Народное просвещение на Кубани. 1850-1920

Александр Бабич
Автор выражает благодарность Хорольской Ксении Владимировне за любезное предоставление материалов по истории 1-го Александровского реального училища в г. Екатеринодаре

УЧРЕЖДЕНИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ XIX В. ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920 ГОДУ

(по документам фондов ГКУ «Государственный архив Краснодарского края»)

Историография.

Прежде чем перейти к изложению фактического материала, хотелось бы коснуться историографии вопроса. В дореволюционный период становлению народного образования на Кубани была посвящена довольно серьезная и богатая фактическим материалом, статья П. Зажаева «Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы», опубликованная в журнале «Школа и жизнь. Двухнедельный педагогический, литературный и общественно-политический журнал» (1907. №№ 7-8). Из современных работ можно отметить статью Г.Г. Дивитлидзе «Формирование сети учебных заведений дореволюционной Кубани: историко-аналитический аспект (ББК 63.3 (2) 47 Д. 13) и Р.Г. Багирова «Из истории народного образования на Кубани в середине XIX – нач. XX вв., опубликованной в журнале «Гуманитарная мысль Юга России». 2006. - № 1. С. 141-147.

Народное просвещение на Кубани с момента образования Кавказского учебного округа до начала ХХ в.

В данной статье представлен документальный материал из фондов ГКУ «Государственный архив Краснодарского края», характеризующий деятельность ряда учебных заведений, действовавших в Кубанской области с момента утверждения императором Николаем I Положения о Кавказском учебном округе в 1848 г. и до окончательного установления здесь советской власти в марте 1920 г.

Итак, 18 декабря 1848 г. вышло утвержденное императором Николаем I «Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подведомственных», по которому все учебные заведения Министерства Народного Просвещения, находящиеся в Закавказском крае, Ставропольской губернии и вообще на Кавказе, образовывали единый Кавказский учебный округ (§ 1).

Округ подчинялся Наместнику Кавказскому на основании правил, утвержденных императором 6 января 1846 г. (ст. 19590) (§ 2) и подразделялся на пять дирекций, в число которых входила и дирекция земли войска Черноморского (§ 3), которой принадлежали содержащиеся на счет войсковых сумм: Екатеринодарская войсковая гимназия с благородным пансионом и 6 приходских училищ: Таманское, Темрюкское, Полтавское, Брюховецкое,  Щербиновское,  и  Кущевское  (§ 8). В городах Тифлисе, Кутаисе, Ставрополе и Екатеринодаре уездных училищ на тот момент не полагалось, так как они входили в состав самих гимназий (§ 9).

Сверх того, в ведении дирекции состояли все приходские училища, содержащиеся на счет обществ и частных лиц; школы при церквях римско-католического содержания; школы при мечетях, частные пансионы и частные школы (§ 10). Управление Кавказским учебным округом осуществлял Попечитель, который, в то же время являлся Членом Совета Главного управления Закавказским краем (§ 14). Директор училищ Черноморского войска входил в состав Совета Попечителя Кавказского учебного округа (§ 29).

В соответствии с положением, каждая из гимназий округа состояла из восьми классов – одного приготовительного или приходского, двух уездных, и пяти собственно гимназических (§ 57); желающие поступить в гимназию, должны были представить: метрическое свидетельство о рождении и крещении и свидетельство о происхождении. Для мусульман метрическое свидетельство заменялось удостоверением местного полицейского участка о возрасте поступающего в гимназию; дети же гражданских чиновников и офицеров, вместо свидетельств, представляли послужные списки или указы об отставке их отцов (§ 58).

Общими предметами преподавания в гимназиях Кавказского учебного округа полагались Закон Божий, т.е. пространный катехизис, Священная и Церковная история и понятия об обязанностях христианина; российская грамматика, риторика, пиитика и история Российской словесности; арифметика, алгебра до 2 степени уравнения включительно, лонгиметрия, планиметрия и стереометрия; география всеобщая и Российская, история всеобщая и Российская, соединенная с историей Кавказского и Закавказского края; общая физика, краткая история законодательства, основные законы, учреждения государственные и губернские, законы о состояниях, законы гражданские и уголовные и практическое судопроизводство; местные языки (для Екатеринодарской гимназии): черкесский, иностранные: французский и французская словесность, а также: латинский язык, чистописание, рисование и черчение (§ 63). В Екатеринодарской гимназии сверх того полагались: военные науки, фехтование и гимнастика, в том объеме, в каком эти предметы преподавались в гимназии войска Донского (§ 64) [1].

Однако, предусмотренные этим положением дирекция училищ в войске Черноморском и гимназия в г. Екатеринодаре, фактически были открыты только в 1850 году [2].

29 октября 1853 г. император утвердил новое Положение о Кавказском учебном округе и подведомственных ему учебных заведениях. Согласно этому Положению в состав округа входила Дирекция училищ земли войска Черноморского, которая заведовала учебными заведениями не только в самом Черноморском войске, но и на северо-восточной части Черноморской береговой линии (§ 3).

К дирекции земли войска Черноморского принадлежали следующие учебные заведения: Екатеринодарская войсковая гимназия, с благородным пансионом при ней; Полтавское и Уманское окружные училища с пансионами при них; Новороссийское, Анапское и Ейское уездные училища, а также, Екатеринодарское, Таманское, Темрюкское, Брюховецкое и Щербиновское первоначальные училища, причем войсковая гимназия, окружные и первоначальные училища содержались на счет войсковых сумм Черноморского казачьего войска; пансионы при Полтавском и Уманском окружных училищах – на счет станичных сумм того же войска; уездные училища Новороссийское и Анапское содержались на счет акцизно-откупной суммы северо-восточного берега Черного моря, а Ейское – насчет сумм, отчисляемых в доход г. Ейска из таможенного сбора, впредь до открытия новых источников городских доходов. В Положении отмечалось, что в состав учебного округа не входили школы, учрежденные для детей всех состояний при церквах и монастырях, как православного, так и армяно-грегорианского исповедания (§ 7).

Управление Кавказским учебным округом также осуществлял Попечитель, который, одновременно с этим являлся Членом Совета Главного Управления Закавказским краем (§ 12).

Согласно Положению в уездных и окружных училищах преподавались: Закон Божий, русский язык и русская грамматика, местный язык, арифметика, краткая география, всеобщая и русская, краткий очерк всеобщей, русской и местной истории, начальные понятия о геометрии и чистописание (§ 85).

Первоначальные училища в Черноморском войске учреждались по мере необходимости, с разрешения Наместника Кавказского, и содержались на счет войсковых сумм (§ 109-110). В указанных училищах преподавались Закон Божий того исповедания, к которому принадлежали жители данной местности, русское чтение и письмо, и практическое изучение разговорного русского языка; чтение и письмо местного языка, четыре первые действия арифметики, и действия  над отвлеченными и именованными числами (§115). В двуклассных первоначальных училищах к этим предметам присовокуплялись краткий катехизис, краткая Священная история, краткая русская грамматика, и из арифметики – о простых дробях и о действиях над ними; сверх того ученики обучались чистописанию (§ 116). Обучение Закону Божию и местному языку в первоначальных училищах, при христианском населении, возлагалось на местных приходских священников, а при мусульманском населении - на местных должностных мулл, с утверждением как тех, так и других попечителем округа по представлении Директора училищ. Для преподавания же русского языка и других предметов назначались один или два особых преподавателя (§119).

В новом Положении оговаривалась возможность образования частных пансионов и школ, а также приглашение домашних наставников (§134) [3].

В 1854 г. Екатеринодарская войсковая гимназия, окружные училища Полтавское и Уманское с пансионами при них, и уездные училища Новороссийское и Анапское были приведены в соответствие с вышеуказанным положением; Ейское приходское училище преобразовано в уездное, а приходские училища Екатеринодарское, Таманское, Темрюкское, Брюховецкое и Щербиновское - в первоначальные. Согласно штатному расписанию на содержание Дирекции училищ земли войска Черноморского отпускалась сумма в количестве 32595 руб. с 1 января 1854 г., о чем Наместником Кавказским было сделано соответствующее распоряжение [4].

В соответствии с утвержденным 2 июля 1860 г. Наместником Кавказским, генерал-фельдмаршалом князем Барятинским положением об управлении учебной частью на Кавказе, Управление Кавказского учебного округа было упразднено, а Дирекция училищ Черноморского казачьего войска с 1 сентября этого же года была подчинена Наказному атаману Черноморского казачьего войска [5].

