2. Кое-что из личной жизни и автобиографий писател

Евгений Говсиевич
2. КОЕ-ЧТО ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И АВТОБИОГРАФИЙ ПИСАТЕЛЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (Из книги http://proza.ru/2013/08/28/2084)

Это раздел книги, на которую получены авторские права:
Е.Р. Говсиевич "Серебряный век глазами очевидцев:
26 писателей-мемуаристов о 26 писателях Серебряного века"(Обзор мемуарной литературы)
Москва
2013
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-896-5       
© Говсиевич Е.Р., 2013

Термин «серебряный век» зародился в среде русской эмиграции первой волны. Его предложил в 1933 г. Оцуп Н.А., повторил в 1935 г. Вейдле Вл., затем истолковал Бердяев Н.А. и, наконец, он лег в основу мемуарного романа Маковского С.К. «На Парнасе серебряного века».               
Александр Блок и Соловьевы были родственниками. Блок был троюродным братом Сергея Соловьева – внука историка Сергея Соловьева, племянника философа и религиозного мыслителя Соловьева В.С. (отец Сергея Соловьева был родным братом Соловьева В.С.). Кроме этого Блок и Белый также были дальними родственниками через Соловьева С.: Сергей Соловьев и Андрей Белый были женаты на родных сестрах Тургеневых.               
Дедом Александра Блока (отцом матери) был Бекетов Н.Н. (академик-ботаник), а отцом его жены Любови Дмитриевны – Менделеев Д.И.

Федор Сологуб (через свою жену) был родственником Луначарского А.В., который относился к нему плохо. И когда из двух поэтов – Сологуба и Блока, можно было послать лишь одного на лечение за границу, он ходатайствовал об отправке Блока.
Жена Сологуба – Анастасия Чеботаревская в 1921 г. погибла, бросившись в Неву (из-за этого Сологуб не эмигрировал), а в 1925 г. в Москву-реку бросилась ее сестра. У обеих были психические расстройства.

Андрей Белый был любовником жены Александра Блока.

О взаимоотношениях поэтов с Ниной Петровской.

Нина Петровская – писательница, литературный критик, хозяйка литературного салона, жена и помощница владельца издательства «Гриф» Соколова С.А. (Кречетова).

Она не была хороша собой, но в 1903 г. она была молода – а это много. Она тотчас стала объектом любви. Первым влюбился в нее Константин Бальмонт, который, по словам Владислава Ходасевича, влюблялся «во всех без изъятия». Он предложил ей любовь стремительную и испепеляющую. Отказаться было невозможно. Но эта «страсть» оставила в ней горький осадок. Тут на ее пути появился золотокудрый, синеглазый Андрей Белый, который пожалел ее и стал «спасать». Она с восторгом признала в нем «учителя жизни». Она его очень сильно полюбила. Когда Белый ее бросил (в 1904 г.), она начинает дружить против него с Валерием Брюсовым, который в нее влюбляется. Она становится его музой. В 1905 г. Брюсов вызвал Белого на дуэль.
Жизнь ее мужа Соколова осложнялась запутанными личными отношениями между Брюсовым и его женой. У нее не все было нормально с психикой – были запои, она употребляла морфий. В результате она спилась и в 1928 г. отравилась газом. Брюсов описал эти взаимоотношения в романе «Огненный ангел» (Рупрехт – Брюсов, Рената – Петровская, Генрих – Белый).

Николай Гумилев с Анной Ахматовой официально были женаты с 1910 по 1918 гг. (Ахматова ушла к Шилейко В.К.). У них был сын Лев. Гумилев считал, что в семье не должно быть двух поэтов и предлагал Ахматовой заняться чем-нибудь другим, например, балетом… Второй женой Гумилева была Анна Николаевна Энгельгардт (Анна II), которая в 1919 г. родила ему дочь Елену. Первым мужем матери Анны Николаевны был Бальмонт. В 1921 г. Гумилева расстреляли. В 1991 г. – он был реабилитирован.

По словам Анны Ахматовой у нее было три мужа.  После развода с Николаем Гумилевым (1886 г.р.), в 1918-1926 гг. была замужем за поэтом и переводчиком Шилейко В.К. (1891 г.р.). Но с 1922 по 1938 гг. жила с историком искусства и критиком Пуниным Н.Н. (1888 г.р.), который погиб в лагере в 1953 г. Ахматова считала, что ее предок по материнской линии ордынский хан Ахмат, поэтому после развода с Шилейко взяла псевдоним «Ахматова» (до этого была Горенко, Гумилева, Шилейко). Шилейко и Пунины звали ее Акума, что значит «злой демон», «дьяволица». После Шилейко у нее были серьезные любовные отношения с  композитором Артуром Лурье (1892 г. р.), который в начале 1920-х годов навсегда уехал на Запад, а после Пунина – с академиком-патологоанатомом Гаршиным В.Г. (1887 г.р.), племянником писателя и критика Гаршина В.М. (см. раздел 6.4).

