Эскизы моих Воспоминаний. 1

Алексей Ратушный
Некоторые тексты обращенные к ученикам и ученицам во время занятий в разные годы и на совершенно различных предметах.
Здесь я осмелюсь напомнить тем, кто знал,да подзабыл, и тем кто знакомится впервые  - мне довелось вполне профессионально преподавать следующие предметы в школах, техникумах и вузах:
- чтение
- письмо
- каллиграфию
- счёт
- русский народный эпос
- русскую литературу
- историю
- географию
- астрономию
- физику
- химию
- органическую химию
- геологию
- основы геофизики (сейсмики, электроразведки, гравики)
- философию
- формальную логику
- диалектическую логику
- мировую художественную культуру
- черчение
- сопротивление материалов
- основы деонтологии
- основы психологии
- основы государства и права
- историю философии
- обществоведение
и так далее и тому подобное.
Потому, надеюсь, некоторые из шкварок вам могут и глянуться.

Не претендуя на полноту.
Не претендуя на авторство.

«Что такое совесть?
Никто не узнает, никто не заметит, никто не расскажет – а я всё равно не сделаю!» – автора этого величайшего текста я не знаю.
Но текст точно не мой!
«Не суй, куда не надо, не лезь куда не просят.»
Впервые сам услышал на флоте от старшин в «учебной» роте.

«Только идиот может всерьёз рассчитывать, что доживёт сегодня до вечера»
В одном из самых знаменитых писем Петрарки имеется целый сборник отсылок к древним авторам высказывавшим эту чудесную мысль. Она же обыграна в знаменитом диалоге Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах в «Мастере и Маргарите» у М.А. Булгакова

«Всё плохое происходит очень быстро, всё хорошее – очень медленно!»
Эту мысль я выработал сам к двадцати пяти годам. Наверняка она встречается у многих авторов в том или ином контексте.

Я хотел вскопать грядку. Воткнул лопату в землю и вдруг из-под неё раздался писк: «А почему начинаем с меня?» Я удивился и зашел с другого угла. Писк повторился. И тогда я просто начал перекапывать грядку, не обращая внимания на вопли и писки. Какая разница – откуда начинать, если я решил перекопать её всю?

Каков твой план? Первый пункт понятен. Но если это не получится, что тогда? Второй пункт понятен. Но если и это откажет? Третий пункт понятен. Но вдруг не получится и это? Смотри, мы перебрали много твоих надежд, но если все, что запланировал не получится? Знаешь, каким должен быть обязательно последний пункт плана? Записывай: «Тогда я открываю сейф, достаю из него пистолет и стреляюсь!» Если ты не готов застрелиться после того, как все твои планы рухнули, значит это очень плохие планы. Строитель моста обязан встать под мост, когда по нему пойдёт тяжелогружёный состав.
Если ты не готов встать под свой мост, не начинай его строить.

Человек – существо ошибающееся!
Даже в самых лучших программах и в самых лучших текстах встречаются ошибки! Главная проблема – не избегать ошибок, а уметь «держать удар» и не расстраиваться, увидев, что ошибка совершена. Еще Лев Николаевич Толстой гениально указывал: «Шахматист ошибается каждым ходом, но замечает только те ошибки, за которые его наказывают!» («Война и мир»)
Человек ошибается каждым своим движением и выигрывает в любой битве не тот, кто действует безошибочно, а тот, кто делает ошибки меньшего масштаба. Я ошибаюсь – и это прекрасно!

Если я в забеге буду делать шаги с такой же частотой, как мой соперник, но каждый мой шаг будет на один миллиметр длиннее его шага, то в конце десятикилометровой дистанции (примерно семь тысяч шагов!) я обгоню его на семь метров.

Есть такое понятие: «цена хода». Выигрывает тот, чей ход на одну копейку дороже хода противника. Если перевеса в сорок копеек достаточно для победы, значит решающего перевеса можно достичь к сороковому ходу.
Если вы выиграли за двадцать ходов, значит каждый ваш ход в среднем был на две копейки дороже хода вашего партнёра.

Самое великое искусство в беседе – это искусство молчать.
Держать паузу.
Не произнести ни одного лишнего слова.
Самый знаменитый текст Феофраста («Богоречивого», обладавшего божественной речью) – это непроизнесение ни единого слова перед Афинским Ареопагом (Ареопаг – 500 афинских судей, высший Суд в Афинах).
Примечание: 16 марта 1985-го года мне довелось не произнести ни одного слова на увольнявшем меня педсовете поселковой школы в Фоминском.
Это была лучшая моя речь в жизни.