Адам и Рая. 14 глава

Светлана Петровна Осипова
                Сок апельсина сочился сквозь пальцы. Разрезая оранжевую плоть цитруса, Рая впомнила пионерский лагерь. Она не любила апельсины, потому что их запах вызывал чувство сиротливого пионерского детства, а руки непременно пачкались в едковатой оранжевой жидкости сочного плода. Кисловатый, недостаточно сладкий вкус апельсина заставлял искать дополнительные аргументы в его пользу. Аргумент собственно сводился только к тому, что апельсины "полезны". Ася, Раина дочь и дочь  южанина Анатолия,  любила южные фрукты - груши, персики и нектарины, хурму и королек, апельсины. Она их покупала, но порой забывала про них и те подолгу лежали в холодильнике. Рая исренне любила только яблоки и сливы, но сегодня решила "навести порядок" в холодильнике - разгрузить его, так сказать, и принялась разделывать апельсин. Она резала его кольцами, потом отделяла в каждом кружке мякоть от цедры, мякоть ела и к концу всей процедуры даже не поняла куда делся довольно большой апельсин. Оставшийся сок с шумом спила с блюдечка. Бесполезный полезный фрукт с запахом и вскусом пионерлагерного сиротства.
                Зазвонил телефон. Высветился незнакомый номер.
- Да. - поизнесла Раиса Васильевна слегка настороженно.
- Раиса Васильевна, здравствуйте. Меня зовут Оксана. Вам сейчас удобно говорить? Я представляю фирму "Раз, два, три". Мы бы хотели предложить вам информацию об услугах нашей фирмы. У вас есть несколько минут?
Рая испачкала телефон соком апельсина, кроме того, она должна была вот-вот снять турку с плиты - кофе закипал внезапно, ей нужны были чистые и сухие руки. Да и быть нештатным "сотрудником" какой-то фирмы она не собиралась.
- К сожалению, я не располагаю в данный момент свободным временем, извините, до свидания. Рая "вышла из эфира", нажав на кнопку сброса вызова, на которой была изображена телефонная трубочка красного цвета с маленьким красным кружочком под ней. Конец связи. Так, кофе закипал. Рая сняла турку с варочной поверхности. Как ей нравилась эта гладкая варочная поверхность!


                "Допустим, я здесь лишняя, в вагоне метро полно молодого народу, пятница, всеобщая эйфория, массовый исход из офисов. Я не принадлежу к отряду служащих, семейству пятидневных, виду окладных. Пятница  у меня бывает во вторник, суббота в среду, воскресение в четверг. Так случилось по жизни. Хотя пятница и в Африке пятница. Но нет у меня приподнятого настроения и стало быть бесполезно пытаться мне его испортить". А чувствовалось, что многие женщины весьма приличного вида и, пожалуй, не низкого сословия норовили размазать Раину пятничную ваниль по ландшафту. Какие сословия!? Что ты выдумываешь, Раиса?! А ведь не зря, наверное дореволюционное русское общество было сословным. Самое большое по количеству сословие были крестьяне. И совсем не обязательно люди этого сословия были земледельцами или жили в деревне. Среди владельцев домов в Петербурге были и крестьяне по своему сословию.  В гимназиях училось много детей крестьянского сословия, их даже было большинство в классах. Их однокашниками были дети дворян, духовенства, мещане, купеческие дети. Мещанское сословие стояло на втором месте после крестьян по количеству, затем шли дворяне, купцы, духовенство, военное сословие. Рая встала с сидения вагона и стала пробираться к дверям. Когда поезд приближался к станции, Раиса, а это она делала машинально всегда, стоя у дверей вагона и готовясь его покинуть, огляделась на вагон - сперва через левое, затем через правое плечо. Что это означало? Рая трактовала это так - надо было посмотреть, в какой кампании она провела двадцать минут, и попрощаться с этой кампанией, как бы мысленно сказать всем до свидания. Это наблюдение, сделанное по поводу собственного поведения, вызывало улыбку у Раи. Так или иначе, но она всегда проделывала эту процедуру, покидая вагон метро - пока-пока, дорогие сограждане! Интересно, думала она сегодня, поглядывая на пассажиров, какое количество здесь крестьянского сословия? Она сама принадлежала этому сословию, как скорее всего большинство из присутствующих. Сколько мещан? Мещане - это собственно горожане, жители города. Слово мещане в корне  имеет слово место. Стало быть местные жители. Но в сословной иерархии это горожане по происхождению. Мещане это не обязательно жители данного города, это приезжие или, как их называли, пришлые - но именно горожане. Так и записано было в их документах в графе сословие - из мещан. Неважно из большого или малого города  их род происходит. Сколько в вагоне людей из дворян? О, здесь надо присмотреться повнимательней. Не каждый, кто хотел бы таковым казаться, им является. Не каждый, хоть и попроисхождению дворянин, но соответствует подобающим образом облику своего сословия. Здесь сложенее - князей, графов и иных господ трудно вычислить. Купеческую братию теперь хорошо видно, их можно различить. Духовенство и военное сословие можно узнать по одежде, само собой разумеется.