На протяжении жизни у Анны Ахматовой было 4 инфаркта (1951, 1960, 1961, 1965 гг.). Она  умерла 5 марта (в день смерти Сталина) 1966 г., в возрасте 76 лет.

История с завещанием (архивом) Анны Ахматовой.               
Ахматова переехала с сыном Львом к Пунину Н.Н. в 1924 г. Жила более 40 лет под одной крышей с первой женой Пунина – Анной Евгеньевной Пуниной-Аренс (Галей) (с которой он официально брак не расторг) и дочкой Пуниных Ириной, которой в то время было три года. В 1935 г. были арестованы Пунин и Лев Гумилев. В 1938 г. Ахматова разошлась с Пуниным (он завел себе новую подругу жизни), но осталась жить в той же квартире, поскольку уйти ей было некуда. Так до конца своих дней и прожила великая поэтесса в этой коммуналке. После очередного ареста сына в 1949 г. Ахматова уничтожила почти весь свой архив. Сын был в лагерях несколько раз в 1930-50-е годы (в общей сложности Лев Гумилев отсидел в тюрьмах около 15 лет).

Отношения с сыном после его реабилитации не сложились из-за того, что он считал, что мать не предприняла достаточных усилий к его освобождению из лагеря, а после освобождения предлагала ему жить всем вместе, т. е. с Пуниными. Многие претендовали на оставшийся архив Ахматовой – Мандельштам Н.Я., Герштейн Э.Г., Чуковская Л.К. и др. Но Пунина А.Е. за хорошие деньги передала архивы государству – в Москве (в ЦГАЛИ), в Ленинграде (в Пушкинский дом и Публичную библиотеку). Архивы закрыты на 75 лет. Лев Гумилев выступал против того, чтобы разбивать архив на три места. Он начал судебное разбирательство, которое продолжалось несколько лет и закончилось не в его пользу.

В Союзе писателей Анне Ахматовой выдавали рабочую карточку лимитом на 500 руб. и пропуск в закрытый распределитель высокого класса. Этот лимит был очень ценным.

Анна Ахматова писала о Георгии Иванове: «Как можно русское Возрождение отдать в руки глупому, злому и абсолютно безграмотному педерасту… Это пустой снобик из кузминской своры – сплетник и мелкий, но довольно хитрый дьяволенок».               

Николай Гумилев сжег рукопись пьесы «Шут короля Батинволя», а Владимир Маяковский порвал поэму «Дон Жуан» из-за того, что Анна Ахматова и Лиля Брик (соответственно) не захотели слушать эти произведения.

За 1 печатный лист платили (руб.): Андрею Белому – 100, Федору Сологубу – 500, Леониду Андрееву – 1000.

Марина Цветаева считала, что: «Есть поэты стрелы; (эволюции), а есть поэты круга (чистая лирика, без эволюции). Поэты с историей (поэты воли, поэты пути, поэты стрелы) – это поэты, в чем творчестве есть динамика, которые изменяются от раннего к позднему периоду (Блок, Пушкин, Гете). Поэты без истории (поэты круга, поэты моря, поэты чувств) всегда остаются неизменными». К последним можно отнести Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Анну Ахматову. К ним хотелось примыкать и Цветаевой. С другой стороны, можно отметить, что у Пастернака поэзия с годами становилась все проще, а у Цветаевой, наоборот – все сложнее.
Цветаева в своем творчестве сильно перекликалась с Владимиром Маяковским. В их стихах оживал Державин, XVIII век. Цветаева не входила ни в одно литературное объединение.

Владимир Набоков из всех поэтов Серебряного века ценил лишь Владислава Ходасевича.               
«Двумя Жоржиками» называли Георгия Иванова и Георгия Адамовича.               

Знаменитый каламбур Сельвинского И.Л. о «пастернакипи» и «мандельштампе».               
Эпиграмма Сергея Есенина о подражании Владимира Маяковского Уитмену: «Эх, сыпь! Эх, жарь! Маяковский – бездарь! Рожа маслом питана, Ободрал Уитмена!»

Недобрая шутка Владимира Маяковского об Асееве Н.Н.: «Коля – звезда первой величины… четырнадцатой степени».

«Будетляне» – люди, которые «будут», первая русская группа футуристов.               

