5. Андрей Глобальный. Я и моя тень

Архив Конкурсов Копирайта К2
3-е место в конкурсе "Что ищет он?"


Автор – Рио
Название – Я и моя тень
Объем – 10,9 тыс. зн.


***


- Мы уезжаем. Уезжаем сегодня. Анна, оставь меня сейчас. Я буду писать письма.

С самого утра Берти какой-то странный. Мы уезжаем, но он не собирает вещи, ни о чём не просит меня.
Сколько раз мы переезжали? Я и не помню. Страны, континенты… Мне всё равно, потому что с ним. А Берти не в себе. Он болен? Нет. Тоскует? Я не знаю…. Я была рада покинуть эту чудовищную страну, подальше от войны, подальше от Марты…

Марта. Когда я впервые её увидела… хотя я же сперва и в глаза ей не смотрела. Такая холёная дама. Да, настоящая дама. Говорят, аристократка. Руки красивые. Духи. Платье нарядное. А я была одета в свой лучший костюм. Белая блузка и чёрная юбка ниже колена. Кажется, так секретарши одеваются?
- Вы Анна Шульц?
- Да, меня зовут Анна Шульц.
Умею ли я печатать? Да, умею.
Марта смотрит оценивающе. Сегодня у неё уже было шесть претенденток.
- Встаньте. Повернитесь.
Мне показалось, или в её взгляде мелькнуло презрение или… жалость? Да, жалость… Я не красавица, знаю. То, что нужно Марте – секретарша, на которую не положит глаз её вечно влюбляющийся Альберт.
Как бы не так. Я всегда мечтала быть помощницей знаменитого писателя. Прочла объявление и не поверила глазам… Боже! Альберт Майер ищет секретаршу. Я же читала все его книги. Как он чувствует женскую душу… Меня бы ничто не остановило, ничто. Хотя бы увидеть его одним глазком, прикоснуться к его тайному миру.
- У вас есть рекомендации?
- Да, вот они…
Стала рыться в своей толстой чёрной папке с завязками. Я казалась неуклюжей. Как назло… Но я должна получить это место. Должна.
Я очень быстро печатаю и очень внимательна. Да, знаю стенографию. Я окажу неоценимую помощь господину Майеру. Вы останетесь мною довольны, обещаю вам…
Пришлось смотреть на неё вот так, с восхищением и надеждой. Что делать? Немного подыграть. Глупая исполнительная дурнушка. Я не опасна, Марта, вовсе нет. Вы такая красивая, а я всего лишь пыль у ваших ног. Никто.
- Вы нам подходите. Приступайте к работе с завтрашнего дня.
- А господин Майер? Что он скажет?
- Альберт будет рад, что наконец-то у него появилась помощница. Будьте готовы к трудной работе, Анна. Мой муж бывает невыносим.
Как она улыбнулась. С чувством своего полного превосходства. О, Боже, как же я ненавидела её в тот момент! Но я получила это место, получила!
Иначе и быть не могло. Если женщина чего-то хочет, всей душой, всем сердцем, для неё нет и не может быть никаких препятствий.

Когда он вошёл, всё поплыло у меня перед глазами. Стоп. Надо собраться.
- Я буду диктовать вам, Анна. Иногда очень быстро, я не успеваю за своими мыслями. Вы должны справляться. Вам придётся терпеть моё настроение. Я далеко не ангел, вам следует это знать, Анна. Вы же представляли меня только по книгам и вырезкам из газет, так?
Я не смела поднять на него глаз. А когда взглянула, то увидела, что он смеётся.
- Испугались, Анна? Не бойтесь. Мы ведь теперь работаем вместе, поэтому должны хорошо понимать друг друга. Со временем это будет нетрудно.
Ему не идут усы. Он стройный, я думала, что полноват. Неудачное фото. Он намного старше меня, но это же прекрасно! Он мог бы быть моим отцом, моим учителем, моим… да. Моим.
Я улыбнулась ему. Робко.
- Я хотела сказать вам, господин Майер, что мне очень нравятся ваши рассказы. Иначе… иначе я бы не пришла сюда.
- Прекрасно. Да, говорят, что я – хороший писатель. Но теперь нам надо работать. Приступим прямо сейчас.