                Люди своеобразно устроены. Вспомнить матрешку. Самая маленькая матрешка - это душа. Средняя, в которую запрятана маленькая, тело. А самая большая - это божественное в человеке. Человек триедин. В нем и Отец, и Сын, и Святой дух пребывает. Все три ипостаси должны существовать в гармонии, так и существуют. Гениальное изобретение русской мысли матрешка наглядно демонстрирует эту триединую суть человека, также и суть Троицы, как основы православной Веры. Конечно, в самом слове  Матрешка основой, корнем слова,  является слово Мать. Здесь заложено понятие матрицы. Вот ты, объясняла мама малышке, доставая из средней матрешки маленькую, вот я, показывая на среднюю, а вот бабушка, самая большая матрешка. И малышка понимала связь всех троих - свое место в этом единстве, место мамы и бабушки. Таким образом ребенку с помощью матрешки преподавались три важнейшие вещи: его связь с родом, с семьей, прежде всего понятие рождения, происхождения от мамы и бабушки, второе - религиозные представления, понятие о Святой троице и третье - очень важное знание о том, как устроен он сам, как живет его душа внутри него, тело и его божественное внешнее невидимое - его Ангел-хранитель или даже сам Бог. Рая любила, когда ее посещали подобные мысли, догадки, предположения, идеи. С церковью она установила простую связь. Нечасто, но наступал момент, и Раиса шла в церковь. Основное, что она делала в церкви, это она подходила к образу Спасителя нашего Иисуса Христа, читала Христову молитву "Отче наш", просила прощения за вольные и невольные грехи, то есть  плохие свои поступки, затем обращалась к Господу с просьбой не вычеркивать ее из списка тех, кому Он поручает творить Свою волю на земле, то есть оставить ее, рабу Божию, при деле, позволить служить Богу повседневно. Затем она просила уберечь ее и ее близких и сохранить их, направить их на правильный путь, выправить их стези, укрепить в вере, любви и надежде, дать им разум и силы для исполнения воли Божией. Рая знала уже, как Господь дает ей по ее молитве, как исполняется ее просьба. Она знала, что потом надо придти в храм и поблагодарить Господа, воздать ему Славу, но правда, забывала об этом. Сегодня она вспомнила, что не начала свое обращение с благодарности Богу, но хорошо, что вспомнила об этом, хоть и с опозданием.
                День 19 октября был солнечным и теплым, хотя температура воздуха  от 0 утром дошла до плюс 6 к середине дня. Не очень высокое солнце ни на минуту не погасло, небо было чистым и голубым. По небу в пяти местах самолетики начертили белые черточки в разных направлениях. Молодые мамашки, как всегда не догадывались о том, как мучаются их малыши в колясках от солнца, бьющего им в глазки. Раечка устала им об этом говорить...Она шла пешком в парк гулять. Последние несколько дней она изнемогала от своей утонченной нервности, от обострения какой-то запущенной или врожденной душевной болезни. Что-то обнажилось в ней и, неприкрытое, незалеченное ныло и саднило. Обиды, прошлые и новые обиды... И еще - она подозревала, что это, все-таки любовь. Чудовищное несоответствие природы в человеке и обстоятельств урбанизированной, социализированной, регламентированной, забитой в кирпич и асфальт, запрятанной в супермаркет, минимаркет, пакетированной городской жизни - все это делало ее, влюбленную женщину, несчастной. Дело в том, что целый месяц Рая не посещала Квартал танго - единственное место теперь, где она могла увидеть Адама. Наконец она пошла туда одним субботним вечером середины октября. Пошла, как всегда мало танцевала, но наслаждалась музыкой и совершенно не думала об Адаме.
