10. Фальк. Московский дворик, 1912

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Роберт Фальк. Картина «Московский дворик», 1912


Знакомство с Третьяковым и его покровительством обеспечили Фальку и мастерскую, и холсты, и краски. Третьяков и его друзья по «Торгпрому», солидные промышленники и банкиры, покупали его работы, не торгуясь. Заказывали свои портреты и портреты своих близких. Это дало основание Илье Эренбургу написать в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь»: «Он [Фальк. –МК] в Париже жил безбедно».
 
О себе он так написать не мог. Это были годы мирового кризиса, безработицы. Эренбург пишет: «Денег у меня было в обрез».

Верна ли точка зрения Эренбурга. Трудно сказать. Наверное, сам Фальк так не думал. Он был очень неприхотлив. И, наверное, деньги у него были и не «в обрез». Но и не так уж много.

На самом деле, Фальку в Париже жить было непросто.

В одной из бесед «Быт художников довоенного Парижа» акцент сделан не на творческих характеристиках, а на рыночной технологии. Фальк делится впечатлениями о «разработанной системе рынка искусства». «Система как будто даже удобная, но какую стандартизацию она дает!» Технология рынка такова, что нужно иметь своего маршана (торговца), своего «присяжного» критика. И это реалии, которым Фальк отдает отчет.

Фальк рассказывает о парижских кафе и тех контактах, которые в них происходили, как своеобразной бирже для художников.

«Разговоры соответствующие: «Сколько получаете за номер? Кто Ваш маршан? В среднем художник (не знаменитый) должен «выработать» 100 номеров, чтобы заработать 3000 франков. Что такое номер? Подрамники там стандартные, например, 80 х 60, 40 х 60 и т.д. Каждый стандартный размер имеет определенный номер: 5, 10, 15 и т.д. Заключая с маршаном контракт на работу, художник обязывался представить ему, например, 5 холстов 20 номера по такой-то цене за номер» (Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. С. 130).

И далее, говоря о масштабе цен, Фальк иллюстрирует его примером лидеров рынка и начинающих: Матисс – 2000 франков за номер, Шагал – 500, молодёжь – 20.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/20/229