Юрист и поэт Аркадий Коуров

Валерий Хлызов
               
     В конце девяностых годов прошлого столетия я редактировал газеты городского и областного штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям  Екатеринбурга и Свердловской области. Работа в газетах  «Внимание всем» и "Твоя защита" предполагала тесное общения с редакторами многотиражных газет столицы Среднего Урала. Именно тогда я познакомился с редактором газеты "Электропуть" муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление" Валентиной Фёдоровной Башмачниковой - первоклассной журналисткой и замечательным человеком. За три года тесного общения  немало публикаций служебной тематики и моего литературного,  музыкального творчества нашли своё место на страницах газеты "Электропуть". В редакции этой многотиражки судьба свела меня с бывшим  юристом  и поэтом по призванию Аркадием Александровичем Коуровым.
     Аркадий Коуров родился 19 июля 1930 года в селе Шутино Катайского района Курганской области. Его отец — Коуров Александр Семёнович (1908-1984) и мать — Коурова Агния Петровна (1907-1999) работали в коммуне "Красные орлы". В годы Великой Отечественной  войны семья проживала в посёлке Вишнёвогорске Каслинского района Челябинской области. Александр Семёнович служил в милиции на железнодорожной станции Маук.  Агния Петровна работала в больнице, воспитывала сыновей Вадима, Аркадия и Виктора.  Все беды пережила семья Кауровых в годы становления советского государства, в том числе и  священную войну с фашизмом. Затем началась мирная жизнь, в которой будущий поэт занял достойное место.
     В 1949-м году после окончания  техникума советской торговли в Свердловске Аркадий Коуров работал бухгалтером. В 1950-м году он получил среднее образование в школе рабочей молодёжи на станции Свердловск-Сортировочная. С 1959 по 1954 годы учился в Свердловском юридическом институте. Став дипломированным юристом, долгие годы работал следователем прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом. Был награждён медалью "Ветеран труда". 
     Стихи по наитию Аркадий Александрович  стал сочинять на четвёртом десятке лет. Он их публиковал в уральских газетах и журналах, альманахе "Поэзия-43" (1985-й год). В 90-е годы издал пять подборок стихов в форме газет под названием "Слово", "Без компаса", "Взгляд", "Неравнодушие", "Отклик". В конце девяностых и в нулевые годы выпускал поэтические сборники, из которых наиболее известные "Срез", "Сквозь призму сердца", "В дороге", "Белый свет", "Стихи", "Свидетельствую", "На стыке тысячелетий", "О времени и о себе". Одновременно поэт активно сотрудничал с редакциями газет "Электропуть", "Пенсионер" и рядом других.
    Стихотворение Аркадия Коурова было помещено в коллективный сборник  "Незакатная наша звезда", изданный в Москве и посвящённый Николаю Рубцову.
     Встречи с Аркадием Александровичам для меня всегда были праздником. С единомышленниками он, обычно хмурый и недоверчивый, становился просветлённым и общительным. Вдохновенно читал свои стихи, рассказывал о творческих задумках, щедро делился изданными книжками. В них он писал о родных и близких ему людях, пережитом, утраченных иллюзиях,  переменах в обществе и государстве. К радикальным изменениям юрист-поэт относился неоднозначно. Это и понятно — строящийся многополярный мир предполагает  наличие разносторонних  мнений. Архитектура стихов Коурова была проста и понятна. Он не перебарщивал  рифмы безумными конструкциями, свойственными так называемой "чистой поэзии".  Серьёзный, вдумчивый, правдолюбивый человек  жил  и  творил в одиночестве. Однако его затворничество не вызывало у меня жалости. Наоборот, трудолюбие поэта Аркадия Коурова, оградившего себя от суеты по воле судьбы и гордо несущего свой воз, радовало и восхищало.

Избранные стихи из поэтических сборников Аркадия Коурова
               
           * * *
Отец и мать шампанское не пили,
Их жизнь прошла в заботах и нужде.
Трёх сыновей для Родины взрастили…
Сегодня нет родителей нигде.
Они пахали, сеяли, косили:
Семья большая — каждый хочет есть…
Поверьте мне — они на свете были,
Поскольку я на этом свете есть.

