Разлучница. Часть 1. Глава 25

Эвелина Пиженко
Глава 25.

Свой девятнадцатый день рождения Варя встретила при «полном параде» - модная, укороченная стрижка, неброский, но выразительный макияж… С удлинённого пуловера «под ангорку» только утром снята магазинная бирка, модные леггинсы обтягивают всё ещё худенькие, но уже не такие «детские» ноги… Высокие сапожки на тонком каблучке скрывают их почти до самого колена… Уверенность так и сквозит во всём облике – начиная от взгляда и заканчивая походкой…
За эти полтора года, что Варя работала в магазине, она многому научилась, многое приняла для себя как неизбежное – например, аккуратность и ответственность. Ведь другой такой работы в её положении вряд ли найдётся, и на эту попала чудом, так нужно держаться из последних сил!.. И, главное, терпеть… работа не из лёгких, тут и более старшие не всегда задерживаются – кто-то с коллективом не уживается, кто-то не чист на руку, кто-то просто невнимателен и халатен. За эти полтора года при Варе три продавца сменилось на одном рабочем месте… Из постоянных оставалась Галина, да вот теперь и она – Варя, тоже была причислена к числу «кадровых»… Что скрывать, не всегда всё было гладко – вслед за «удачными» ревизиями бывали и «неудачные»… И недостачу приходилось выплачивать, когда одна из новеньких продавщиц вдруг бросила на стол директору ключи от магазина – сказав, что не по силам ей эта работа… На ревизию не пришла, оказалось, что ударилась в запой. Пришлось считать без неё, результат оказался плачевным… Всё, что могла, бухгалтер высчитала из зарплаты нерадивой работницы… Остальное пришлось покрывать Галине с Варей. А куда денешься – коллективная ответственность. Бабушке Варя говорить ничего не стала – расстроится, будет кричать… Как-то выкрутилась, да, на счастье, следующий месяц отработали уже «на себя». Спасибо Галине – многому научила Варьку, недаром всю жизнь – в торговле…

…И на душе как-то улеглось… Работа заполнила собой дни… Маленькая Стеша забирала всё остальное время… В свои два с половиной года девочка довольно хорошо разговаривала, любила танцевать, и пару недель назад, на новогоднем утреннике даже станцевала перед Дедом Морозом. Варя с гордостью наблюдала за дочерью – в новом пышном, как у принцессы, платье, с пушистыми бантами на светлой головке, в новеньких лакированных туфельках, Стеша казалась ей лучше и красивее всех остальных детей ясельной группы. К гордости примешивалось незнакомое чувство «взрослости» и самостоятельности, ведь она, Варя – мама этой чудесной девочки, и сейчас, по прошествии времени, может, не стесняясь и не стыдясь, говорить об этом. А ведь, кажется, ещё недавно опускала глаза при виде своих бывших учителей и одноклассников… Пересуды о её беременности долго не сходили с языков, почти всем бывшим подружкам матери запретили общаться с «падшей» Варей Плехоткиной… А сейчас те же самые матери здороваются с ней в магазине, как ни в чём не бывало, спрашивают, какого привоза сыр на прилавке, просят выбрать буханку хлеба «покрасивее»… Уже много раз Варя ловила себя на мысли, что больше не завидует своим сверстницам, которые только-только вышли во взрослый мир и учатся где-то вдали от дома, живут на стипендию да на то, что пошлют им родители… Не у всех же мамы и папы ходят в начальниках. А она, Варя, уже вполне самостоятельная девушка, сама зарабатывает свою копеечку, и ей этот процесс очень даже нравится. Так приятно получать зарплату! Даже бабушка больше не забирает у неё заработанные деньги, а лишь ворчит иногда – считает, что у неё Варькины рубли были бы сохраннее…

Но Варя и сама знает им цену, она не тратит деньги на что попало! Она складывает их – точно так же, как и бабушка… Она очень экономно относится к тому, что заработала собственным трудом, и, если иногда достаёт из укромного местечка какую-то сумму, то лишь на самое необходимое, для себя или для дочки, иногда для бабушки, но та всегда отказывается от подарков, говорит, что у неё есть всё.
…Варя давно уже поняла, что значит – иметь хоть небольшой финансовый тыл. Ей ли, выросшей в постоянной нужде, не знать, как стыдно носить чьи-то обноски, принимать «подарки» от сердобольных соседей и знакомых – те часто отдавали Марии Викторовне что-нибудь из одежды своих детей «для внучки»… Варя помнит, как однажды девочка из параллельного класса увидела на ней свою «бывшую» кофточку…
«Ой, а я думаю, куда мама эту кофту задевала… - девочка иронично разглядывала худенькую Варькину фигурку в великоватой для неё трикотажной вещице. – Думала, что на помойку выкинула…»