Каждая женщина знает, как это сделать. У неё это в крови. Особенно если она очень хочет.
Я хотела, чтобы Альберт стал моим. С тех пор, как увидела его, или даже раньше. Эта самодовольная Марта меня больше не пугала. Они проводят вместе ночи? Всего несколько часов. А я провожу вместе с ним дни. Узнаю его с каждым часом всё лучше и лучше, хотя не говорю ни слова. Я смотрю… Вот так смотрю. Прямо и пристально.
Такие взгляды действуют на мужчин. Им всегда нужно казаться необходимыми, блестящими, почитаемыми, любимыми. Да. Им нужно восхищение. Я дала это Альберту в полной мере. Ему это нужно было, очень нужно. Даже когда он стоял у меня за спиной, я чувствовала его.  Мои плечи ждали прикосновения его рук. И однажды… однажды он обнял меня. Как будто меня обнимал весь мир… А я повернулась, и…
- Альберт…
- Какие у вас тонкие пальцы, Анна. Не знаю, не представляю, что бы я делал без вас.
- Правда?
- Я не хочу больше отпускать тебя.

Марта… о чём она думала? Мы целыми днями не выходили из комнаты. Но ведь это она сама, сама выбрала меня для него. И кто ей виноват? Она красива, но я преданна. Я делаю всё. Всё! И потом – я моложе, моложе неё на тридцать лет! Для Берти это очень важно, что он чувствует себя любимым. Не просто как писатель, они на бумаге все кажутся бесполыми. Как мужчина. Им восхищается молоденькая девушка. Что ещё нужно?
Нет, я уважаю её, очень уважаю. Она смелая. Богатая, знатная. И она сама познакомилась с Берти. Сама! Первая призналась. Он не устоял перед таким напором… Да. Он кажется таким сильным, значительным, но он такой слабый… Что у него в голове? Он умеет придумывать удивительные истории о женщинах, но он совершенно беспомощен в самых простых житейских вещах. И поэтому я ему нужна. А перед Мартой он робеет до сих пор. Как так можно, позволять взять женщине над собой верх? А я могу уступить, я знаю, когда. Могу обнять в нужный момент. Пожать руку. Как смотреть, что говорить. Я всё это знаю, а она нет.
Все эти истории о гувернантках… Он сам придумал нашу историю до нашего знакомства и воплотил в жизнь. Ему нужна была не дама, а простая девушка, вот как я. Восхищение и понимание.
И однажды я набралась смелости и сказала: выбирай.
А он стал мяться, как все мужчины – ах, а как же Марта, как же дети… А раньше ты о них не вспоминал, когда говорил мне все эти слова? Когда трогал меня? Нет?
- Это невыносимо. Это не так просто… Это больно.
- Ты хочешь, чтобы я ушла? Я уйду прямо сейчас.
- Нет, Анна, нет…
- Ты готов провести со мной всю жизнь? Или ты врал? Конечно, ты врал мне. Чего стоят все твои слова, все твои книжки, если ты неспособен на поступок?
- Мне надо подумать, пойми…
Не знаю, что на меня нашло. Я схватила с камина дорогую вазу и с размаху шарахнула об пол.
Марта. Конечно, прибежала тут же, без стука.
- Что здесь происходит?
Ну мелодрама в точности. Говори же, Берти. Говори. Ну? Не хочешь?
- Я ухожу, госпожа Майер. Уже ухожу.
- Нет, ты не уйдёшь, Анна. Мы уйдём вместе.
- Что-что?
И я в первый раз на неё посмотрела так, как я умею. Прямо. Уничтожающе. Я победила, уже тогда это было ясно. Дурнушка Анна, которую ты сама выбрала.
Смотри, смотри. Теперь твой черёд отворачиваться. Получай по заслугам, Марта. Ты же бросила своего мужа ради Берти. И вот теперь он бросает тебя. Земля круглая.

Я сама собирала его чемодан. Он смотрел. Я нежно и бережно брала каждую вещь. Рубашки, пиджаки, галстуки… Складывала. Он смотрел. Ему было страшно. Он не хотел ничего менять. Но никто не мог бы дать ему то, что дала я.
Я сама придумала эту историю. Не он на этот раз, нет. Я пришла, я взяла. И теперь мы уходили из этого дома вместе. В никуда.
Самое главное – быть причастной к легенде… Я знала, об этом напишут в газетах. Во всех газетах. И везде будут наши фотографии. Он – и я. Мы будем связаны навеки, даже если мы расстанемся, даже он завтра уйдёт… Нет. Даже если я отпущу, он не сможет.
Да, я решила за него. Это плохо? Ведь они с Мартой чужие люди… всё прошло, даже если когда-то и было. Она без разговоров всё подписала, все бумаги.
На следующий день после этого он снова ушёл к ней. Но у них не получилось всё отменить. Нотариуса не было, адвокат уехал. Поздно. Решение принято.
Я не могу потерять то, что получила с таким трудом. Поздно, Марта. Теперь я – госпожа Майер. И ты.
Берти до сих пор ей пишет. И сейчас… сейчас, когда пора собираться в дальний путь, он тоже ей пишет. Я не знаю, что. Мне всё равно, потому что он со мной.