В 1859 году в составе чиновников и преподавателей Дирекции состояли:
Директор Екатеринодарской войсковой гимназии (с 10 мая 1850 г.) - статский советник Николай Рындовский, инспектор (с 27 августа 1855 г.) - Феодосий Ильяшенко, законоучитель православного исповедания (с 29 января 1854 г.) - священник Павел Кипарисов, законоучитель мусульманского исповедания (с 5 декабря 1852 г.) - Ахмет Шаимов, старшие учителя: истории – коллежский асессор Ананий Пузыревский (с 19 января 1850 г.), законоведения (с 17 декабря 1858 г.) – коллежский секретарь Сергей Бойдаковский, математических наук (с 7 февраля 1853 г.) коллежский асессор Иероним Щепановский, русской словесности (с 7 марта 1856 г.) – титулярный советник Николай Воронов, и др. [6].

В Полтавском окружном училище почетным смотрителем с 5 апреля 1858 г.  состоял генерал-майор Павел Денисович Бабич; законоучителем с 20 мая 1852 г. священник Иоанн Ольшанский; учителем с 28 февраля 1852 г. - коллежский асессор Константин Золотарев, учитель приготовительного класса Филипп Кича и др.
В Уманском окружном училище почетным смотрителем состоял с 15 апреля 1856 г. полковник Алексей Дорошенко; штатным смотрителем с 20 мая 1859 г.  коллежский асессор Петр Деньковский; законоучителем православного сиповедания с 17 января 1858 г. священник Михаил Маджорский; учителем с 12 марта 1852 г. коллежский секретарь Александр Пристайло; учитель приготовительного класса с 29 октября 1851 г.  сотник Яков Лавровский и др.

В Ейском уездном училище: штатным смотрителем с 20 мая 1852 г. титулярный советник Иван Шинкаренко; законоучителем с 14 ноября 1856 г. священник Иоанн Вердеревский, учителем с 7 июля 1858 г. губернский секретарь Александр Буцулло и др.

В Екатеринодарском округе почетным смотрителем с 1856 г. состоял полковник Павел Борзыков; в Екатеринодарском училище законоучителем с 17 июля 1852 г. состоял священник Симеон Кучеровский; учителем с 14 июля 1854 г. хорунжий Михаил Федоров; в Брюховецком училище состоял с 8 января 1858 г. священник Иоанн Виноградов; учителем с 18 мая 1853 г. есаул Григорий Шульга.

В Таманском округе почетным смотрителем состоял генерал-майор Павел Бабич; в Таманском училище законоучителем состоял с 14 ноября 1858 г. священник Сократ Говорусский-Смарагдов, учителем с 21 августа 1841 г. хорунжий Николай Голуб; в Темрюкском училище законоучителем с 12 апреля 1851 г. состоял священник Феодосий Щебуткин, место учителя было вакантным.

В Ейском округе почетным смотрителем состоял полковник Алексей Дорошенко; в Щербиновском училище законоучителем состоял с 14 марта 1856 г. священник Иоанн Гливенко, учителем с 13 февраля 1859 г. урядник Василий Зеленский [7].
22 апреля 1861 г., по Указу императора Александра II, Дирекция училищ земли войска Черноморского получила название Дирекции училищ Кубанской области, а Екатеринодарская войсковая гимназия стала называться Кубанской войсковой гимназией [8].

25 декабря 1860 г. император Александр II утвердил положение об учреждении в г. Екатеринодаре, «для доставления лицам всех сословий Кубанского казачьего войска средств к образования их дочерей», Мариинского женского училища [9], а 25 октября 1863 г. в присутствии Кавказского Наместника Вел. Князя Михаила Николаевича и Наказного Атамана Кубанского казачьего войска генерал-майора Ф.Н. Сумарокова-Эльстона училище было торжественно открыто.  Тогда же при нем был создан и пансион. Помимо общеобразовательных предметов в объеме шести классов девочек в училище обучали рукоделию, кулинарному искусству, огородничеству, пчеловодству и умению вести домашнее хозяйство. 4 ноября 1864 г. император Александр II, «вследствие представления Его Императорского Высочества Наместника Кавказского, Высочайше соизволил повелеть: вновь учреждаемое в городе Екатеринодаре, на счет сделанных покойным войсковым старшиной Посполитаки пожертвований, женское училище именовать по желанию жертвователя, «Екатеринодарским женским училищем Войскового старшины Александра Посполитаки» [10]. Первое здание училища было построено в 1870 году войсковым архитектором Е.Д. Черником. При атамане Я.Д. Маламе училище было преобразовано в институт и в 1906 г. архитектором А.П. Косякиным для него было построено новое здание по ул. Шереметевской (ныне ул. Красина, 4), где ныне находится военное училище, старое же здание училища было передано Кубанской мужской учительской семинарии [11].

В конце 1865 г. «Наместник Кавказский Великий Князь Михаил Николаевич, разрешил с 1 января 1866 г. преобразовать Кубанскую войсковую гимназию в классическую с одним латинским языком, применительно к изданному 19 ноября 1864 г. (ст. 41472) новому уставу гимназий, и, утвердив временно, впредь до преобразования учебной части на Кавказе и за Кавказом, штат упомянутой гимназии…».11 августа 1866 г. император Высочайше утвердил временный штат Кубанской войсковой гимназии с приготовительным штатом [12].

7 октября 1870 г. император Александр II издал Указ, в котором говорилось следующее: «Уманскому и Полтавскому окружным училищам Кубанской области, переведенным ныне из станиц тех же наименований, первое в станицу Баталпашинскую, преобразуемую с будущего 1871 г. в уездный город, а второе в город Темрюк, присвоить наименование сообразно местам нового помещения сих училищ: Уманскому – Баталпашинского и Полтавскому – Темрюкского уездных училищ [13].

20 ноября 1870 г. в Кубанском казачьем войске учреждена должность Инспектора станичных училищ [14]. К этому времени в Кубанской области насчитывалось 179 станичных училищ, однако большая часть их помещалась в неудовлетворительных зданиях, немногие школы получали содержание всецело из общественных средств; в большинстве станиц жалованье учителю выплачивали родители детей, обучавшихся в училищах. Из 49 училищ области, обревизованных в 1871 г., только в 4 преподаватели имели учительские свидетельства, в 45 преподаватели не имели надлежащей подготовки к учительству.

По отчетам инспектора народных училищ за 1872-1873 гг. и остальные 130 сельских учебных заведений находились в подобных условиях [15].

Для того, чтобы исправить такое положение дел, необходимо было образовать контингент профессионалов. В связи с этим в 1871 г. на Кубани была образована учительская семинария, первое среднее специальное учебное заведение, готовившее учителей для школ Кубанского казачьего войска. Впервые вопрос об учреждении семинарии был поставлен в рапорте директора училищ Кубанской области от 8 марта 1861 г. на имя наказного атамана войска Ф.Н. Сумарокова-Эльстона. Семинарию предлагалось учредить и содержать за счет войска в ст. Старокорсунской. Планировался прием 40 учащихся, в том числе 20 стипендиатов Кубанского казачьего войска. Проект устава семинарии был одобрен Военным Советом в апреле 1869 г., а Кавказский комитет утвердил его 23 декабря того же года. Поскольку подходящего помещения в ст. Старокорсунской не оказалось, семинарию было решено поместить в здании Полтавского окружного училища (впоследствии училище было перемещено в ст. Ладожскую), а Полтавское окружное училище перевести в г. Темрюк. Первым директором семинарии стал надворный советник Е. Марков, а его заместителем Д. Семенова. Первый набор состоял из 35 учащихся, а первый выпуск произошел в 1873 г., когда было подготовлено 11 учителей; всего же за первые пять выпусков было подготовлено 153 учителя, в том числе 39 женщин. В 1876 г. из 112 учащихся семинарии 40 являлись стипендиатами войска, 44 были своекоштными, остальные – стипендиатами других губерний. В 1889 г. 40, 5% всех учителей области составляли выпускники Кубанской учительской семинарии [16].
 
Кроме этого, с 1871 г. при учительской семинарии были организованы учительские съезды  и курсы. Эти съезды устраивались для ознакомления неподготовленных учителей с основными педагогическими положениями, с рациональными приемами воспитания и обучения, с методикой предметов начального обучения, как при посредстве теоретического обучения, так и чисто практическим путем, при правильно организованной школе, в которой наставники не только наблюдали образцовое преподавание, но и испытывали свои силы в преподавании на новых основаниях. Лица, побывавшие на съездах, получали свидетельства в том, что ознакомлены с новейшими методами начального обучения и имеют нужные для начального народного учителя сведения. Таких свидетельств в 1872 г. было выдано 20, в 1873 – 22, в 1874 г. – 23, в 1875 г. – 11. Всего, в течение четырех лет через курсы прошло 76 учителей [17].

