с севера на юг. Возможно, этот камень являлся поклонением древних народов, населявших эту территорию (скорее всего, вепсов). Загадав желание, мы благополучно вернулись обратно, чтобы собраться в двухдневный поход на чудо-изобретении наших простых кулибиных и левшей – на болотоходе. Болотоход – это автомобиль Ока, с колёсами-лодками, размером, как у автомобилей бигфутов, но очень лёгкими. Такая машина может проехать по любому болоту, даже плыть по реке.
Сын дяди Григория Никита очень хорошо знает родные места. Здесь он часто ходил, собирал клюкву (кстати, очень прибыльное дело, правда, нужно собирать несколько вёдер в день!), охотился. И вот, мы попросили его отвезти нас на Маткоозеро (от вепсского – путь, дорога), которое интересно тем, что по своей форме напоминает воронку от метеорита. Ранним утром мы доехали до места в лесу, где спрятан – замаскирован болотоход, сели в кузов, и Никита повёз нас. Максимальная скорость 40 км/ч, зато невероятная проходимость. Мой троюродный брат часто возит друзей на местное “сафари”. Переплывая реку Андогу, мы попали на довольно обрывистый берег, увы, задний мост не выдержал и лопнул. Пришлось оставить машину у берега и дойти до Маткоозера самостоятельно. Стоит отметить, что в Вологодской области очень много комаров и оводов. Но страшнее всего последние, их укусы дольше заживают.
У Никиты оказалось несколько срубленных избушек, где можно переночевать. Одна из избушек осталась от поселения, последний житель которого ушёл оттуда в 80-е годы прошлого столетия, а ведь когда-то на этих топких болотах жили тысячи людей. Известна эта избушка была своей иконой, к которой приходили паломники со всей России. Но, увы, кто-то икону забрал и не вернул.
Утром следующего дня мы отправились переправлять болотоход обратно. Пришлось довольно долго пробыть в Андоге, делать настилы из веток и брёвен, чтобы на переднем приводе вытащить машину из реки на ровную поверхность лесной дороги. Втроём нам это удалось, и мы благополучно вернулись домой.
Распрощавшись со всеми родными, поблагодарив за тёплый приём, мы с Сергеем отправились обратно в Каширу. По пути побывали и на Рыбинском водохранилище, и на Плещеевом озере. В общем, путешествие по глубинке России удалось!

(А.А. Тернов 27.09.2016)