Пойми каждого, если осмелишься

Анастасия Ерохина
... все чаще ныне с болью наблюдаю,
Что ни себя, ни Вас не понимаю.

Мир очень быстро меняется. Не то, чтобы поляризуется, хотя и не без этого, а просто становится ярче и многообразнее - обозначается все больше идей, движений, появляется некое число последователей того или иного учения, как следствие даже - возникают новые социальные слои (да простят меня социологи, если я употребляю некорректную терминологию). И в основе деления крупных однородных социальных групп на более мелкие клубы лежат еще более конкретизированные идеи. А идею можно конкретизировать до бесконечности. И в итоге так и получается - каждый сам за себя и "моя твоя не понимать", у каждого в голове свое.

Действительность предоставляет человеку право определять свои взгляды на разные аспекты своего и чужого бытия на основе огромного потока противоречивой информации. На войну в Сирии и на проблему войн вообще, на национальный вопрос, на трудовую миграцию, на то, как и в чем хранить деньги, на вопросы благотворительности, защиты белых и всяческих других китов... Да в наше время это уже скорее не право, а обязанность - занимать какую-либо позицию по тому или иному аспекту, иначе остаешься в аутсайдерах. Можно ли просто жить и ни о чем в принципе не думать? Сейчас это нереально. "Небо в огне - никто не будет в стороне" - современный мир требует от нас принятия миллионов решений ежедневно (кстати, вы не задумывались над тем, что мы чаще всего делаем в своей жизни? Принимаем решения - во сколько встать, когда и какой зубной пастой чистить зубы, пить ли натощак воду, или это будет вода с лимоном и т.д.), решения же совершаются на основе наших внутренних установок, принципов, взглядов, то есть мы volens nolens должны поразмыслить над тем, что на первый взгляд нас не касается. Сейчас все касается всех, почему-то.

Ах да. Если ты особенный, ты имеешь право создать собственную секту имени себя, в чем бы эти особенности ни проявлялись. Чем громче ты заявишь о себе, тем больше твоя вероятность быть уникальным и понятым до того, как кто-то воскликнет, что именно твоя особенность является общепринятым уродством, моральным или физическим.
Например, есть в Штатах одна девушка. Весит она около 300 кг. Ни много ни мало, в общем-то, потому как рекорд был 500+ кг. Ну и девушка эта заявила, что стремится циферку рекорда обновить... И что вы думаете? У нее нашлись фанаты и последователи. Есть, конечно, не понимающие сего феномена граждане, но сии были записаны в завистники...

Или же попадались мне фотки одного паренька в интернете - он в 18 лет сделал себе попу, как у Ким Кардашьян. Зачем??? У мальчика куча подписчиков. Похоже, я не в теме и ничего не понимаю...

Отмечу, самые действенные и поэтому ужасные способы борьбы с чужим адекватным мнением у таких выдающихся персон и направлением непонимающих товарищей в категорию "завистники" - это аргументы вроде "все думают так же, всем это нравится", "ты ничего не понял, ты лузер".

Да, про храм всех религий, например, я, извините, не поняла. Не в тренде. Я православная. Точка.

Толерантность. Разнообразие. Мешанина... Кто это? Женщина или мужчина? Ах да, пол - это оскорбительно...

Я это все к чему. Общество неоднородно, разнообразно, нет ни единых моральных установок, ни нравственных и культурных ценностей, нет критериев определения таких ценностей, у каждого они свои. И получается то, что получается - ничто не истинно, все дозволено, и попробуй сказать, что новый плакат, новая мода - это какая-то не здравая тенденция, тебя заклюют, ты не вправе судить, ведь надо понять другого... Недавно я слушала "Эхо Москвы", а я что-то давно радио не включала. И поняла, что вокруг, пока мы тихо мирно своим замечательным здравомыслящим коллективом работу работаем, творится абсурд.

Вот одна из освещаемых новостей. Фотоработы Д. Стерджеса, на которых запечатлены обнаженные несовершеннолетние девы, вывешивают в центре им. братьев Люмьер, общественность встает на защиту нравственных идеалов и один из негодующих граждан обливает фотографии отходами собственной жизнедеятельности. Другие участники событий также действуют сообразно своим представлениям о морали, кто-то требует выставку закрыть, кто-то -наоборот, кстати, поляризация общества именно по нравственным аспектам очень сильна, и в случае с фотовыставкой проявилась явно - от позиции руководителя центра им. братьев Люмьер "в этом нет ничего плохого" до точки зрения депутатов и гражданских активистов, требующих немедленного ее закрытия как развращающего народ события.