В 1871 и 1872 гг. все станичные училища были снабжены необходимыми книгами и учебными пособиями на сумму 4260 руб., которая была отпущена из войскового капитала. С 1873 г. школы стали постепенно снабжаться наглядными пособиями, небольшими учительскими и ученическими библиотеками, а наиболее нуждающиеся школы, сверх того, и книгами для классного употребления. С 1873 по 1880 гг. 193 станичных училища получили за счет войска книг и учебных пособий на 14649 рублей [18].

В первое десятилетие существования инспекции, помимо качественного улучшения существующих школ, наблюдался и количественный рост школьного дела, выразившийся в открытии новых училищ и увеличения количества учащихся. В 1871 г. кроме 179 станичных училищ (из них 5 существовали только первый год), в области было 3 сельских училища, 4 училища в немецких колониях и 3 училища в г. Екатеринодаре. За период с 1 января 1871 г. по 1 января 1881 г., число школ возросло до 260, т.е. увеличилось на 76 училищ. Из них было открыто: в 1871 г. 8 училищ, в 1872  – 10, в 1873 – 9, в 1874 – 6, в 1875 – 12, в 1876 – 5, в 1877 – 6, в 1878 – 3, в 1879 – 7 и в 1880 году – 10 училищ [19].

Наряду с открытием новых школ шло преобразование старых. В ознаменование 25-летия царствования императора Александра II 42 станичных училища были преобразованы в одноклассные. Одноклассные станичные и сельские училища, с трехлетним курсом обучения давали минимум элементарных знаний: главнейших оснований веры и нравственности христианской, умение читать, писать и считать в пределах первых четырех действий арифметики, а также усвоение некоторых полезных сведений. Поэтому в дальнейшем необходимо было решить вопрос об открытии школ с более широким курсом, т.е. двуклассных училищ, по инструкции 1875 г. Начало открытию этих училищ было положено в 70-е годы XIX в. Первые двуклассные училища были открыты в 1871 г. в г. Екатеринодаре (мужское) и в г. Темрюке (женское). В 1875 г. на местные средства, с пособием в 750 руб. от войска, открыто Уманское двуклассное училище; в 1877 г. – Армавирское, исключительно на средства сельского общества; в 1879 г. было преобразовано в двуклассное Лабинское станичное училище; в 1880 г. преобразованы в двуклассные училища в ст. Таманской, Пашковской, Платнировской, Усть-Лабинской, Старощербиновской. С начала 1884/85 учебного года Баталпашинское городское трехклассное училище преобразовалось в четырехклассное, согласно положению о городских училищах, утвержденному императором Александром II 31 мая 1872 года [20].

Таким образом, к концу 1880 г. в области было 10 двуклассных училищ и 250 одноклассных, станичных и сельских. Из числа 260 училищ мужских было 245, женских 15. Впрочем, в большинстве мужских школ учились и девочки, так что многие из мужских училищ правильнее было бы назвать смешанными [21].

Следует отметить и такой факт: в начале семидесятых годов школы не имели ни библиотек – фундаментальных и ученических, ни запаса учебников, ни наглядных пособий. В 1880 г. все училища – одноклассные и двуклассные имели книг для чтения и учебников 59129 томов на сумму 26147 руб. Сверх того все эти училища имели 13503 атласов, глобусов, карт, арифметических счетов и ящиков, моделей геометрических тел, картин по наглядному обучения и закону Божию, прописей и образцов черчения и рисования, и других учебных пособий на сумму 10940 рублей [22].

Увеличение количества учащихся девочек послужило причиной открытия женских училищ в большем числе, чем количество мужских и смешанных училищ. Если в 1881 г. девочки составляли 18, 6% всего учащихся, то в начале ХХ в. их число возрастает не только абсолютно, но и относительно: в 1891 г. девочки составляли 23,2%, в 1901 г. – 24,6%, а в 1906 г. 28,5% всего количества учащихся в школах. За 25 лет число учащихся мальчиков увеличилось в 5 раз, а девочек – в 9 раз [23].
Однако при этом не следует забывать, что количество школ, в сравнении с числом населения, было еще весьма незначительно, в школах находила себе место  всего 1/5 детей школьного возраста, число детей, остававшихся без образования из года в год увеличивалось.Таким образом, расширение школьной сети оказалось недостаточным для размещения в школах всех детей, находящихся на территории области, и Кубанская область не только не приближалась к осуществлению идеала всеобщего обучения, но даже удалялась от него: если число учеников, не нашедших себе места в школах в 1896 г. равнялось 125163 чел., то в 1906 г. их было 130062 [24].

К сожалению, быстрый рост школьного дела, наблюдавшийся в семидесятых годах XIX, в следующий период несколько замедлился, и только конец 90-х гг. – начало ХХ в. были отмечены значительными успехами народного образования.
1 марта 1898 г. вышло повеление императора Николая II о присвоении Екатеринодарской городской женской гимназии наименования «Екатерининской» для увековечивания памяти основательницы города Екатеринодара, императрицы Екатерины II [25].

9 декабря 1898 г. император Николай II утвердил мнение Государственного Совета об учреждении в г. Темрюке Мариинского женского института. В результате, 1 июля 1899 г. существующее в г. Темрюке двуклассное женское начальное училище, было преобразовано в Мариинское, на основании правил, постановленных в статьях 2904-2925 Устава учебных заведений (Свода зак. Т. XI, ч. 1, изд. 1893 г.) [26].
В целом же, с 1896 по 1906 гг. в области было открыто 151 училище (в среднем по 30 училищ в год), с 1901 по 1906 гг. включительно – 131 училище (по 26 в год). В это же время в двуклассные училища были преобразованы 70 станичных и городских одноклассных училищ [27].

Существовавшие во второй половине XIX в. в Кубанской области гимназии не могли охватить все области, в которых могли бы найти применение воспитанники классического образования. Кубанская войсковая гимназия – ни по комплекту, ни по помещению не могла удовлетворить потребности  900-тысячного населения края. Число желающих получить общее среднее образование с каждым годом возрастало. Родители, у которых не было возможности дать образование своим детям в других городах, поставлены были в безвыходное положение [28].

Чтобы дать общее представление о деятельности средних и специальных учебных заведений в Кубанской области в этот период рассмотрим для примера процесс преподавания в 1-м и 2-м реальных училищах, в 3-й семиклассной женской гимназии и в Екатеринодарской военно-фельдшерской школе.

Первое Александровское реальное училище.

12 февраля 1874 г. директор училищ Кубанской области отправил письмо атаману Кубанского казачьего войска Н.Н. Кармалину, в котором предлагал упразднить Кубанскую войсковую гимназию в г. Ейске и образовать на ее основе шестиклассное реальное училище [29]. 1 июля 1880 г. последовало разрешение Военного Совета об открытии в Екатеринодаре реального училища, а 2 октября 1880 г. Кубанское Александровское реальное училище начало свою деятельность. В городе действовали только два начальных училища. Первый директор Спиридон Дмитриевич Дивари со священником Василием Беляковым после «испытаний», отобрали из 60 претендентов только 25 человек в первый класс, для второго же класса подготовленных не оказалось [30].

До 1891 г. Александровское училище не имело собственного здания. Изначально оно помещалось около Старого базара, а затем в доме Преображенского [31]. На содержание училища и пансиона (в 50 человек) войском отпускалось 25 108 руб. в год, город же давал 3 500 руб. на найм помещения. Только в 1891 г. училище получило собственное здание, в котором располагалась упраздненная перед тем войсковая гимназия. К этому времени в училище уже было 7 основных классов, насчитывавших 224 ученика. Училище быстро расширяется в 1901 г. созданы параллельные классы  при 1-4 классах. В 1905 г. устраивается на войсковые средства своя больница, открываются параллели при остальных классах, принимается решение открыть прогимназию при Александровском училище, арендуется для этой цели второй этаж Александро-Невского братства. В 1906-1907 гг. пристраивается с правой и левой стороны главного здания два двухэтажных крыла, а в 1909 г. приобретается здание, построенное на училищном квартале Александро-Невским Просветительным братством. Училище получает сразу 6 классных комнат, два зала и другие комнаты [32].