Мы ездили из города в город, из страны в страну. Англия, Америка, Бразилия… Берти говорил, что мы бежали от войны. Нет, я думаю, он убегал от себя.
Мне было хорошо с ним. Греться в лучах его славы – какая разница, где. А он… о чём он думал всё это время? Кажется, я поняла это только сейчас.

- Когда мы уезжаем? Почему ты не собираешься?
- У меня всё собрано. Осталось определить, ты со мной или нет.
- Зачем нам уезжать, куда? Разве нам плохо здесь?
- А разве ты не вздрагиваешь от звука фейерверков и не вспоминаешь, что на нашей родине сейчас война? Что ты чувствуешь? Я не верю, что тебе всё равно. Этот раскрашенный, как попугай, мир насквозь фальшив.
- Война? Где она? Её здесь нет. Куда мы бежим?
- А куда нам бежать? Она достанет всюду. Смотри, мы везде чужие. У нас нет своего дома, у нас нет друзей, они все остались там. На нас смотрят, как на диковинных животных. Разве ты не понимаешь, что всё обрушилось? Война нас достанет рано или поздно. Здесь всё чужое. Жара, пальмы, а мы северные люди, разве нет?
Северные люди? Война достанет? Что это с ним? Что нужно писателю? Письменный стол и бумага. Даже машинка не нужна. Нужна женщина. Разве у него этого нет? Всё есть. Есть пища, есть деньги, пусть даже и мало. Слава есть. Мы друг у друга есть.
Где билеты, где чемоданы? Вот они. Склянки, таблетки в тумбочке. Дорога для двоих, дорога в вечность.
- Ты последуешь за мной, или я уйду один? Я не хочу стареть. Сейчас я счастлив, я хочу зафиксировать это состояние. Мне не нужно больше того, чего я уже достиг. Я не знаю, как дальше жить, где, для чего. Я свободен в своём выборе. И я выбрал. Слово за тобой. Любишь ли ты меня, или всё пустота и ложь?
Нет, я не хочу. Не хочу! Я слишком молода. Из-за того, что у Берти в голове тараканы, я не хочу лишиться всего. Его имени, его славы. Уйти в никуда… нет. Нет! Хотя… что со мной будет без него? У меня нет денег. Куда мне идти? Чем я буду платить за аренду дома? Идти работать… гувернанткой? Прислугой? Мне, Анне Майер, жене великого Альберта Майера? Наверное, да. Он прав. Не смысла оставаться здесь без него. Что я буду делать?
- Да, Берти. С тобой – куда угодно.
- Ты будешь писать письма?
Я бы хотела написать только одно письмо. Марте Майер. Я хочу написать ей, что она не смогла нас разлучить и не сможет. Уже никогда не сможет. Место рядом с ним занято навечно.
- Тебе страшно?
- Нет. Просто держи меня за руку. Я люблю тебя.
- И я люблю тебя…

Марта навсегда запомнит это утро.
В комнату вошла растерянная дочь и положила ей на колени газету.
«Знаменитый писатель Альберт Майер и его супруга Анна покончили с собой в своём доме в Рио».
Они оба, в постели. Как будто спят. Спят… Его лицо она не смогла рассмотреть из-за слёз, наполнивших её глаза. Анна рядом с ним, смотрит ему в лицо остановившимся взглядом, сжимает руку. Это настоящее фото? Как в голливудской мелодраме. Как в его книгах. Как будто они это всё сделали специально.
Вот и всё…
Марта встала с кресла, шатаясь. Выпрямилась. Подошла к столу и порвала недописанное письмо. В ответ на его письмо, последнее.
«Дорогая Марта. Будь мужественной. Ты знаешь, что я спокоен и счастлив…».


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2016
Свидетельство о публикации №216100900057

обсуждение здесь http://www.proza.ru/comments.html?2016/10/09/57