Какова моя позиция на счет обнаженных дев? Кстати, как утверждается в СМИ, выставка была маркирована пометкой 18+, а подростков среди позирующих нудистов не было, в чем я, просмотрев фото, сомневаюсь. С художественной точки зрения фотографии, на мой взгляд, несут определенную ценность. Красиво, в общем. И действительно "ничего ужасного" там нет. Но в то же время мне кажется, что для того, чтобы мужчине снимать несовершеннолетних, да и пусть совершеннолетних, девушек на нудистском пляже, а потом это выставлять на всемирное обозрение, нужно быть извращенцем. Ну или просто озабоченным субъектом. Во всяком случае, такая общедоступная фотовыставка в центре Москвы повергла в шок и меня, я понимаю, что есть некие различия между эротикой и порнографией - но с моей точки зрения, и то и то должно находиться где-то в укромных уголках квартир, а не рядом с Кремлем. Да, мои нравственные убеждения "не прогрессивны". Кто-то сейчас поставит на мне клеймо и повесит ярлыки "консерватор", "монашка", "валенок", "старая бабка", а я повешу ярлыки развратников и содомитов (ну заодно) на противоположную сторону. И разойдемся...

Еще не столь драматичный, но показательный примерчик. Вообще по жизни я вегетарианец, потому что тупо не люблю мясо. Ко мне приставали с кучей вопросов, начиная тем, кого мне из животных и в какой мере жалко, не ношу ли я кожаную одежду и обувь и не состою ли в зоозащитных организациях и заканчивая дискуссиями на тему откуда я беру белок и не выпадают ли у меня волосы. Просто жить, без внимания общественности, если ты не ешь мясо, ты не сможешь, в общем. Тема актуальная и неоднозначная. А для меня - однозначная. Я имею право поступать, как считаю необходимым, и ни с кем это не обсуждать, не выкрикивать и не постить всякую чушь по поводу своих убеждений. Я не делаю ничего антиморального и противоестественного. Я не обязана никому ничего сообщать. А однажды я была сыроедом, ну для себя это я определяла так, что нельзя кушать то, что подвергалось тепловой обработке и является продуктом животного происхождения. То бишь я питалась фруктами, орехами, сухофруктами, всякими пророщенными семенами (чувствовала себя прекрасно и выжила).
Но каждый из сыроедов имел собственные взгляды - кто-то считал, что молочные продукты, а также яйца и даже мясо и рыбу исключать из рациона не следует, также наличествовали споры по поводу меда, да и в целом вообще относительно почти каждого продукта веганской диеты у разных сыроедов имеются свои соображения. В итоге в этом самом сыроедении существует куча направлений, каждое пытается доказать свою правоту, у каждого течения есть свои лидеры и сторонники, ну и к тому же течениями разрабатываются рекомендации по физическим упражнениям и духовным практикам в период сыроедения, простому смертному сразу и не понять, что же это стиль питания (и образ жизни) за такой. Да и вроде получается обобщающее понятие - сыроеды, а на деле попробуй обобщи представителей сыроедческих течений...

Вот так и расходимся... Был у меня стишок на эту тему, да и в целом обидно как-то, ведь "we could be so close, like brothers"... Чего ради весь этот прогресс? Ради разделения и обособления, как оказывается. Границ в общении стало больше, несмотря на всю доступность такого общения. Люди стали более одинокими, чем прежде. У каждого - свое. А понять и разделить вот это "свое" с кем-то еще все сложнее... И страшнее - не поймут. Миллиарды миров... Триллиарды идей... Каждый тянет одеяло на себя, иначе оно достанется оппоненту. Идеи не подлежат простому обсуждению. Ими болеют. Они поднимаются на древки, ставятся во главу угла.

Вообще это хорошо, что есть идеи. Плоха только крикливо-заявительная форма их выражения с притязанием на величие генератора идеи. И отсутствие пределов разумного при выдвижении новых идей, в частности, нравственных.

Цивилизация в своем движении к свободе сорвалась с орбиты, нет точек отсчета, систем координат... Цепи, удерживающие бешеных, и белые рубашки, завязанные за спиной больных, порваны. Nihil verum est licet omnia, nil sancti.

Мы живем в уюте собственного мира. И порой мне уже страшно выходить за его пределы.