…Варя никогда не забудет, как было стыдно… до боли, до слёз… Хотелось немедленно снять «обновку» и зашвырнуть подальше… Теперь она вспоминает об этом с презрением. Уж она-то никогда не допустит, чтобы Стеша ходила в недоношенных кем-то вещах! Те же жалостливые соседи пытались и ей всучить платьица своих выросших девчонок… Но Варя сразу пресекла все попытки! Пусть у Стеши будет всего два платьишка, но – свои собственные.

…Платьев у Стеши было теперь не два, и даже не три. В первое время, увидев дома новые детские наряды, Варя со всей строгостью «допрашивала» бабушку – кто принёс? Наряды были, как правило, с этикеткой, и Мария Викторовна, зная отношение внучки к подаркам, даже пыталась иногда обмануть – говорила, что купила сама, пока Варя была на работе. Но провести Варьку было трудно – знала, что бабка из дому теперь почти не выходит, если только воздухом подышать во дворе или правнучку забрать из яслей… Но, и только, а, значит, приходил кто-то посторонний. Дарить новые костюмчики и комбинезоны, кроме Нины Бережной, было некому… Как ни противилась Варя, а пришлось смириться. Детские вещи стоили дорого, а одевать Стешу хотелось не хуже других… А здесь – всё новенькое, красивое, только из магазина… И принёс не кто-нибудь, а родная бабушка. Стали появляться у Стеши и дорогие игрушки… Вначале Варя не задумывалась, а потом стала догадываться – видать, не только Нина Сергеевна раскошеливается на внучку… Видимо, Андрей старается загладить свою вину перед дочерью… Но как узнаешь наверняка – он или не он?.. Со временем Варя приняла и это, уже не грозилась выкинуть новую куклу, как год назад – велосипед. Только дала себе ещё один зарок: у неё будут деньги. Много денег… Столько, чтобы никогда не жить в нужде ни ей, ни дочери, но, самое главное, чтобы не брать чужих подачек!

…День рождения Варя отмечала вместе с напарницами, в магазине. Больше было не с кем – подружек у неё теперь нет, с бабушкой не отметишь, она кроме лекарств сейчас ничего не пьёт, да и скучно – так, без гостей… Хочется побыть взрослой и самостоятельной!
Сразу после закрытия магазина Варя и Галина не ушли домой, а накрыли в подсобке стол: заготовки для салатов и картошку принесла с собой Варя, котлеты и колбасу взяли из магазинного холодильника, из подсобки – пару бутылок вина: сухое и креплёное. Третья напарница, Ира, принятая пару месяцев назад вместо ушедшей в декрет продавщицы, подошла к назначенному часу в магазин – традицию отмечать все торжества и праздники на рабочем месте никто не отменял. Варя ещё со вчерашнего вечера предупредила бабушку, что задержится – такое бывает не часто, а она теперь вполне самостоятельный человек. Как-никак, девятнадцать лет исполнилось сегодняшним январским днём! Немного было жалко дочку – та с утра не видела маму, но это тоже не смертельно. Посидит немного Варя со своими коллегами, и придёт.

Она с нескрываемой радостью разглядывала подаренный напарницами комплект постельного белья – огромные букеты роз рассыпались по пододеяльнику, простыне и наволочкам… На таком белье Варя ещё не спала – у бабушки всё постельное было ещё «советского» пошива: белое, как в больнице, только наволочки из набивного ситца, да и то уже выцветшие от долгого употребления…