В училище имелась церковь, освященная 25 сентября 1876 г. в память Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Училище содержалось на средства Кубанского казачьего войска, к которым прибавлялась плата за правоучения по 10 руб. в год с детей казаков и по 50 руб. с детей не казаков (но обязательно служащих в войсковых учреждениях). Данное училище являлось одним из самых богатых и хорошо оборудованным всем необходимым заведением округа. Кроме того, училище обладало прекрасным гимнастическим залом, классом ручного труда, слесарной мастерской, переплетной, оранжереей и прочим [33].

Относительно качества образования необходимо отметить тот факт, что ежегодно расходовалось около 40 тыс. руб. на содержание училища и пансиона. Это позволяло иметь квалифицированных преподавателей, окончивших Петербургский университет, Строгановское рисовальное училище и т.д. Программы по Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, физике были достаточно насыщенными и требовали серьезного отношения к процессу обучения. Большое внимание уделялось преподаванию хорового пения, танцам и гимнастике [34]. Для более серьезного обучения музыке в 1912 г. был приглашен специальный преподаватель с серьезной музыкальной подготовкой, также была введена гимнастика, как обязательный для всех классов предмет и увеличилось количество часов практических занятий по разным предметам, особенно по естествоведению и физике.

Ученики Александровского училища участвовали в 1891 г. в конкурсе, устроенном Императорской академией художеств. Совет Императорской академии художеств выразил благодарность преподавателю Петру Смирнову, присудив серебряную медаль и семь похвальных листов учащимся. В письме от 15 января 1894 г. сообщалось о присуждении еще 5 серебряных медалей и семи похвальных листов [35]. В 1892 г. ученики принимали участие в выставке работ по черчению и рисованию в Чикаго. 19 октября 1894 г. Совет Русского Общества охранения народного здравия, на основании экспертной комиссии Первой Всероссийской гигиенической выставки, постановил наградить Александровское реальное училище  Малой серебряной медалью (ценою до 7 руб.) [36].

В училище была введена парадная форма, включавшая утвержденную в 1888 г. черкеску из черного сукна с восемью напатронниками по обеим сторонам груди, бешмет (или, по желанию, подшитый жилет), шаровары черного сукна и фуражку из такого же сукна с козырьком, окольни и выпушка которой по верхнему краю были оранжевого цвета. На околышке прикреплялись два накрест сложенных лавровых листа и металлические буквы  «К.А.Р.У.» Повседневная форма реалистов в теплое время состояла из парусиновых блузы и брюк, а в холодное – из суконных, которые подпоясывались черным кожаным поясом. Верхней одеждой служила шинель из серого сукна на крючках [37]. На время отпуска ученикам выдавались две рубахи, двое подштанников, две пары носков, два носовых платка, одна пара сапог, две парусиновые блузы, двое парусиновых брюк, пояс для блузы, пальто, фуражка и  пояс для брюк [38].

В 1891 г. здесь начали работать курсы по черчению и рисованию для взрослых, в основном, рабочих. Силами учащихся велись метеорологические наблюдения, бюллетени со сводками погоды печатались в местной газете. Созданный при училище горный детский клуб организовывал в летние каникулы экспедиции с целью изучения горных пород.  Преподаватели и классные наставники со своими учениками совершали экскурсии в Керчь, Пятигорск, в Новороссийск.

Город был небогат большими аудиториями, и в актовом зале реального училища проводили свои заседания Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), Кубанское отделение русского технического общества; члены Общества народных университетов читали здесь публичные лекции на научные темы и т.д. [39].

В 1908 г. училищем был приобретен собственный синематографический аппарат и организован первый в Екатеринодаре, и во всем учебном округе «Школьный биограф», как вспомогательное средство научного и эстетического воспитания учащихся. В 1909 г. биограф передали в ведение организованного при училище «Родительского Кружка» [40]. Во главе этого кружка стояли К. Михайлопуло, И.И. Кияшко, В.О. Казаков [41].

Деятельность кружка, главным образом, была направлена на оказание помощи нуждающимся ученикам. Помощь эта выражалась в виде взноса платы за правоучение и пособий на обмундирование и квартиру. Существовал кружок за счет членских взносов, иногда устраивались платные вечера, лекции и спектакли. Деятельность кружка выражалась в посещении избранными представителями классных занятий и педагогических Советов училища, где они имели возможность высказывать свои пожелания и взгляды на учебно-воспитательный процесс и принимать прямое и одинаковое с членами педагогического Совета участие в решении всех насущных вопросов [42].

С 1 июля 1911 г. Кубанское Александровское реальное училище было преобразовано в казачье учебное заведение. Между тем, значительная часть населения войскового сословия при решении вопроса об определении детей в то или иное учебное заведение отдавала предпочтение классическому образованию, дававшему в дальнейшем возможность поступать в университет, в то время как по окончании реального училища для поступления в высшие специальные учебные заведения приходилось проходить конкурсные испытания, при поступлении в университеты – дополнительное испытание по латинскому языку.

В 1911 г. жительница г. Екатеринодара  Александра Ильинична Дуненкова составила завещание, в котором 15 000 р. определила на содержание и воспитание в реальном училище трех мальчиков-сирот из числа бедных и успевающих в науках детей казаков, с присвоением стипендий имени ее мужа полковника Федора Захарьевича Дуненкова [43].

В 1914-1915 гг. параллельные классы преобразованы в классические. Александровское реальное училище совместило два типа учебных заведений: реальное училище и гимназию, что дало полноту общего образования [44].
Должность    директора   училища   в   разные   годы   занимали:   Дивари С.С.  – 1880  -  1903 гг.; Шульгин К.Н. – 1904-1907 гг.; 1908 г. – вакансия [45]; Скидан В.В. [46]  –    1909-1920 гг. (по другим   сведениям  с 23.11.1907 г – 1920 гг.) [47]
Выпускниками училища в разные годы были: Дицман Иван Николаевич (городской голова Екатеринодара с августа 1918 по 1 декабря 1919 гг.) [48], Шкуро Андрей Григорьевич (генерал Добровольческой армии, рыцарь английского ордена Бани) [49] и Сергей Павлович Бурсак [50].

В училище важное значение придавалось религиозному воспитанию учащихся. Так, кроме преподавания Закона Божьего, в феврале 1913 г. клир учебной церкви пополнился новым лицом – дьяконом. В училище ежедневно перед началом уроков совершалась общая молитва при участии законоучителя, начальствующих лиц и классных наставников. 2 февраля 1913 г. после божественной литургии был открыт «Кружок трезвой Христианской молодежи», целью которой было воздержание его членов от потребления алкоголя, развитие стойкости и силы воли. Деятельность кружка выражалась в том, что члены его иногда собирались вместе для чтения рефератов на нравоучительные темы, стихотворений и других «словесных» произведений [51].

В 1915 г. было открыто «Общество потребителей». Первоначально общество состояло из 47 членов, с капиталом 26 руб. Затем число членов (учащихся) стало возрастать, и Родительский кружок пожертвовал 200 руб. «на оживление оборота лавочки», созданной при данном обществе [52].

В 1916 г. попечитель Кавказского учебного округа предложил устроить в летние каникулы в здании Кубанского Александровского реального училища центральную библиотеку-читальню для остающихся в городе учеников средних учебных заведений. В ней были собраны, по преимуществу, доступные учащимся периодические издания, пожертвованные разными учебными заведениями города. Также при библиотеке было организовано особое справочное бюро для выдачи желающим нужных сведений и организованы работы по ручному труду [53].

В училище царил особый дух товарищества, уважения к старшим и преподавателям, ценились нравственность и честь. В связи с событиями Первой мировой войны педагоги и ученики принимали участие в пожертвованиях на военные нужды, в работах на пользу армии. Так, преподаватели и служебный персонал отчисляли 2 % из жалования на оказание помощи раненым, учащиеся собирали ежемесячно 50 руб. на содержание кровати в лазарете Общины Красного креста, участвовали в однодневных сборах пожертвований (продажа значков и др.)  Учащиеся под руководством специалистов–преподавателей собирали лекарственные растения, производили на училищной земле насаждения огородных растений на нужды армии и др. [54].

Училище принимало участие во встречах приезжавших в Екатеринодар Великого князя Бориса Владимировича (7 октября 1916 г.) и Наместника Его императорского величества на Кавказе Великого князя Николая Николаевича (11 ноября 1916 г.) [55].

В 1917-1919 гг. учебные занятия неоднократно прерывались в связи с происходившими военными действиями.

