Человек из Калифорнии

Евгений Боровицкий
Несмотря на густую черную бороду Виктора не узнать было нельзя. Он и раньше не  страдал от лишнего веса, но сейчас выглядел как истощенный узник концлагеря и, как будто, стал ниже ростом. Я издали помахал ему рукой.

Мы обнялись и неловко поцеловались. Сколько мы не виделись? Десять, нет почти пятнадцать лет! На свое пятидесятилетие я собрал близких друзей на даче. Тогда он подарил мне торт, где кремом был изображен и ринг, и парашют. Правда Виктор чертыхался и говорил, что его идею испахабили. Но, подарок мне понравился и я его, в отличии от всех остальных, помню до сих пор.

Когда мы сели в мою машины на часах было уже восемь вечера. В конце сентября это уже сумерки.
-Куда ехать?
-По слуцкому шоссе за Самохваловичами поворот на Королево.
Мы выехали на трассу и я спросил первое, что больше всего меня волновало:
-Как тебя занесло в Калифорнию? Последний раз ты мне звонил года три назад, когда погиб Борис.
-Да, так и было. Я приезжал в Минск к матери. А в Калифорнии я уже шесть лет. Моя супруга  Наталья живет  в Америке со своими дочерьми уже давно.
-Ты женился? Для меня это было сюрпризом. Никогда не думал, что ты - старый холостяк женишься!
-Я сам удивляюсь до сих пор.
-У тебя вид на жительство?
-Да.
-А на что ты живешь? Пособие платят?
-Пока нет, но с этого года, наверное, будут. Даю уроки физики русскоговорящим детям.

Когда Виктор мне позвонил и предложил встретится – он сказал, что у него есть дом в 20 километрах от города.
-На чем готовить там есть?
-Есть газовая плита, но с газом ли она – я не знаю.
-Понял, возьму походную плитку.

Кроме газовой плиты с 5 литровым  баллоном я прихватил сковородку, кастрюлю, несколько мисок, ложки и вилки. Собирать долго не пришлось – все это составляет мой походный набор для рыбалки.

Купил мясо, порезал его на отбивные, посолил, поперчил и пересыпал нарезанным луком. За пару часов будет в лучшем виде!

На место приехали в полной темноте.  Кирпичный дом в два этажа находился на окраине поселка у лесополосы, обнесен покосившимся забором без калитки. Участок большой, заросший травой. Было видно, что его много лет не обрабатывали.
Длинная во весь дом открытая веранда заросла виноградом, который стелился по стенам и полу.

Я достал фонарь подсвечивая Виктору входную дверь, которая на удивление легко открылась.
За дверью оказался маленький тамбур  и  кухня.
- А вода в доме есть? – спросил я, догадываясь, что с ней могут быть проблемы.
-Воды как раз и нет!
-Как же я лоханулся, что воды не взял!
--Да я к соседу схожу  – успокоил меня Виктор.
Я с сомнением посмотрел на его черную бороду. Представьте, к вам ночью стучится бородатый незнакомец за водой!
Минут через десять Виктор принес два ведра воды. Ведра  любезно предложил сосед. Спасибо бороде!

Я поставил картошку на огонь, и взялся за мясо. Пока я готовил Виктор рассказывал о себе.
-В Америке много русских, американцы классные ребята, а вот китайцы – всех уже достали!
Я рассмеялся:
-А что ты хочешь? Каждый пятый на земле – китаец! Они всех достанут.
Разговор проходил сумбурно.  Мы перескакивали с темы на тему. Вспоминали то армию, где вместе служили, то университет.

Наконец стол был накрыт и мы налили рюмки.
Помянули Бориса нашего армейского товарища, утонувшего у берегов Болгарии три года назад.
Я не стал спрашивать у Виктора, почему Борис как съехал в Москву, так мне ни разу не позвонил. Смутно помню,что я на него сильно осерчал, когда он не дал мне ключи от своей квартиры для свидания с девушкой. Понять его тогда я не мог, да что тут говорить…   Ну, да ладно. Царство ему небесное!

Мы выпили за встречу. Вспомнили своих армейских командиров, а я еще и прапорщика со склада.
-Представляешь! Когда я после увольнения из уголовного  розыска преподавал физику в ПТУ, брата моей жены избили и обобрали двое парней. Они размахивали красными корочками и говорили, что они  работники милиции.
Так получилось, что я установил одного из них. Он посещал женскую общагу и записался в журнале у дежурной.
Я передал эту информацию в отдел по борьбе с организованной преступностью. Ребят нашли. Они оказались сержантами из школы по подготовке сотрудников милиции. Там их учат пол года. В народе эту школу именуют «Сатурном».

Но, я не об этом. Один из задержанных только-только женился. Супруга ждала ребенка и его тесть приехал к нам, вернее к моей теще - матери потерпевшего, извиниться и вернуть похищенные деньги.
 
Теща – добрая душа накрыла стол и мы хорошо посидели. Так вот, этот «тесть» оказался прапорщиком с которым мы служили в одном полку! Но, меня не это удивило, а то, что после ракетной части, где он был кладовщиком – он целых десять лет ходил на подводной лодке! Вот это действительно чудеса, хотя прапорщики- кладовщики везде нужны.

Мы помолчали. Я, вдруг, понял, что совсем мало знаю о Викторе.
-Как ты попал в Минск?
-Школу я заканчивал в Польше, где служил отец, а после его гибели мы приехали в Беларусь.
-Как  гибели?
-Солдат-отморозок с автоматом сбежал из части и заскочил в наш дом. На первом этаже  жила одна ****ь. Он ее под автоматом стал выводить из квартиры. Она в крик. Мы жили на втором этаже. Отец услышал шум, спустился. Увидел солдата с автоматом и стал его разоружать – схватился за автомат, а тот - очередь…
Отца можно было еще спасти, но медики опоздали. Он умер от потери крови.
-Да, Витя, я этого не знал. Смелый мужик был! Настоящий офицер! Сколько ему было?
-Сорок семь.
-Давай выпьем за наших отцов! Я только сейчас стал осознавать какие они были! Победители! Такую войну  прошли!

Виктор продолжил:
-От армии нам выделили квартиру в Слуцке. Я  к командующему округом  ходил на прием – не помогло. Хорошо, что в части нам дали второе письмо с просьбой обеспечить жилплощадью семью офицера, погибшего на службе. Я отнес его в горисполком Минска и уже они, гражданские, предоставили нам квартиру столице.
Я  налил водки и мы молча  выпили за отцов. Я о многом хотел расспросить Виктора, но его ответы для меня были очевидны.
 
Что его здесь держит? Семьи нет, детей нет. Старая матушка в Минске, да родная сестра в Москве. Был близкий друг Борис - погиб.  На пенсию в 150 долларов одному жить сложною. Подработать? Где-бы Виктор ни работал у него с начальством и коллегами всегда возникали какие-то проблемы. А тут Америка, где ждет его женщина, выдерживающая его сложный характер.

Что-то в нашей встрече было ирреалистично. Заброшенный дом. Товарищ из прошлого – и он Виктор из Калифорнии…

Утром, пока Виктор собирал перезревшие сливы, я сложил в машину свои походные принадлежности. В город мы ехали молча.

 Я высадил его у метро и мы простились. Надолго? Наверное навсегда…