О важных и неочень важных проблемах

Гартман Анна
Закончился рабочий семинар по теме шумового загрязнения окружающей среды транспортными средствами. Меня до сих пор поражает то, как австрийцы в своей маленькой стране обеспокоены своими проблемами. В Казахстане, насколько мне известно, никого не интересует то, насколько новая дорога будет мешать пролегающей рядом деревне. Люди просто будут рады, что новую дорогу в принципе проложили!

Да, я знаю, что это избитая и вечная иммигрантская тема о том, как сильно отличаются развитый мир от развивающегося. Но когда я провожу целый день в одном зале с пятидесятью людьми, которые рассчитывают и моделируют шумозагрязнение, пишут отчеты, опирающиеся на соответствующие законы, диссертации и научные проекты о том, какой оптимальный материал нужно взять для шумозащитной стены - и на всем этом зарабатывают немалые деньги, я часто спрашиваю себя, а что там делаю я? Мне вдруг становится болезненно очевидно, что работая в такой узкой специализации, я закрываю себе дорогу домой. Кому в Казахстане нужны эти меры защиты? Швейцарская точность подсчета размера ошибки в вычислениях, измеряющаяся в районе до 1 децибелла? Что я скажу работодателю, если мне приведется опять идти на собеседование в Казахстане? Что в моем предыдущем месте работы мы строили модели города в программе за 15 тысяч евро, чтобы выяснить, не превышает ли новый кондиционер соседа допустимые значения децибел?.. мне скажут то же самое, что мне уже отвечали после короткой практики в Европе, когда я искала работу: "вы зачем сюда приехали?". Натурально, я сейчас цитирую даму из приемной комиссии в одном российском вузе, куда я собиралась поступать в магистратуру.

Мы, люди на планете Земля, слишком сильно расплодились, чтобы найти общее решение, и подумать, что все-таки в мире есть гораздо более достойные нашего внимания проблемы, чем соседский кондиционер, или даже новая скоростная дорога. Но как эти проблемы решить, я не представляю и не думаю, что способна на это... Таким же образом думают остальные миллиарды людей на планете, и поэтому мы имеем то, что имеем - кто-то старается выжить, и вытолкнуть детей в абстрактно лучшее место, а кто-то посвящает свою жизнь и энергию исследованию вопроса, который за пределами их маленького круга теряет всяческую  актуальность... мне, как человеку, который к существованию людей относится все же положительно, иногда это все изрядно мешает жить...

Но на самом деле все эти расчеты, конечно, чертовски интересны. А догадывались ли вы, что если у поезда изменить тормоза, он будет на 6 децибел тише? Или что асфальтовое покрытие снижает шумовыброс в течение первых пяти лет, а потом начинает стареть, и уже не приносит почти никакого улучшения? А бетон как был средний, так и остается. Или какая оптимальная высота шумозащитной стены, чтобы максимально снизить шум при разумных ценах?... занимательно, не правда ли?..