- Молодец ты, Варюха!.. – раскрасневшаяся после бокала вина Галина одобрительно мотнула головой. – Вот никогда бы не подумала, что мы с тобой так сработаемся!
- А почему не подумали, тёть Галь? – слова были приятны Варьке, и она переспросила нарочно, чтобы уже в который раз услышать о себе хвалебную речь. Эту речь Галина «толкала» каждый раз, когда случалось застолье.
- Да молодая ты была больно! – женщина вилкой потянулась в тарелку с крабовым салатом. Отправив в рот очередную порцию, перевела взгляд на Ирину. – Пришла в позапрошлом году – Господи!.. Дитё дитём!.. Ножки тоненькие, ручки – как веточки… В куклы играть, а её – за прилавок! Я на неё смотрю, Ир… С кем работать?! Только что одну такую свиристелку убрали – Колышкину Машку… Знаешь её?
- Да знаю… - кивнула Ирина. – Слышала, недостача у вас была…
- Да ещё какая! – Галина многозначительно хмыкнула. – А тут опять двадцать пять, Дёмина приводит Варвару нашу… - она снова посмотрела на Варю уже довольно нетрезвым взглядом. – Варь, только не обижайся!.. Как на духу говорю…
- Да я не обижаюсь… - Варька едва прятала довольную улыбку – знала, что скажет дальше Галина.
- Я тогда Дёминой сразу сказала: Елена Дмитриевна, как хотите, я с ней работать не буду! – Галина «рубанула» воздух довольно увесистой ладонью. – Я что, должна бесплатно пахать?! Март – недостача… апрель нормально, в мае – опять недостача!.. От одной сдыхались, ты мне другую привела?! Нет, говорю, как хотите, а я отказываюсь… У меня семья, дети тоже кушать хотят…

…«Откровения» Галины длились ещё довольно долго. Несмотря на то, что сама Варя почти не пила, ей было интересно сидеть вместе со взрослыми женщинами, чувствовать себя «своей» в пусть и небольшом, но всё же коллективе, слушать о себе хвалебные речи. К тому же, довольно скоро разговор переметнулся к личным воспоминаниям о «торговом» прошлом – Варя любила слушать более опытных работниц, каждую историю пропускала через себя, набиралась теории… Чувствовала – её эта стезя… Только не за прилавком… Вот пройдёт время, и откроет она свой магазин, и не здесь, в Сосновом… В городе откроет! И не бокал вина, который она всё же осилила, говорит сейчас в ней… Это – её мечта. Ещё совсем новая, не окрепшая… но – мечта. И она обязательно сбудется! Она уже сейчас постигла кое-какие премудрости, да и сама Галина сколько раз говорила, что торговля – Варино призвание, ведь какая молоденькая пришла, а как быстро научилась понимать самую суть – правильно считать, вести учёт, угадывать покупательский спрос… А, самое главное – не лезть в кассу. Это – первое правило. Брать можно лишь тогда, когда уверен – берёшь лишнее… Это – второе правило. И нарабатывать это «лишнее» так, чтобы и покупатели были довольны, и начальство ни о чём не догадывалось. Это – третье правило…