Велимир Хлебников во время празднования у Бриков Нового 1915 г., был торжественно избран «Королем Времени – Велимиром I». Сам поэт отнесся к этому совершенно серьезно и с гордостью и достоинством носил этот титул до конца жизни. В 1920 г. в Харькове, где он жил в 1916-1920 гг., при участии Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа Хлебникова назначили «Председателем земного шара» («Предземшар»). Он говорил о создании «Правительства земного шара» (или «государства молодежи – 22-х летних»). Это была одна из его поэтических утопий – создание международного общества деятелей культуры, которое должно состоять из 317 членов и осуществлять идею мировой гармонии. Он, как и Давид Бурлюк, и Владимир Маяковский гордился своими предками – запорожскими казаками. Он придумал такие слова, как «числяр» (математик), «страхич» (боязливый человек), «детич» (мальчик-молодец), «никогович» (безродный человек), «каркун» (ворон).

В 1920-е годы футурист Алексей Крученых начинает выступать в качестве библиофила и коллекционера. Началом собирательской деятельности было собирание рукописей Велимира Хлебникова. После этого Крученых собрал и записал афоризмы и диалоги Владимира Маяковского. Затем были собраны стихотворные экспромты советских поэтов и писателей. Большие архивные комплексы связаны с Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Велимиром Хлебниковым и др. За 40 лет он собрал большую, ценную коллекцию. Его излюбленная форма коллекции – альбом. Таких альбомов собрано более 100. Кроме этого, начиная с 1912 г., Крученых издавал литографским способом свои книги и книги своих друзей, написанные целиком от руки автором – поэтом или художником. Также разработал принципы «заумной» поэзии («зауми»). Начало «заумного» стиха Крученых – «ДЫР БУЛ ЩЫЛ».

Акмеисты рассматривали современность в свете прошлого культурного опыта. Они помещали настоящее в прошлом. Футуристы перемещали настоящее в будущее.

Одним из самых известных в истории людей с прозвищем «Монтигомо» был Николай Гумилев. Это связано с его работой в этнографических экспедициях Русского географического общества в Африку и на Ближний Восток.               

Некоторые считали, что Борис Пастернак – поэт не стихов, даже не строф, но строчек. Что у  него есть отдельные удивительные строки, которые контекст может только испортить.
Ольга Ивинская – редактор, переводчица, писательница, подруга и муза Пастернака в 1946-1960 гг. Многие исследователи считают Ивинскую прототипом Лары в романе «Доктор Живаго», хотя более распространена точка зрения, что это собирательный образ.

В феврале 1918 г. в Политехническом музее прошел «поэзовечер», на котором состоялось избрание «короля поэтов». Первое место занял Игорь Северянин, второе – Владимир Маяковский, третье – Константин Бальмонт.

Юрий Олеша считал, что: «Наше поколение (тридцатилетних интеллигентов) – необразованное поколение. Гораздо умней, культурней, значительней нас были Белый, Мережковский, Вяч. Иванов».

В 1929 г. у Максимилиана Волошина случился инсульт. После этого он в основном мог заниматься только живописью. Ему во всем помогала верная спутница последних лет его жизни – Волошина Мария Степановна (Заболоцкая). Она была фельдшером и они познакомились в госпитале, где лечился Волошин. Официальный брак был заключён в 1927 г. В августе 1932 г. Волошин скончался от воспаления легких.

В ноябре 1919 г. на Невском проспекте в бывшем трехэтажном дворце петербургского богача Елисеева открылся знаменитый Дом искусств («ДИСК»). Этот огромный дом был предоставлен писателям. В нем было несколько гостиных, несколько дубовых столовых, несколько комфортабельных спален, белоснежная зала, вся в зеркалах и лепных украшениях, баня с роскошным предбанником, буфетная, великолепная кафельная кухня, словно специально созданная для многолюдных писательских сборищ. Были комнатушки для прислуги и всякие другие помещения, в которых и расселились писатели: Александр Грин, Ольга Форш, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Всеволод Рождественский. Здесь же несколько позже появился Михаил Зощенко.

К старшим символистам относились Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Константин Бальмонт. К младшим: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.

Декадентству присущи: субъективизм, тягостное переживание усталости, эстетизированная эротика, отвращение к жизни. Декаденты прятались от реальной жизни, открещивались от всех общественных связей.

К высшим достижениям русской поэмы ХХ столетия относятся такие как: «Возмездие» и «Двенадцать» Александра Блока, «Облако в штанах» Владимира Маяковского, «Первое свидание» Андрея Белого, «Форель разбивает лед» Михаила Кузмина, «Спекторский» Бориса Пастернака, «Поэма без героя» Анны Ахматовой, «Поэма горы» и «Поэма конца» Марины Цветаевой (см. Рейтинг-54).

ДОМАШНЕЕ ФОТО