В 1918 г. здание училища было реквизировано. В нем попеременно располагались: с 23февраля 1918 г. – партизанские отряды Кубанского правительства, со 02 марта - 02 августа 1918 г. – советские большевистские войсковые посты, с 03-28 августа 1918 г. – полки Добровольческой армии генерала Маркова, с 10 октября по 10 декабря 1918 г. – члены чрезвычайной Краевой Рады и др.

В апреле 1920 г. была упразднена должность директора Кубанского Александровского реального училища [56]. С 14 декабря 1920 г. учебные занятия прекратились, так как второе здание было полностью реквизировано Управлением штаба главнокомандующего вооруженными силами на Юге России. Были изъяты столы, стулья, кухонная посуда и т.д. Кроме учебных корпусов, была реквизирована церковь [57].

Второе Екатеринодарское реальное училище.

1 июля 1911 года в соответствии с утвержденным императором Николаем II и одобренным Государственным Советом и Государственной Думой законом от 3 июня 1911 года в г. Екатеринодаре было открыто 2-е Екатеринодарское реальное училище.

В законе отмечалось следующее:

«1. Отменить с 1 июля 1911 года Высочайше утвержденное 16 апреля 1885 года (2871) мнение Государственного Совета в части его касающейся выдачи из казны пособия Кубанскому Александровскому в городе Екатеринодаре реальному училищу.

2. Ассигнованные по Государственной росписи расходов на 1911 год в составе назначения по № 181 шесть тысяч шестьсот пятьдесят четыре рубля  на содержание, начиная с 1 июля 1911 года, Кубанского Александровского реального училища обратить в той же сумме на содержание вновь открываемого с того же срока Екатеринодарского реального училища.

3. Отпустить из средств Государственного казначейства в 1911 году дополнительный … кредит в три тысячи рублей на содержание в том же году … Екатеринодарского реального училища, с обращением сего расхода на счет ожидаемых сбережений…

4. Возложить обязательство на Екатеринодарское городское общественное управление производить пособие казне на содержание … училища в размере: в 1911 году – трех тысяч рублей, а начиная с 1912 г. – по шесть тысяч рублей в год» [58].

В соответствии с утвержденным 10 мая 1912 г. штатным расписанием, директором училища значился коллежский советник В.В.Румянцев, исполняющим обязанности инспектора и преподавателем физики, естественной истории и географии - надворный советник С.И.Савинич, законоучителем - священник Федор Неговелов. В училище также преподавали: надворный советник Д.И.Сигаев (история, география и русский язык), надворный советник П.И.Елисеев (французский язык), О.Ф.Рейхардт (немецкий язык), М.А.Садиленко (русский язык), М.В.Иванов (математика), Л.А.Мещанюк (естественная история и арифметика), А.А.Павлов (законоведение), П.Г.Милованов (рисование и черчение), Б.В.Разумовский (чистописание и пение). Помощниками классных наставников состояли П.И.Елисеев, Б.В.Разумовский, письмоводителем – коллежский секретарь И.И.Ширмовский [59].

Курс обучения во 2-м реальном училище составлял 7 лет (с 1 по 7-й классы) [60]. Плата за обучение составляла 100 рублей в год [61].

В училище принимались учащиеся различных сословий, национальностей и вероисповеданий. В 1916 г. здесь обучалось: 171 чел. русских, 9 чел. армян, 2 чел. горца, 19 чел. других национальностей, всего – 201 чел.; в том числе - 169 чел. православного вероисповедания, 9 римско-католического, 9 армяно-григорианского, 2 иудейского, 4 магометанского, 1 других нехристианских конфессий [62].

При училище действовали фундаментальная (1190 наименований) и ученическая (1384 наименования) библиотеки [63].

В соответствии с циркулярным распоряжением Министерства народного просвещения от 11 февраля 1916 г. № 1310 о порядке производства репетиционных испытаний и способах оценки знаний учащихся, письменные комиссионные работы в училище и устные репетиции производились во всех классах по русскому языку и математике; по всем другим предметам ограничивались устными репетициями. Классные наставники, на обязанности которых лежало общее наблюдение за успешностью учеников класса, должны были особое внимание обращать на тех учеников, у которых отметки по тому или другому предмету в течение года колебались между удовлетворительными и неудовлетворительными, удовлетворительными и хорошими, и принимали меры к тому, чтобы каждая окончательная отметка была по возможности твердой и обоснованной. С этой целью классные наставники представляли директору училища списки, в которых было указано, кого из учеников данного класса и по каким предметам следует подвергнуть устной проверке в комиссии. В отношении характера вопросов, количества материала, подлежащего проверке, строго придерживались Правил, изложенных в распоряжении Попечителя учебного округа. Время репетиций и комиссионных письменных работ, а также состав комиссии назначались директором училища [64].

Помимо преподавания специальных предметов, физики, естественной истории, географии, Закона Божия,  математики, русского, немецкого и французского языков, законоведения, рисования, черчения и др., силами преподавательского состава  училища совершались, как один из способов применения принципа наглядности обучения, специальные экскурсии с учащимися на местные заводы (маслобойный, сыроваренный, консервный, чугунно-литейный); на станцию Тоннельную для ознакомления с цементным производством; ботанические и геологические экскурсии в окрестности города; в ст. Ильскую (для ознакомления с заброшенными нефтяными промыслами и местами с так называемыми «вечными огнями» [65].

Во исполнение распоряжения Попечителя Кавказского учебного округа от 27 мая 1916 г. в училище были сформированы две ученические организации: группа «юных разведчиков» и «молодая дружина». Из участников этих организаций с наступлением весны выделялись дружины для полевых и огородных работ. В состав дружин входило от 15 до 30 человек. Дружины работали под руководством преподавателя естествознания Л.А.Мещанюка, руководителя группы «юных разведчиков» и преподавателя гимнастики Т.С.Лапа-Лапенки, руководителя «молодой дружины». Силы дружин использовались на обработку огородов и полей призванных на фронт военнослужащих (пололи ячмень, дыни, арбузы, фасоль, подсолнечник, поливали овощи и т.п.) [66].

В 1916-1917 учебном году директором училища состоял В.Д.Родионов, который преподавал русский язык в 5 классе. Кроме него русский язык преподавали П.В.Дмитревский (1, 2, 4 классы), Р.К.Вуйцик (3, 6, 7 классы). Закон Божий преподавал священник П.Четыркин. Немецкий язык преподавали М.Е.Сорокина (1, 3, 6 классы) и Е.И.Шахнович (2, 4, 5, 7 классы); французский язык вели П.И.Елисеев (2, 3, 4, 5, 7 классы) и Г.И. Байтуна (5 класс); географию – Л.А.Мещанюк (1, 5 классы), П.В.Дмитревский (3, 4 классы), Д.И. Сигаев (2 класс); историю – В.Д.Родионов (1 класс), Д.И.Сигаев (2, 4, 5, 6, 7 классы), Р.К.Вуйцик (3 класс), законоведение – Н.И. Витковский (7 класс); арифметику – И.А.Шевцов (1, 2 классы), М.В. Иванов (3 класс); алгебру – И.А.Шевцов (4, 5 классы), М.А. Иванов (3, 4 классы); геометрию – И.А.Шевцов (4, 5 классы), М.В. Иванов (6 класс); тригонометрию – М.В. Иванов (6, 7 классы), физику – и.о. инспектора С.И. Савиничев (5, 6, 7 классы); космографию – М.В.Иванов (7 класс); естествоведение – Л.А.Мещанюк (1, 2, 3, 4, 6, 7 классы), химию и.о. инспектора С.И. Савиничев (5 класс); рисование – П.Г. Милованов (1-7 классы); черчение – П.Г.Милованов (3 класс), И.А.Шевцов (4 класс) и чистописание – П.Г.Милованов (1 класс) [67].

Известно, что 2-е Екатеринодарское реальное училище продолжало действовать под собственным наименованием вплоть до начала сентября 1920 года [68].

Третья семиклассная женская гимназия.

Теперь несколько слов о развитии женского образования на Кубани в начале ХХ в. Известно, что в 1907 году в женских гимназиях г. Екатеринодара Кубанской области было отказано в приеме по недостатку мест 59 девочкам. Это показало, что существующие на тот момент женские гимназии не могли удовлетворить потребности города в женском образовании. Чтобы дать возможность родителям обучать детей, не нашедших места в городских женских гимназиях, домашняя учительница Л.П. Зажаева обратилась к попечителю Кавказского учебного округа с ходатайством об открытии частного училища [69].