                Рая присела на удобный диванчик в холле перед танцевальным залом, предварительно отодвинув в разные стороны дамские сумки, как бы бронирующие места для отдыха. Где были эти дамы? Конечно танцевали, но их сумки обозначали их повсеместное присутствие. Рая бесцеремонно отодвинула их и не потрудилась поднять одну из сумок, свалившуюся с диванчика. Она перестала уважать тангоманок за их наглость и агрессию, за их нервное танцевание и тем более, за их дорогие сумки, черт бы их побрал. Так вот, она села.
- Можно присесть возле красивой женщины?- подошедший к ней немолодой мужчина, с которым она успела станцевать одну танду, пытался вписаться в свободный от сумок участок диванчика.
- Конечно - Рая вынуждена была вновь вцепиться в шершавую кожу чужой сумки и не без труда отодвинуть эту тяжелую ипостась какой-то неизвестной дамы. Мужчина сел рядом и завел предсказуемый разговор о кавалькадах, эстападах, школах и учителях танго. Господин, представившийся Аркадием, пытался поразить Раисино воображение своими заграничными связями и дворянским происхождением. Лучше бы повел на танец... Совершенно неожиданно Рая увидела Адама, входящего в танцевальный зал. Ее душа умиротврилась. Вот точное определение того, что она почувствовала. Больше ничего. И это сказало ей о многом. Почти ничего не слыша и не понимая, что говорил Аркадий, она почувствовала мягкую перинку, на которую легла ее душа. Аркадий встал и пошел в зал. Перед этим, придав словам вежливый оттенок, он пообещал Рае, что надеется еще потанцевать сегодня с ней. Она кивнула. Господин исчез за дверью  зала. Выждав не более пятнадцати секунд, Рая пошла за ним. Она прошла мимо праздно стоящих у стены близ выхода мужчин, где прислонился и Аркадий, и быстренько заняла свободное местечко. Глаза стали искать Адама. Она не находила его и, даже не заботясь о том, что выдает себя, повернула голову в сторону угла, где сидел диджей, слегка подалась корпусом вперед, но нет, Адама там не было. Потом вдруг увидела его ровно напротив себя у противоположной стены. У противо-ложной стены - вот как следовало бы ее назвать! Потому что все, кто не желал танцевать с Раей, сидели именно у той стены, то есть они были против, но ложно, ибо их нежелание было ложным! И Адам сидел именно там, сторого против Раи и пристально смотрел прямо на нее. Она несколько долгих, может быть около пятнадцати секунд, тоже смотрела на него. Точнее, они смотрели не друг на друга, а друг в друга. Адам смотрел В нее, и  Рая смотрела В него. Все это напоминало сцену из фильма "Семнадцать мгновений весны", молчаливую сцену встречи разведчика Штирлица с его женой. Не хватало только музыки Таривердиева "Боль моя, ты покинь меня...." При этом Рая не чувствовала ничего, ни смущения, ни радости, вообще ничего. Потом она отвела взгляд. Закончилась танда. К ней подошел знакомый партнер, который обычно с ней танцевал. Они встали друг против друга на виду у всех, и стояли несколько секунд ( возможно пятнадцать), еще никто не вышел на танец, потом партнер подал Раисе руку и они начали незамысловатые движения, однообразные, скучноватые, какие мог предложить этот немолодой, но эффектный седовласый человек. Незаметно танцпол заполнился танцующими парами и стало тесно. Как странно смотрел Адам, думала Рая, он почти ненавидел ее. Ей показалось, что лицо его выражало недовольство. Он удивился, как она постарела? Он не узнавал ее? Он возмущался ее появлением? Но это его не касается. Она пришла не ради него, она пришла, потому что суббота, потому что соскучилась по музыке и по здешней публике, хотя ни с кем здесь не дружила. Если он заражен свойственной здешним завсегдатаям агрессией, то она отстранилась от этого явления и оставила обычаи аборигенам. Она пришла туда, где звучит танго, где танцуют танго и довольная тем, что тоже может пройтись с кавалером в этом танце, только и всего, большего ей не нужно, а нравится это или нет господам и дамам сего заведения, ей все равно. Это ее решение и точка.
 Душа Раи умиротворилась, когда она увидела Адама.