Критика картины Малявина Две девки

Федоров Мистик
Есть некоторое несоответствие в картине Малявина. Лилово-красные одежы, платок левой девочки выглядят как вулканическая лава. Вулканический эффект в большой степени усиливает вибрирующая зелёная шаль правой девочки. Красный и зелёный цвета дополнительные, их соседство  взаимно усиливает интенсивность звучания. Судорожная лава и красного и зеленого, контраст цвета, контраст света и тени. Такие изобразительные средства хороши для изображения ''кровавых''  страстей взрослых цыганок, а не девчушек Ангельского периода своей жизни. На этом этюде девочки оказались в красно-зеленом пламени. У правой девочки остановившиеся стеклянные глаза, у неё столбняк, потеря чувствительности. У левой девочки закоптившееся от пламени лицо. Нет перламутровой благодати и умиротворения детства. Ее лицо неестественно смотрится на фоне судорожного пламени, словно она смотрит в отверстие раскрашенного картона в мастерской фотографа. Девочки стоят друг к другу спинами, словно их связали и они стоят на костре инквизиции. Мрачные серо-зелёные лица. Никакой радости, никакого  детского смеха. Чуть подобие улыбки у левой девочки. Но лицо вываливается из всего цветового решения картины , как отдельный остров по своей выписанности. Дикое напряжение во всей картине, дети не дети, а подвижницы, они противостоят пламени не детских страстей. Надуманная картина, сделанная на публику. Видишь их будущее, измученных, высохших от работы серозеленых теток.

Заметочка написана по фрагменту картины, верхней части ее, которая была воспроизведена в публикации стихов Олеси Николаевой.
Оказалось, что картина вытянута по вертикали, что существенно меняет ее восприятие. Наличие рук.




Олеся Николаева

АННА  С  МАРЬЕЙ

Всё бы Анне в полях лежать,
всё бы ей в небесах валяться,
всё б соломку в зубах держать,
за соломинку б всё держаться…

Всё бы Марье бродить-гулять,
завоёвывать косогоры,
всё доказывать-умолять,
руки выпростав, пряча взоры…

Анна чуть замедляет шаг,
Марья твёрдо идёт, упруго:
только женщины могут так –
всею жизнью – взглянуть друг в друга!

Обе – гордым горят лицом,
на улыбку уста закрыты…
Да Андрюшенькой-подлецом
сшиты намертво, насмерть сбиты.
1984

Филипп Малявин (1869-1940)


Чуть возникает помышление - уж не сёстры ли?  Но вряд ли Андрюшенька-подлец соблазнил бы обеих сестёр. Я так понял об Андрюшеньке.
Горячие чувства автора в защиту, сострадание за таких прямо противоположных по характеру девушек. Марфа и Мария.
Характеры разные, а подлец один. И похоже, они за этого подлеца борются. В стихах не продолжена эта тема, он их бросил обеих или продолжается соперничество.
Хорошо показано различие девушек - одна валяется в небесах - замечательно! - другая штурмует косогоры. У  одной улыбка на устах, губы сжаты у другой. А любят одного. Не очень полно очерчен Андрюшенька, сказано, что он подлец. Но в какой-то степени и Дон Жуан был подлец, а какая колоритная натура! Остаются загадки в этом стихотворении. Это скорее вступление к большому произведению, интригующее.
''сшиты намертво, насмерть сбиты'' - это пожалуй самые сильные, неожиданные, драматичные строчки в этих стихах. То,  что соперницы-жертвы ''сшиты намертво''
Можно только ждать продолжения этих стихов, кульминации, потому что кульминации в сих строчках нет. Только сильный музыкальный удар в последних тактах.
Раздразнили читателя.