В результате этого ходатайства в г. Екатеринодаре на средства домашней учительницы Л.П.Зажаевой, с разрешения попечителя Кавказского учебного округа от 24 марта 1908 г. № 6142, было образовано и в сентябре 1908 года начало свою деятельность частное училище 2-го разряда с курсом женской прогимназии. На момент открытия в училище обучалось 57 девочек, из них 21 – в приготовительном и 36 в первом классе. Программа преподаваемых предметов соответствовала программам правительственных женских прогимназий, а учителя имели все соответственные права на преподавание в указанных прогимназиях [70]. 

В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык, французский язык, немецкий язык, математика, история, география, естествоведение, рисование, чистописание, рукоделие; причем рисование, немецкий и французский языки являлись необязательными предметами. Занятия начинались в 9 часов утра и оканчивались не позднее 2-х часов дня; продолжительность урока составляла 50 минут, продолжительность перемены не более 10 минут. Количество учеников в классе не превышало 40 человек. Годовая плата за обучение составляла: с учащихся приготовительных классов – 60 руб., с учениц 1 и 2 классов – 70 руб., с учениц 3 и 4 классов – 80 руб. От платы за обучение освобождались наиболее бедные и вполне успевающие ученицы в размере 5% от общего количества обучаемых. Главное руководство и наблюдение за занятиями, а также за воспитательной частью принадлежало учредительнице Л.П.Зажаевой [71].

В сентябре 1908 г. учителем французского языка назначена Л.Д.Илловайская, учителем русского языка в первом классе – Н.Кадкина, учителем приготовительного класса – Р.Златкина, законоучителем – священник В.Садовский [72].
В соответствии с предложением попечителя Кавказского учебного округа от 7 мая 1911 г. № 9197 частное училище 2-го разряда было преобразовано в шестиклассную женскую прогимназию Министерства народного просвещения. По ходатайству Попечительского совета прогимназии, в соответствии с предложением попечителя Кавказского учебного округа от 4 июня 1912 г. № 10799, прогимназия преобразована в 3-ю семиклассную женскую гимназию [73].

Гимназия помещалась в наемном здании Екатеринодарского армянского церковно-приходского попечительства с арендной платой составлявшей 6000 руб. в год. Помещение гимназии было снабжено паро-водяным отоплением и состояло из 8 классных комнат, рекреационного зала, физического кабинета, естественно-исторического кабинета, рисовального класса, библиотечной комнаты, столовой, двух коридоров, учительской комнаты, комнаты для начальницы, приемной для родителей, канцелярии, комнаты для врача и 2-х теплых уборных. Церкви при гимназии не имелось, а молебны, панихиды и общая молитва перед началом обучения совершались в рекреационном зале. При гимназии имелась фундаментальная и ученическая библиотеки. Фундаментальная библиотека заключала в себе на тот момент 249 названий или 756 томов; ученическая библиотека состояла из 1638 названий или 1807 томов. Всего в фундаментальной и ученической библиотеках имелось 1887 названий или 2563 тома. Физический кабинет состоял из 65 приборов [74].

К 1 января 1914 г. в гимназии состояло 23 служащих: председатель педагогического Совета, директор 2-й Екатеринодарской мужской гимназии - Я.Г.Семенцов, начальница - Л.П.Зажаева, законоучители – священники А.П.Мороко и В.Г.Бирюков, преподаватели: русского языка – Н.А.Кадкина, В.Н.Чуева и И.И.Василенко; математики – В.Н.Чуева, М.Ф.Бажанов и Б.И.Бибиков; географии – Р.Б.Гавриелянц и Н.В.Шахнович, истории – Н.А.Кадкина, естественной истории Р.Б.Гавриелянц, физики – Б.Н.Бибиков, немецкого языка М.Ф.Клюдт, французского языка В.А.Шик, рисования – Н.С.Сторожилов, чистописания – Н.А.Кадкина и В.Н.Чуева, рукоделия – А.Г.Жирикова, пения – В.Ф.Акинин; преподавательницы приготовительных классов: младшего – А.Ф.Тыщенко и старшего – А.И.Дементьева, классных надзирателей – З.И.Надеждин, В.А.Хорольская и Ю.П.Грибановская, врач гимназии – Е.Д.Мухин-Функт и исполнитель письмоводителя гимназии Г.М.Долженко. Председателем попечительского совета состоял генерал-майор А.Г.Чекалов, членами совета -  А.А.Виндла, А.Г.Дицман, Н.В.Колосова, А.И.Никогосов, И.И.Орехов, К.А.Плакида, Е.Н.Хаджабаронов и Х.Д.Хачадуров [75].

По состоянию на 1 января 1914 г. в гимназии числилось 305 учениц, то есть на 51 больше, чем в 1913 году, в том числе: русских – 246, армянок – 29, евреек – 5 и других национальностей – 25 [76].

В сентябре 1920 г. учебное заведение еще продолжало по инерции действовать как 3-я Екатеринодарская женская гимназия, при которой имелся Президиум Временного Педагогического Совета [77].   

Не позднее 1 октября 1921 г. гимназия была преобразована в 11-ю Краснодарскую школу 1-й и 2-й ступени Кубано-Черноморской области Народного Комиссариата Просвещения (НКП) РСФСР [78].

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа.

6 октября 1879 г. император Александр II утвердил Положение о Екатеринодарской военно-фельдшерской школе. Указанная школа была учреждена при Екатеринодарской войсковой больнице Кубанского казачьего войска с целью подготовки медицинских и аптечных фельдшеров для Кубанского и Терского казачьихъ войск [79].

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа официально была открыта 13 октября 1880 года в здании Екатеринодарской войсковой больницы, в присутствии Наказного атамана Кубанского казачьего войска Н.Н. Кармалина, начальника войскового штаба В.В. Залесского, вице-губернатора Н.Н. Николича и других военных и гражданских чинов [80].

После открытия военно-фельдшерской школы в г. Екатеринодаре, обучение фельдшеров из малолеток Кубанского и Терского казачьих войск при местных госпиталях и лазаретах, а также в Тифлисской фельдшерской школе было прекращено.

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа занималась подготовкой медицинских и аптечных фельдшеров для службы в строевых частях и лечебных заведениях Кубанского и Терского казачьих войск и находилась в ведении Главного военно-медицинского инспектора. В учебном и воспитательном отношениях школа подчинялась надзору окружного военно-медицинского инспектора Кавказского военного округа и непосредственному руководству войскового врача, а в хозяйственном отношении – наказному атаману Кубанского казачьего войска. При учебном заведении действовали педагогический и хозяйственный комитеты. Школа возглавлялась начальником и состояла из 4-х классов, в которых обучалось 45 воспитанников от Кубанского и 15 от Терского казачьих войск.

В комплект штатных воспитанников школы поступали сыновья лиц войскового сословия в возрасте от 13 до 17 лет, в соответствии «со степенями сиротства и заслугам их отцов, по старшинству следующих разрядов: 1) круглые сироты; 2) сироты убитых на войне или умерших от ран, полученных в сражении, а также и от увечья на службе в мирное время; 3) сироты вообще; 4) сыновья, состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых; 5) сыновья имеющих знак отличия военного ордена; 6) сыновья, имеющих знак отличия Св. Анны; 7) сыновья офицеров и чиновников; 8) сыновья урядников; 9) сыновья казаков». В каждом разряде преимущественное право на поступление в школу предоставлялось сыновьям лиц военно-медицинского ведомства [81].

В соответствии с Положением о военно-фельдшерской школе в 1-й класс принимались малолетние от 13-ти до 15-ти летнего возраста, умеющие читать и писать по-русски; во 2-й класс – от 14-ти до 16-ти лет и в 3-й класс – т 15-ти до 17-ти лет, по экзамену, по программе соответствующего класса.

Обучение в школе производилось на основании правил, изложенных в статьях 832-842 кн. XV Свода Военных Постановлений, издания 1869 года. Воспитанники, успешно окончившие полный курс наук в школе, выпускались медицинскими и аптечными фельдшерами; с правами по образованию 3-го разряда, утверждались Окружным военно-медицинским инспектором Кавказского военного округа в звании младших медицинских и аптечных фельдшеров, с одновременным производством в урядники, а затем, в соответствии с запросами войскового начальства, распределялись на службу в строевые части и лечебные заведения Кубанского и Терского казачьих войск. Назначенные на службу воспитанники получали пособие на обмундирование, по 33 рубля и карманные наборы фельдшерских инструментов за счет войсковых капиталов. Воспитанники «неодобрительного поведения», не окончившие курс обучения, увольнялись из школы с разрешения войскового врача и никакими преимуществами за время обучения не пользовались.