- Слушай, Варь… - слегка захмелеввшая Ирина, на правах утверждённого члена коллектива тоже решила выпытать давно интересующие её детали Варькиной личной жизни. Выпив очередной бокал вина, она положила оба локтя на столешницу, навалилась на них нехилым бюстом. – Ну, а Бережной-то… Дочку-то хоть признал? Или до сих пор отказывается?
- Ирка!.. – Галина попыталась сделать рукой предупреждающий жест, так, чтобы его не заметила Варя, но получилось это неуклюже – на пол со стуком упала вилка. – Ирка, не надо!.. Не лезь в душу человеку… Это – запретная тема…
- А чего такого-то? – Ирина пожала плечами, перевела взгляд на именинницу. – Варь, да ладно тебе… ну, все знают, чего там?.. Все за тебя, весь Сосновый!
- Стеша – только моя дочка… - Варю уже давно не смущали подобные вопросы. Напротив, ей теперь нравилось отвечать на них – прямо как в кино, коротко и ясно. Улыбнувшись чуть горделиво, она нарочно подняла полный бокал, делая вид, что хочет чокнуться. – Моя, и больше – ничья. Давайте, выпьем за неё?
- Давай! – Галина охотно взяла свой бокал, чокнулась с остальными. – За твою Стешу! И за тебя, Варюха! Чтоб у тебя всё было зашибись!..
- За тебя, Варя, и за твою дочу! – Ирина повторила тост, но, выпив, не преминула продолжить прежнюю тему. Поставив пустой бокал, поднесла к носу кусочек хлеба, затем немного откусила, потянулась за котлетой. Жевала и говорила неторопливо, одновременно. – Дети – это главное… С этим у тебя всё в порядке, Варь! А Бережному… ещё икнётся, вот увидишь! Да ему и так уже икается, у него-то детей так и нет… Пусть потом локти кусает!
- Да мне без разницы… - как ни храбрилась Варя, как ни делала вид, что ей всё равно, но, услышав последние слова Ирины, почувствовала, как заливается пунцовым румянцем. Вроде бы, и успокоилось немного сердечко… А всё же иногда подпрыгивает при имени Андрея… Уже меньше, но – подпрыгивает…
- Ну, и правильно! – Галина сама уже давно отстала от Варьки, и сейчас старательно уводила ненужный разговор в сторону. – Мы тебе хорошего жениха найдём, Варюха! Замуж тебе надо, чем быстрее, тем лучше.
- Рано ей замуж! – Ирина старательно стряхнула крошки с высокого бюста, потом – с полных, массивных колен. – Пусть поживёт для себя! Мужики никуда не денутся, а вот учиться тебе, Варя, надо! Девять классов – считай, что ничего. Что тебе, всю жизнь здесь, в Сосновом сидеть?
- А я не собираюсь сидеть… - Варя весело пожала плечиком. – Я всё равно в город уеду…
- Учиться… - хмыкнула Галина. – Куда она тебе сейчас с девятью классами поступит?
- А что, есть заочное на базе девяти… - Ирина перевела взгляд с Галины на Варю. – Ты же можешь поступить на заочное, Варь!
- Куда ей сейчас поступать, дитё совсем маленькое… - Галя махнула рукой. – Хоть бы аттестат как-то за одиннадцатый класс… купить, может?..
- А зачем ей аттестат… - Ира выгнула губы подковой. – Лучше сразу – диплом!
- Варька, не слушай её! – Галина перебила напарницу. – До диплома может не дойти, а вот аттестат о среднем образовании нужен! Мало ли что, коснётся – а у тебя всего девять классов! Сейчас жизнь, знаешь, какая? Надо тебе с директором школы поговорить… может, как-то оформили бы тебя?..
- Да кто её сейчас оформит, она же не просто экзамены за одиннадцатый не сдала, это же целых два года надо как-то сфальсифицировать! Тут тебе не город, тут взяток не берут!
- Да и в городе… не так всё просто… - Галина задумчиво мотнула головой. – А аттестат нужен, Варь… Ты девочка умная, кто знает, как повернётся?.. Может, сразу в институт заочно поступишь? Ты упорная, у тебя получится!
- Она и после техникума поступит! – не унималась Ирина – Варя, тебе надо в техникум!..
- Вот заладила… - Галина поморщилась. Поднявшись из-за стола, начала потихоньку собирать грязную посуду. – Будто ей так легко сейчас куда-то поступить. Это же на сессии надо ездить, два раза в год… А деньги где брать, ей ведь никто не оплатит учёбу. А на сессии надо где-то жить, что-то есть… А ребёнка с кем оставлять? На бабку надежды мало, она сама еле ходит… тут хотя бы аттестат полный выправить…

…Домой Варя шла в задумчивом настроении. Действительно, коснись чего, у неё всего девять классов… Может, и правда, подойти к директору школы?..

- Варюха!.. – на следующий день Ирина буквально ворвалась в магазин под конец Вариной смены. – У меня для тебя новость! Оказывается, в Поссере есть вечерняя школа! Я сегодня случайно узнала: они набирали учеников, и наши сосновские поступили, трое, в том числе и мой сосед… Занятия три раза в неделю, но для наших, сосновских – два раза, главное, потом контрольные хорошо писать… Усекла?
- А как я… - Варя стояла ошарашенная – соседний посёлок Поссер находился в двадцати километрах, туда можно было ездить как по железной дороге, так и на автомобиле, но оба варианта были для неё проблематичны. – Как я буду добираться? У меня же нет машины… а поездом, это на целый день… И потом, они уже давно учатся, кто меня возьмёт сейчас, в январе?
- Возьмут! – Ирина махнула рукой. – Серёжка говорит, у них недобор, боятся, что вообще закроют вечерку, сказали, если кто захочет, то оформят даже сейчас! Только чтобы занималась дома, всё навёрстывала!
- А ездить как?
- Два раза в неделю леспромхоз машину даёт – Серёга же водитель, и Панфилов разрешил брать старого «козлика», чтобы всех учеников возить! Как раз место одно есть! Ну, что, согласна?
- Не знаю… - Варя неуверенно пожала плечами. – А работа? Посменно же, а если будет совпадать?
- Договоримся как-нибудь! Главное – аттестат о среднем образовании будет, раз уж в техникум не получается… Думай… Пойдёшь учиться?
- Ну, не знаю… Наверное – пойду…


http://www.proza.ru/2016/10/21/138