Китайская улика

Нина Силаева
                «Знаки и символы правят миром, а не            
                слово и закон.»
                Конфуций

   Наша растерянность не имела границ. Выйдя из метро на нужной станции, мы оказались в гранд-каньоне небоскребов. Чунцин, малоизвестный у нас китайский мегаполис, расположен в карстовом  регионе, и здания, даже в центре города, стоят на скалах, оплетенные, как лианами, многоуровневыми эстакадами. В глазах зарябило. Раскрытая карта, распечатанная на принтере, и листок бронирования отеля беспомощно колыхались в наших руках, приманивая удивительно добродушный, гостеприимный народ. Вскоре вокруг нас образовалась  большая воронка шумливых китайцев, пытавшихся нам помочь. Правда, разговаривали они все больше друг с другом, спорили, окунались в гаджеты, указывали разные направления и звуками своей четырех тональной речи только усиливали наше отчаяние.
   Набор иероглифов в адресе гостиницы и отсутствие понятных привычных табличек с названиями улиц и домов парализовали нас. Спустя некоторое время мы были упакованы в такси и кружили по округе в поисках нашего отеля. Когда же цель была достигнута, и, приободренные и благодарные, мы попытались рассчитаться по счетчику, очаровательная китаянка, наш проводник, не позволила нам это осуществить и оплатила сама. «Велком»,- произнесла она и улыбнулась открыто и светло, и это была улыбка современного, динамично развивающегося, открывшегося миру Великого Китая.
   История китайской государственности насчитывает несколько тысячелетий, может быть, даже десятки тысячелетий. Это одна из древнейших цивилизаций мира наряду с Шумерами, Индией и Древним Египтом. Музеи Китая полны улик его высокого и раннего цивилизационного статуса. Современный Китай это не Tabula rasa (а история знает примеры гибели великих империй, канувших в Лету безвозвратно), это величайший культурно-исторический феномен мирового масштаба и вселенского временного цикла. Ведь китайская культура является одной из древнейших, продолжающих свое существование. Вклад этой цивилизации в мировую сокровищницу необъятен: это и высокие этические ценности, и уникальные прикладные достижения.
   Древний Китай подарил миру столько удивительных открытий: компас и спидометр, сейсмограф, порох, пушки и стремена, бумага, ксилография и подвижный шрифт книгопечатания, шелк, зонт, защищавший не от дождя, а от солнца (причем зонты были многоуровневые, и количество «этажей» свидетельствовало о статусе владельца), акупунктура, медицина, философско-оздоровительные системы, великая китайская стена и удивительная архитектура, бумажные деньги, вентилятор, воздушный змей, игра го, палочки для еды, тофу, фарфор, фейерверк, чай, чугун, парашют и многое другое!
   Все это поражает воображение. Китайцы необычайно трудолюбивый и талантливый народ! Но не менее значительны их духовные достижения. По песням и мелодиям отдельных провинций в древности составлялись прогнозы развития этих регионов, характеризовались нравы и настроения народа для принятия политических решений. Литературным памятником мирового значения стала книга «Ши Цзин», сборник поэтических произведений, песен и гимнов, представленных ко двору династии Чжоу (11 – 3 век до нашей эры) специальными чиновниками в статусе разведчиков.
   Другим выдающимся каноном литературной, философской и этической мысли не только Китая, но и всего мира стала «Книга перемен», в которой в особых знаках и символах была зашифрована тайна мироздания и цивилизационных истоков. Это творение является одним из чудес света в нематериальной категории. В Поднебесной империи знакам и символам придавали огромное значение. Развиваясь тысячелетия обособленно, в относительной изоляции, Китай предложил миру свою версию цивилизационного развития, создав особое социально-культурное пространство и сформировав общество, которое на протяжении тысячелетий сохраняло свою самобытность и обеспечивало воспроизводство общественных, государственных и культурных  принципов. Только в Древнем Китае приоритет этико-ритуальных форм поведения привел к вытеснению религиозно-мифологических взглядов на мир. Мифологические боги уступили трон живым олимпийцам (культ предков, культ кланов правителей и ученых), и те со временем растаяли в тени абстрактных  идолов – символов (культ Неба (круг), Земли (квадрат) и ect .). И тут мы с Вами подходим к самому главному, по моему мнению, достижению Поднебесной – логографической системе письма, в центре которой находится специальный знак - иероглиф, обозначающий не отдельную букву, а слог или даже целое слово.
   В основе современной западной письменности лежит алфавит, отдельные буквы образуют слова. Китайское же письмо сложилось на основе пиктограмм, знаков-рисунков, отражающих и передающих образы окружающего мира, и Китай –это единственная страна, сохранившая свою логографическую систему письма до наших дней. Китайские иероглифы в древности использовались в Корее, Вьетнаме и Японии, в последней отдельные китайские иероглифы применяются до сих пор. В жизни любого образованного человека в традиционном Китае спокон веков присутствовали «четыре драгоценности ученого»: бумага, кисть, тушь, тушечница. Китайская письменность опирается на визуальный образ, приоритет картинки, пиктограммы над логикой, и это обусловило особую ментальность китайской расы, этико-философский задор, создание философских систем (даосизм, моизм и конфуцианство и возникший в Индии, но широко распространившийся в Поднебесной буддизм) и направление онтологических поисков.
   Во время путешествия по Китаю, наблюдая его необыкновенную красоту, я предпочитала любому другому способу фиксации увиденного простые наброски ручкой дискретных состояний последовательно разворачивающегося перед нами драгоценного свитка природной красоты. Мы видели высокий водопад Хуангоши, поражающий своей стихийной мощью, столбы выветривания и разноцветные акварельно раскрашенные скалы в Данься, особой красоты и структуры священные горы Хуаншань, Хуашань и Суншань, золото великой Янцзы, спокойные воды реки Ли, уникальное зодчество, карстовые волшебства и урбанистическую лихорадку, ведь современный Китай это страна небоскребов, вспахивающих землю даже деревень и сел. И везде мы встречали толпы китайских туристов, познающих свою страну из любознательности и патриотизма, направляемые щедрой дланью государственной рекламы.
   Эхо эсхатологических взглядов русских философов на будущее России и ее печальную участь при восточном господине рассеялось в неоглядных далях неосвоенных земель Китая, неоспоримости улик и доказательств преемственности и непрерывности великой культуры, этических доктрин и государственности и затихло в океане гостеприимства и открытости его народа.