Начальник школы избирался наказным атаманом Кубанского казачьего войска из штаб и обер-офицеров, «обративших на себя внимание полезною службою» и, по представлению атамана, назначенных на должность императорским приказом. В случае болезни или отсутствия начальника школы его обязанности исполнял «инспектор классов», который в свою очередь избирался из служащих в г. Екатеринодаре военных врачей и утверждался в должности Главным военно-медицинским управлением.

В случае болезни или отсутствия инспектора его должность исполнял один из врачей, преподающих в школе по назначению войскового врача.

Обучение Закону Божию поручалось за плату, приглашенному из состава местного духовенства, священнику. Для преподавания в школе общеобразовательных предметов начальником школы приглашались лица, имеющие право на преподавание в учебных заведениях, а для преподавания специальных предметов - служащие в г. Екатеринодаре врачи и фармацевты, которые допускались к преподаванию с разрешения войскового врача, и получали вознаграждение из специально назначенной для этого суммы. Преподаватели, имевшие в школе не менее 15 часов в неделю, зачислялись на действительную учебную службу, позволявшую пользоваться всеми правами и преимуществами лиц учебной службы в военных гимназиях.

В школе также имелась должность воспитателя, который избирался из лиц, окончивших курс не ниже средних учебных заведений, и утверждался в должности окружным военно-медицинским инспектором. Если воспитатель имел право на преподавание и вел не менее 15 часов в неделю, то он мог, за особую плату, не только преподавать общеобразовательные предметы, но и зачисляться на действительную учебную службу, также как это делали преподаватели.

Приемные экзамены в школе проводились по Закону Божьему, русскому языку и арифметике.

В первом классе изучали Закон Божий, русский и латинский языки, арифметику, географию, историю и зоологию. Во втором классе, дополнительно к перечисленным предметам, кроме зоологии, изучали: геометрию, анатомию, ботанику. В третьем классе – физиологию, десмургию (учению о хирургических повязках), фармацию (химию и фармакогнозию), рецептуру и физику. На четвертом году обучения изучали Закон Божий, русский язык, общую и частную патологию и терапию, оказание помощи при внезапных случаях заболевания, фармакологию, рецептуру, гигиену, дисциплинарный устав и хирургию. Все учащиеся старших классов в обязательном порядке проходили медицинскую практику [82].

Классные занятия в школе начинались в 8 ч. 30 мин. утра и оканчивались в 13 ч. (4-й урок) и в 14 ч. (5-й урок). Каждый урок продолжался 55 минут с 5-минутной переменой между уроками. Между 3 и 4-м уроками была 30-ти минутная перемена, во время которой ученики получали горячий завтрак, в которое включалось 1 мясное блюдо.

Во время классных занятий преподаватели обращали особое внимание на то, чтобы учащиеся разбирали уроки во время занятий путем наглядного объяснения, для чего в школе имелись многочисленные пособия: фантомы, скелеты, кости, картины, атласы, приборы, инструменты и др.

Через каждые два месяца преподаватели производили проверку знаний учениками пройденного за истекшую четверть курса и выставляли в особых четвертных ведомостях отметки об успехах. Затем ведомости рассматривались педагогическим комитетом, после чего обсуждались причины неуспеваемости и принимались меры для ее устранения. На этих же заседаниях выставлялись баллы за поведение учеников в текущих четвертях.

В учебное  время после классных занятий ученики занимались от 2-х до 3-х часов гимнастикой и обучались «фронту» (т.е. военному делу) под руководством специально приглашенного для этого пехотного строевого офицера.

Практические занятия учеников 4 класса проводились в палатах и аптеке Екатеринодарской войсковой больницы, причем ученики посещали группами аптеку, хирургическое и терапевтическое отделения.

По окончании выпускных экзаменов ученики 4-го класса оставались в больнице для практических занятий и в период с 26 мая по 22 июня находились в больнице в распоряжении главного врача и палатных ординаторов, возвращаясь в  школу только для ночлега и принятия пищи; теперь они уже не считались учениками, а исполняли все обязанности палатных и аптечных фельдшеров [83].

При школе имелась библиотека, в которой хранились газеты и журналы («Русский инвалид», «Русский врач», «Русская старина», «Новое в медицине», «Кубанский край», «Разведчик» и др.), а также учебные пособия («Уход за больными» Гоффа, «Курс лекций по кожным болезням» Козловского и Оречкина, «Фельдшерская фармакология и терапия» Окса, «Очерки частной терапии» Никитина, «Реальная энциклопедия практической медицины - Педагогическая академия», медицинский календарь «Эскулап», «Краткое наставление фельдшеру, Евангелия др.) [84].

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа прекратила свое существование, как учреждение императорской России и Кубанского краевого правительства после установления Советской власти на Кубани в марте 1920 года [85].

6. Народное просвещение на Кубани в начале ХХ в.

К началу 1917 года, в Кубанской области действовало порядка 50-ти средних и специальных учебных заведений, а именно:

1.  1-я Екатеринодарская мужская гимназия имени городского головы В.С. Климова.
2.  2-я Екатеринодарская мужская гимназия.
3.  Армавирская мужская гимназия.
4.  Лабинская Сергиевская мужская гимназия.
5.  Романовская мужская гимназия.
6.  Анапская мужская гимназия.
7.  Баталпашинская мужская гимназия.
8.  Ейская мужская гимназия.
9.  Музыкальное училище Екатеринодарского отделения Русского Императорского музыкального общества.
10. 1-я Екатеринодарская женская гимназия.
11. 2-я Екатеринодарская женская гимназия.
12. 3-я Екатеринодарская женская гимназия.
13. 4-я Екатеринодарская женская гимназия.
14. 5-я Екатеринодарская женская гимназия (частная И.Г. Исаевой).
15. Уманская женская гимназия.
16. Баталпашинская женская гимназия.
17. Армавирская женская гимназия общества попечения о детях.
18. Майкопская женская гимназия.
19. Романовская женская гимназия (хут. Романовский).
20. Славянская женская гимназия (ст. Славянская).
21. Усть-Лабинская женская гимназия.
22. Кубанский Мариинский женский институт.
23. Кубанское Александровское реальное училище.
24. 2-е Екатеринодарское реальное училище.
25. Ейское реальное училище.
26. Ивановское реальное училище.
27. Майкопское реальное училище.
28. Михайловское Романовское реальное училище.
29. Темрюкское реальное училище.
30. Урупское реальное училище.
31. Екатеринодарское коммерческое училище.
32. Тихорецкое коммерческое училище.
33. Приморско-Ахтарское 8-классное коммерческое училище.
34. Вознесенская мужская шестиклассная прогимназия.
35. Ейская мужская гимназия.
36. Новолеушковская мужская прогимназия.
37. Пашковская мужская 6-классная мужская прогимназия.
38. Темиргоевская мужская прогимназия.
39. 1-я Кубанская учительская семинария.
40. 2-я Кубанская учительская семинария.
41. 3- я Кубанская учительская семинария.
42. Екатеринодарская женская учительская семинария.
43. Екатеринодарская военно-фельдшерская школа.
44. Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа.
45. Вознесенская школа садоводства, огородничества и пчеловодства 1-го разряда.
46. Среднечелбасская низшая лесная школа.
47. Екатеринодарская торговая школа.
48. Майкопская городская торговая школа.
49. Анапская приготовительная мореходная школа.
50. Майкопское низшее механико-техническое училище Императора Александра III с ремесленной школой при нем [86].

Говоря же о развитии начального образования на Кубани, следует обратить внимание на то, что еще 23 августа 1915 г., по рассмотрении приговоров станичных обществ, Попечитель Кавказского учебного округа, с 1 сентября этого же года, разрешил открывать на средства станичных обществ высшие начальные училища на базе станичных двуклассных училищ в станицах: Васюринской, Зеленчукской, Воровсколесской, Невинномысской, Баталпашинской, Суворовской и Новотитаровской. Открытие училищ в станицах Спокойной и Отрадной было предписано задержать [87].

В рапорте инспектора народных училищ Кубанской области, 5-го района, в частности, о невозможности открытия высшего училища в ст. Отрадной, говорилось следующее: «Вчера был в станице Отрадной и познакомился с материальным состоянием общества. Общество кроме долгов не имеет пока ничего; жалованье учителям платит неисправно благодаря отсутствию средств. Я полагал бы, если и будет разрешено обществу открыть высшее начальное училище, то открыть его только после того, как станичное правление внесет на содержание всех школ, в том числе, и высшего начального училища всю сумму полностью за 1915 год. Если же общество этого не сделает, то открытие высшего начального училища отложить до 1916 года» [88].

