2. Фальк. Портрет Нарышкиной, Париж, 1929

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Роберт Фальк. «Портрет Нарышкиной», Париж, 1929. «Портрет Нарышкиной», созданный по приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению.


В первой половине 1928 года театр выступал в Берлине, выступал триумфально.
Ещё в СССР пресса единодушно отмечала «мастерство Грановского, ансамблевость исполнителей, мощь и тщательную разработанность массовых сцен, выразительность жеста и языка».

Очень сильное впечатление производил спектакль «Ночь на старом рынке». Особо отмечали мастерство художника в этом спектакле, им был Роберт Фальк.
Советская критика, положительно оценив актёрские работы, в целом спектакль не приняла, а вот во время европейских гастролей он был оценён очень высоко. После спектакля в Германии познакомиться и побеседовать с режиссёром за кулисы пришёл Зигмунд Фрейд».

После триумфальных спектаклей в Берлине, вся труппа получила заслуженный летний отпуск во Франции.

Фальк с женой Раисой Идельсон приехали в Париж ещё раньше, в начале 1929 года.
Известно письмо Раисы, отправленное с их первой парижской квартиры – 3, rue Bonaparte. Там они жили в квартире Семена Эпштейна, друга юности, пока он зимовал в Ницце.

Квартира была большая, на целый второй этаж с прислугой. Рядом был Лувр, букинисты, модное Caf; de Flore, галерея «Eug;ne Zac», где Фальк впервые выставил свои работы.

Бытует мнение, что, когда Фальк уехал в Париж, он «целиком посвятил себя искусству, жил замкнуто». Так пишут все биографы Фалька.

Разумеется, он здесь не преподавал и не тратил время на административную работу (в Москве он был деканом факультета живописи во ВХУТЕМАСе), но в Париже ему надо было на что-то жить, и ему пришлось научиться зарабатывать на жизнь своим трудом и понять, чем отличается жизнь в Париже. Приведу свидетельство самого Фалька, поскольку он пишет об этом матери и брату Эммануилу.

Объясняя отсутствие собственного головокружительного успеха, Фальк пишет, что необходимо уметь раздобывать заказы: «Вот последнее свойство у меня отсутствует. Не то чтобы я не делаю усилий. Нет, наоборот. Но у меня нет нюха на человеческие деловые отношения. И, пожалуй, дальше я не лучше становлюсь в этом отношении, а ещё хуже... <…>

Реализовать замыслы Фальку помешал финансовый кризис, о котором он пишет: «Ты себе не можешь представить, как я был близок этой осенью к полной реализации всех моих художественных чаяний» [письмо к брату было написано в октябре 1932 г. –МК].
А это – спустя два года:

«Вас, наверное, интересует, как я существую. Должен Вам сказать, что я иногда сам себе удивляюсь, как при моей очень небольшой деловой активности мне удалось в такое тяжёлое время здесь уже шесть лет просуществовать. По временам удаётся продать то или иное масло, довольно большой успех имеют мои акварели. Я их теперь делаю иногда с некоторой технической рафинированностью, вот уже сам от себя не ожидал, что специализируюсь когда-нибудь в этой технике. В перспективе – портрет на заказ. Ну, а кроме всего – частные уроки по живописи. Из всего и складывается мой, правда, достаточно скромный прожиточный минимум...» (Фальк Р.Р. Беседы об искусстве. С. 142).

Так или иначе, и в Москве, и в Париже Фальк рисовал каждую свободную минуту, живопись всегда была у него на первом месте.

Он «целиком посвятил себя искусству» не только в Париже, он целиком посвятил себя искусству ещё в ранней юности.

Но «целиком» – это не значит, что он занимался живописью всё свободное время. Фальк всегда любил музицировать, любил играть в шахматы, унаследовав эту любовь от отца-шахматиста.

А в Париже он любил посидеть в кафе, поговорить, знакомиться с новыми людьми. У него были друзья, и он всегда проявлял заботу о своих детях, о бывших жёнах. Так что, утверждение его биографов, что он жил замкнуто, довольно сомнительно. Однако весной Раиса вернулась в СССР. Я уже писал о трёх возможных причинах её возвращения.

Формальной причиной была болезнь её отца. Неформальной причиной было то, что первая жена Фалька Лиза Потехина не соглашалась отпустить к Фальку их сына Валерия, пока рядом с Фальком живёт Раиса, которую она не переносила.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/19/2134