ОТЕЦ

В тяжкие военные годины
Мой отец в милиции служил.
Доставал наган из-под перины,
В кобуру вставлял и уходил.
Уходил отец мой на работу —
Люди уходили на войну.
Поезда везли на фронт пехоту,
Пушки, танки — через всю страну.
Он встречал и провожал составы,
Вздрагивали рельсы вдалеке
И белели на руке суставы
От нагана, сжатого в руке.
Выстрелы. Диверсии. Поджоги.
В сейфе уголовных дел тома,
Постоянный голод до изжоги,
Напряженье нервов и ума.
Вся страна была военным станом,
Враг пытался подорвать наш тыл,
Пёр под Курском танковым тараном,
Родину готовил на "распыл".
Возвращался мой отец с работы,
Досылал патроны в барабан.
Объясняться не было охоты.
Спать ложился — рядышком наган.
Был отец идейно убеждённый,
Он себя на службе не щадил.
Дважды за отвагу награждённый,
Мой отец в милиции служил.

МАМА

Мама, мама, труженица, мама.
Ты существовала для детей.
Жизнь твоя — одна сплошная драма,
Не бывало лучезарных дней.
С детских лет, то правила кобылой
В дни, когда за плугом братец шёл,
То рвала ленок ручёнкой хилой.
В школу не ходила. Не до школ.
Выросла. Замужество. Разруха.
Войны. Голод. Карточки на хлеб.
Уносила близких голодуха,
Пополняя свой могильный склеп.
Уставала, но трудилась снова
В огороде, в доме за двоих:
"Если б не земля, да не корова,
Не было бы, дети, нас в живых".
Ты в войну работала в больницах.
Две медали на груди твоей.
Выдавали слёзы на ресницах —
Трудно было поднимать детей…


ВЕРЮ ЛИШЬ ПОСТУПКАМ

Тем, кто улыбается, не верю,
Сам не улыбаюсь никогда.
Сколько их с нутром подобным зверю
Повстречал за долгие года?!
Их улыбка – средство к выживанию,
Способ скрыть мирок корыстный свой.
Я до встречи с ними, по незнанью,
Связывал улыбку с добротой.
Сам не обнадёживал улыбкой
И не сыпал в уши слов изюм,
Золотой не притворялся рыбкой,
Был с людьми серьёзен и угрюм.
Трудно жил, но подлостей не делал,
Хоть на хэ случалось, посылал.
Я смотрю в лицо любому смело —
В душу никому не наплевал.
Не пойму, как можно улыбаться,
Если в мире миллиарды драм?!
В этом мире, где привыкли драться,
Верю лишь поступкам и делам.


ТВОЙ ВОЗ

Безделье прочь! За дело принимайся.
Ждать кто-то поднесёт — самообман.
В какие дни живёшь — не забывайся.
Всех привлекает только чистоган.
Богатство, слава, громкая карьера,
Как сена клок, они перед тобой.
Бежать за  ними — глупая афера,
Тем более, когда бежишь толпой.
В чём жизни смысл?
Навряд ли кто-то знает,
Но знают все:  свобода - жизни хлеб.
Коль нет её — удушье наступает
И жизнь похожа на могильный склеп.
Стишки кропать о днях ненастных лета,
Сюсюкать о несбывшейся любви –
Кощунственно для честного поэта,
Когда планета корчится в крови.
Безделье прочь! За дело принимайся,
Осилит всё идущий по пути.
Безделья и бездумья опасайся,
Твой воз тебе и править, и везти.

ВСТРЕЧА

Я юным был. Меня вы не любили.
Я вас любил. О, как я вас любил!
Вы мне прямолинейно "отрубили",
Чтоб я за вами больше не ходил.
И я отстал. Свой путь обыкновенный
Влачил, как все рождённые влачить.
Ваш образ дорогой и незабвенный
Мешал мне жить, смеяться и любить.
Я помнил вас все годы, дорогая,
Не мог забыть ваш лобовой отказ.
О вашей жизни ничего не зная,
Хотел узнать хоть что-нибудь о вас.
Так жизнь прошла. И вдруг вы позвонили.
Мы встретились и… вас я не узнал.
Не верилось, что это вы той были,
Той, о которой я всю жизнь мечтал.
При виде вас душа не встрепенулась,
Она принадлежать осталась той,
Которая ушла и не вернулась,
Оставшись в сердце вечно молодой.

           * * *        Е.В.Б.
Мне страсть рассудком не унять,
Она инстинкт, слепая сила,
Как в годы юные, опять
Меня собою ослепила.

Печаль несбывшихся надежд
Сменилась счастьем ожиданья.
Ваш образ кроток, мил и свеж,
Как много в нём очарованья!

Вы птица вольная, но вам
Я не подарок, не находка,
Взгляну — я вижу по глазам:
"Мой друг, я вам не одногодка".

Вас буду часто вспоминать,
Как волшебство и вдохновенье.
Вы дали сердцу испытать
Любви прекрасное мгновенье.