Немец с гумой

Александр Георгиевич Гладкий
В первой половине двадцатого века жители Западной Белоруссии привыкли к частой смене власти, ведь до Первой мировой власть была царской, затем во время войны эту территорию захватывали немцы. В 1921 году по Рижскому мирному договору этот край отошел к Польше. В 1939 году пришли Советы, а через два года Белоруссию опять оккупировали немцы. Такая частая смена власти не способствовала формированию уважения к ней со стороны крестьян. Люди в глубинке старались жить привычным укладом при любой власти, избегая лишних контактов с ее представителями. Мол, власть сама по себе, а мы сами по себе.

В одной из оккупированных немцами Пущанских деревень стоял гарнизон, состоящий из нескольких солдат. Вели они себя вполне по человечески, не мешая людям жить привычной жизнью и люди к ним привыкли и относились спокойно, можно сказать, даже слегка игнорировали.

Однажды немцам понадобилось перевезти куда-то на грузовике живую лошадь. Собрали деревенских мужиков для ее погрузки, а те, столпившись возле машины давай привычно рассуждать, глядя на лошадь: «А что? А как? А чем?» Время шло, а дело не продвигалось, только пустые разговоры. Прошло полчаса, а к погрузке так и не приступили. За этим молча наблюдал немец, ответственный за отправку животного, потом повернулся на каблуках и куда-то ушел.

Вскоре он вернулся с куском резинового шланга в руке и давай им дубасить мужиков по чем попало. Через пару минут лошадь уже была в кузове грузовика. Как мужики под градом ударов ее туда загрузили, они и сами толком не могли потом пояснить.

После этого случая прошло уже больше семидесяти лет, а в той местности до сих пор говорят о ленивых людях, отлынивающих от работы: «Нет на него немца с гумой».