Заходите, пожалуйста!

Петр Панасейко
              В приёмной начальника отдела труда и заработной платы (ООТиЗ) Николая Белова стоял шум. На заводе в этот день работники получали заработную плату. В начале 1990-х годов ни о каких зарплатных картах банка речи не шло. Некоторые переводили деньги на сберкнижку, но основная масса работников получала их в заводской кассе, выстраиваясь в рабочее время в длинные очереди. Получив энную сумму и оставшись недовольными, отдельные работники шли разбираться к начальнику отдела, который и начисляет эту самую заработную плату.
            
             - Товарищи рабочие, - вежливо обратилась к собравшимся секретарь начальника, – не мешайте, пожалуйста, мне работать. Никак не могу допечатать на пишущей машинке один документ, делаю ошибки, приходится исправлять. Дожидайтесь Николая Евгеньевича в коридоре, он скоро появится.
             - А почему он не находится в рабочее время на своём месте?- спросил кто-то.
             - А вы где находитесь в рабочее время?- последовал ответ.
            
              Все замолчали и дружно покинули приёмную. В коридоре разговорились, познакомились быстро, несмотря на то, что работали в разных цехах и отделах.
             - Никак не пойму, - возмущался токарь Батраков, - пятый разряд имею, а получаю меньше рабочих четвёртого разряда.
             - Делов-то, - отозвался инженер Голубев, - пиши заявление на повышение разряда. Белов подпишет, и проблема у тебя с зарплатой исчезнет.
             - Ага, подпишет! Два раза подходил к нему. Отвечает: «Денег нет». Как отмечать свой юбилей «по полной программе», так деньги нашёл.
             - Иди бери бумагу, пиши заявление о переводе тебя токарем шестого разряда и к нему на приём. Сегодня он подпишет.
             - Шутишь, друг?
             - Никак нет. На читай.
               «Про-шу  пе-ре-ве-сти  ме-ня  ин-же-не-ром-тех-но-ло-гом  пер-вой  ка-те-го-рии…», - по слогам прочитал токарь.
              - Думаешь подпишет?
              - Сегодня подпишет, завтра – откажет.
               
                Инженер Голубев после окончания института долгое время работал в техотделе с третьей категорией. Прошла аттестация, комиссия рекомендовала его повысить в должности. Однако рекомендацию, как известно, можно выполнить, а можно и проигнорировать. Что и сделал Белов, хотя на заявлении о переводе того стояли подписи его руководителей и профсоюзного комитета. В конце концов инженеру всё это  надоело, и он решил уйти на другой завод, где проблем с повышением категорий инженерно-техническим работникам не существовало.
               
             - Не спеши уходить, Антон. Ты нам нужен, - уговаривал начальник отдела. - Попробуй ещё раз. На тебе деньги, сходи купи букет цветов, коробку конфет, бери своё заявление и иди подписывать его в ООТиЗ.
                - Так это же взятка получается?
                - Вчера была и завтра будет, а сегодня - это подарок на День рождения. Иди, не теряй время.
               
                В успех намеченного мероприятия, инженер мало верил, но спорить со своим  начальником не стал. С подарком заявился в ООТиЗ по окончании рабочего дня. Постучал. «Кто там, - отозвался хозяин кабинета, - заходите пожалуйста». Зашёл. Поздравил именинника и вышел с подписанным заявлением. При этом он обратил внимание, что тот не отдавал отчёт своим действиям, будучи во власти «зелёного змия». И если бы в заявлении написал о переводе на его место начальником, тот подписал бы точно. На следующий день инженера поздравляли коллеги с повышением. Причину повышения знали только двое: сам Голубев и его начальник, но рассказывать никому не стали.
               
                Прошло три года, на очередной аттестации инженеру рекомендовали присвоить первую категорию. Он вновь написал заявление, подписал своими руководителями и стал ждать особого случая. Он заключался в том, чтобы «подловить» начальника Белова «под мухой» и подписать заявление. Ещё вчера он узнал, что Николай Евгеньевич с утра будет на юбилее руководителя такого же уровня, но соседнего завода. Решил попытать счастья ещё раз.
               
                Присутствовавшие в коридоре, наконец-то, перед обедом  увидели "нужного человека", который шёл в свой кабинет шаткой походкой. Открыв дверь, произнёс:
                - Кто первый ко мне, заходите пожалуйста!
               
                Толпа затолкала в кабинет инженера Голубева. Следом зашёл,  а потом  довольным  выбежал токарь Батраков. После него зашла  секретарь Белова, потом – его заместитель, успевший побывать  у директора завода. Когда вышел с подписанным заявлением, объявил:
                - Приходите завтра. Сейчас Николай Евгеньевич отдыхает.
               
                Не поверившие ему работники открыли дверь кабинета и увидели спящего за столом его хозяина.
               
                Когда на следующий день работники явились в известный кабинет, то там уже находился другой хозяин – Новиков, ещё вчера работавший заместителем. Не сразу они узнали причину.
               
                В тот вечер, воспользовавшись ситуацией, "шустрый" заместитель, заранее согласовав вопрос с директором, подсунул своему не совсем вменяемому шефу два заявления. Первое касалось перевода Новикова начальником ООТиЗа. Второе - об увольнении Белова по собственному желанию. Оно было годичной давности, и написано во время очередного конфликта с директором, оставившим заявление до поры до времени у себя.  Оба заявления Николай Евгеньевич подписал  не глядя.

19.10.2016 г.

Фото из Интернета