24 сентября 1915 г. было разрешено открыть высшее начальное училище в ст. Расшеватской, а 18 ноября в ст. Спокойной [89].

В августе 1917 г. для руководства народным образованием была учреждена временная областная комиссия в составе 5 человек: двух избираемых областной учительской организацией, двух назначаемых Кубанским Краевым Правительством и директора народных училищ Кубанской области, как представителя от Министерства народного просвещения. Из состава комиссии избирался председатель и секретарь. Комиссия решала вопросы об открытии и преобразовании учебных заведений, о распределении казенных сумм, о назначении, перемещении и увольнении преподавателей высших начальных училищ и ремесленных школ, занималась разработкой проекта о введении бесплатного всеобщего и обязательного обучения в области. Областная комиссия по отношению к Кавказскому учебному округу и Министерству Народного Просвещения находилась в той же зависимости, что и Дирекция народных училищ. Директор народных училищ и районные инспектора приводили в исполнение все постановления комиссии [90].

В ноябре 1917 г. Дирекция народных училищ и училищная комиссия были упразднены, вместо них, как структурная единица Кубанского Краевого Правительства, было образовано Ведомство народного просвещения, действовавшее вплоть до окончательного установления советской власти на Кубани в марте 1920 года [91].

Заключение.

Таким образом, к 1917 г. уровень грамотности кубанского казачества вырос, и весьма значительно, о чем говорит тот факт, что на каждые 100 человек приходилось 53 грамотных казака и 17 казачек, это позволяет нам сделать следующий вывод: к началу ХХ в. на Кубани была создана достаточно эффективная система народного просвещения, благодаря которой кубанское казачество по уровню грамотности занимало одно из первых мест среди населения Российской империи [92].

Примечания:

1.  Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2 (далее ПСЗ). 1848. СПб., 1849. Т. XXIII. Ст. 22838.
2.  ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д.209. Л. 54 об.
3.  ПСЗ-2. 1853. СПб., 1854. Т. XXVIII. Ст. 27646.
4.  ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 65. Л. 1-3.
5.  ГАКК. Там же.  Д. 209. Л. 1, 4.
6.  Там же. Л. 44-46.
7.  ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 209. Л. 44-53.
8.  ПСЗ-2. 1861. СПб., 1864. Т. XXXVI. Ст. 36910.
9.  ПСЗ-2. 1860. СПб., 1862. Т. XXXV.Ст. 36445.
10. ПСЗ-2. 1864. СПБ., 1867. Т. XXXIX. Ст. 41411.Кубанские войсковые ведомости. 1863. № 29. 5 окт.
11. Бардадым В.П. Архитектура г. Екатеринодара. Краснодар, 2009. С. 71-78.
12. ПСЗ-2. 1866. СПб., 1868. Т. XLI. Ст. 43555.
13. ПСЗ-2. 1870. СПб., 1874. Т. XLV. Ст. 48777.
14. Там же.  Ст. 48937.
15. П.Зажаев. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907 г. С. 5.
16. ГАКК, Ф. 252. Оп. 2. Д. 1860; Ф. 470. Оп. 2. Д. 1093; Памятная книжка Кубанской области на 1878 г. Екатеринодар, 1876; Кубанские областные ведомости. 1896. 12 янв.;  Энциклопедический словарь по истории Кубани… С. 489.
17. П.Зажаев. Указ. соч. С. 6-7.
18. Там же.  С. 8.
19. Там же. С. 12.
20. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 832. Л. 10-10 об.
21. П.Зажаев. Указ соч.. С. 12-13.
22. Там же. С. 14-15.
23. П.Зажаев. Указ. соч. С. 17-18.
24. Там же. С. 28.
25. ПСЗ-3. Т. XVIII (1898). СПб., 1901. Ст. 15095.
26. ПСЗ-3. Т. XVIII (1898). СПб., 1901. Ст. 16179.
27. Там же. С. 16-17.
28. Кубанские Областные Ведомости. 1880 год. 4 октября. № 39
29. Кубанское Александровское реальное училище в Екатеринодаре (1880-1917 гг.) //Матвеев О.В. Краснодару – 200 лет: Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993 г. С.108.
30. Кубанская школа. 1915. № 8. октябрь,  С. 167-168.
31. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 77. С. 142об.
32. Кубанская школа. 1915. № 8. октябрь, С. 167-168
33. Там же.
34. Кубанское Александровское реальное училище в Екатеринодаре (1880-1917 гг.) //Матвеев О.В. Краснодару – 200 лет: Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993 г. С.108.
35. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 16. С. 29. Д. 18. С. 15-15об., 16-16 об.,  26.
36. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 18. С. 26.
37. Кубанское Александровское реальное училище в Екатеринодаре (1880-1917 гг.) //Матвеев О.В. Краснодару – 200 лет: Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993 г. С.109.
38. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 121. С. 78 об.
39. Шахова Г.С. Краснодарская улица Красная: книга об истории главной улицы Краснодара. Краснодар. Краснодарские известия. 2005. С. 76.
40. Кубанская школа. 1915. № 8. октябрь. С. 167-168.
41. ГАКК.Ф. 552. Оп. 1. Д. 60. С. 2.
42. ГАКК. Ф. 552. Оп.1. Д. 60. С.2, 20об.
43. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 245. С. 2-3 об.
44. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 77. С. 8.
45. Кубанский календарь. Екатеринодар. 1916 г. С. 46.
46. Кубанский календарь. Екатеринодар. 1916 г. С. 183.
47. ГАКК. Ф. 552. Оп.1. Д. 121. С. 18.
48. ГАКК. Ф. Р-143. Оп. 6. Д. 717. С. 3.
49. Бардадым В.П. Жизнь генерала Шкуро.  Краснодар: Советская Кубань. 1998 г. С. 7.
50. ГАКК. Ф. 802. Оп. 1. Д. 37. С. 20 а.
51. ГАКК.Ф. 552. Оп. 1. Д. 77. С. 12.
52. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 86. С. 23 об.
53. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 79. С. 35.
54. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 86. С. 21.
55. ГАКК. Ф. 552. Оп.1. Д. 86. С. 21-21 об.
56. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 138. С. 77.
57. ГАКК. Ф. 552. Оп. 1. Д. 147. С. 12.
58. ПСЗ-3. Т. 31. Отд. 1. С-Петербург. 1914 г. Ст. 35435; ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 197; Отчеты начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска о состоянии области за 1911 г. Екатеринодар. 1912. С. 85-86; Кубанская школа. 1915. № 8. С. 167-169.
59. Кубанский календарь на 1912 год. Екатеринодар. 1912 г. С. 195.
60. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 9. Л. 14-16.
61. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 197.
62. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 13.
63. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 4, 5.
64. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 70-об.-73.
65. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 70-70-об., 154-155.
66. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 102-102-об.
67. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 10. Л. 199-199-об.
68. ГАКК. Ф. 533. Оп. 1. Д. 134. Л. 1-37.
69. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1. Л. 11-11-об.
70. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 12-12-об.
71. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1. Л. 9-9-об., 10.
72. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-8.
73. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 17. Л. 3.
74. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 12. Л. 9-9-об.
75. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 12. Л. 10
76. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 12. Л. 11.
77. ГАКК. Ф. 560. Д. 90. Л. 68.
78. ГАКК. Ф. 560. Оп. 1. Д. 90. Л. 71-78.
79. ПСЗ-2. Т. LIV. Санкт-Петербург. 1881. Ст. 60058.
80. Кубанские областные ведомости. 18 окт. 1880 г. № 14.
81. ПСЗ-2. Т. LIV. С-Пб., 1881. Ст. 60058.
82. ПСЗ-2. Т. LIV. С-Пб., 1881. Ст. 60058; Екатеринодар-Краснодар. 1793-2009: историческая энциклопедия. Краснодар, «Кубань-Книга», 2009. С. 106-107; ГАКК. Ф. 769. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-3 .
83. ГАКК. Ф. 769. Оп. 1. Д. 3. Л. 3-5.
84. ГАКК. Ф. 769. Оп. 1. Д. 1. Л. 18-19-об.
85. ГАКК. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 21. Л. 1; Оп. 1. Д. 119. Л. 3; Д. 11. Л. 1.
86. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар. 1916. С. 191-210.
87. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 1531. Л. 44.
88. Там же.  Л. 46.
89. Там же.  Л. 52, 69.
90. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 23. Л. 2.
91. ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д.22. Л. 61.
92. Становление и развитие системы образования в Кубанском казачьем войске //