4. Литературные направления, относящиеся к Серебря

Евгений Говсиевич
4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЕРЕБРЯНОМУ ВЕКУ (Из книги http://proza.ru/2013/08/28/2084)

Это раздел книги, на которую получены авторские права:
Е.Р. Говсиевич "Серебряный век глазами очевидцев:
26 писателей-мемуаристов о 26 писателях Серебряного века"(Обзор мемуарной литературы)
Москва
2013
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-896-5       
© Говсиевич Е.Р., 2013

СИМВОЛИЗМ – литературное направление, достигшее наивысшего развития на рубеже XIX–XX веков, представители которого используют символ в качестве основного приема художественной изобразительности и концентрируются на поиске в окружающей действительности соответствий с потусторонним миром. Для представителей символизма «все – лишь символ». Если для реалиста роза важна сама по себе, со своими нежношелковистыми лепестками, со своим ароматом, со своими ало-черным или розово-золотым цветом, то для символиста не приемлющего мир, роза является лишь мыслимым подобием мистической любви. Для символиста действительность – это только трамплин для прыжка в неизвестное. При символическом творчестве органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность, мыслимое подобие и явное конкретное изображение (Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Блок, Белый, Вяч. Иванов, Анненский, Волошин).

АКМЕИЗМ («акме» – «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») – литературное направление, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут).   

ФУТУРИЗМ – авангардистское направление в европейском искусстве в 1910–1920 гг. Стремление создать «искусство будущего», отрицание традиционной культуры, эстетика урбанизма и машинной индустрии.
Для живописи футуризма характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Для литературы футуризма характерно переплетение документального материала и фантастики, для поэзии футуризма – экспериментирование: ритмическое, рифменное, языковое («слова на свободе» или «заумь»).
Поэзия футуризма делится на два направления – кубофутуризм и эгофутуризм.

Кубофутуристы культивировали поэзию социального действия, использовали жанры, основанные на ораторском пафосе, обращении к реальному лицу или группе слушателей, ориентировались на живопись (Бурлюки Д. и Н., Маяковский, Хлебников, Каменский, Крученых, Асеев, Пастернак, Гуро, Лившиц, Шкловский).

Эгофутуристы, в противовес кубофутуризму, отличались ярко выраженной асоциальностью, в советское время.  Для них характерно использование новых иноязычных слов, показное себялюбие, ориентировались на музыку (Северянин, Олимпов, Гнедов, Игнатьев). После того, как Северянин отделился от группы, эгофутуризм сравнительно быстро угас.

ИМАЖИНИЗМ – направление в литературе и живописи, возникшее в России в 1918 г. Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» (Есенин, Мариенгоф, Ивнев, Шершеневич, Кусиков).

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА