Подарок от Георга Отса

Елена Грислис
      
                Сейчас о Георге Отсе, который во времена СССР был "визитной карточкой" Эстонии, редко вспоминают на родине. А ведь этот певец В 60-е годы ХХ века  был кумиром необъятной страны. Его слава была несравнима с популярностью сегодняшних поп-звезд - его песни были неотъемлемой составляющей жизни людей. Чудесный, серебристо-бархатный баритон звучал ежедневно из динамиков радио и с пластинок и создавалась иллюзия, что этот певец живет вместе с нами, что он член нашей семьи.

          Он сам как будто всегда был в маске. Этакий сдержанный, элегантный, таинственный "мистер Икс" советской эстрады. Тогда по радио очень часто передавали концерты по заявкам радиослушателей. И в них непременно звучал голос Отса и его самая знаменитая ария.

            И сама фамилия певца не менее мистическая. Есть точка зрения, что она относится к типу довольно уникальной в регионах России и стран ближнего зарубежья. Изначальные корни фамилии можной увидеть в перечне жителей Древней Руси в век царствования Иоана Грозного. В исторических текстах жители с этой фамилией были важными персонами и славянского тульского купечества, имевших достойную царскую привилегию в 18-19 веках.

            В начале 80-х годов я посетила Таллин. В течении 10 дней мы, как туристы, проживали в гостинице "Виру", питались в столовой гостиницы неподалеку. Было не так много маршрутов, запомнился город Тарту. И главное, холодное отношение к русским. Я же вырастала совсем на другом - на душевных и сердечных песнях эстонца по имени ГЕОРГ ОТС.  На Лесном кладбище мы с искренним благоговением и благодарностью почтили могилу легендарного певца.  Эти чувства величайшей признательности помогли мне в написании эссе. Не обещая никаких сенсаций или даже чего-то необычного, позволю  еще раз приоткрыть существо этого великого человека, в том числе, и для для тех, кто с ним совершенно не знаком. И, конечно же, дать сие через призму мнений, фактов и оценок.


                1) родной голос из детства


            Я часто думаю о времени, когда я только родилась, о своем детстве, и, в первую очередь, о своем удивительном отце, оставившим этот мир, когда мне не было еще и 4-х лет... Творчество человека, который с детства напоминал мне об этом я всегда называла подарком памяти.
Подарок от Георга Отса!
Тот "День Рожденья" не сотрется –
Из памяти.  Погиб отец.
И вдруг в пластинке старой – ОБРАЗЕЦ
ЛЮБВИ родителей, что попирала бедность,
А в сердце оставляла слово: верность.

           В песне, которую  особенным - родным и теплым  - баритоном по радио исполнял прославленный советский певец казалось было все о моих  родителях - их жизни, любви и просто буднях. Однако, у всякой песни есть свое название и свои авторы. Имеются персоналии и этой - "В День Рождения". Слова: В. Харитонова. Музыка: А. Новикова. Исполнитель: Георг Отс. Да, исполнял ее именно этот певец. Но "эхо" моего отца Владимира, а может быть даже его пращура - моего деда Василия, голос которого был точной копией голоса великого певца,  "стучало" в душу каждый день через слова...

Не могу я тебе в день рождения
Дорогие подарки дарить,
Но зато в эти ночи весенние
Я могу о любви говорить.

Я могу в ожиданье свидания
До зари простоять под окном
И в часы предрассветные, ранние
Каждый раз возвращаться пешком.

Я пока что живу в общежитии,
Увлекаюсь своею мечтой.
Никакого не сделал открытия,
Но оно, несомненно, за мной.

Ты не думай, что я невнимательный,
Что цветы не бросаю к ногам...
Я тебе в этот день замечательный
Своё верное сердце отдам.             (В. Харитонов).


                И обращен этот голос был к моей матери - тогда молодой невесте и будущей жене. Пройдя войну и проживая во время учебы в середине прошлого века  в общежитии Тульского механического института, Владимир Носов, будучи, как и все, очень бедным, жившим на одну стипендию студентом-отличником шел на свидание к моей маме - юной и поэтичной девушке Рае Рындиной. И кроме своего верного сердца ему тогда больше нечего было ей подарить.

               В комментариях интернета по поводу исполнения этой песни я нашла недавно вопрос, отнюдь не риторический: «Интересно, какая будет реакция нынешней девушки, на такое признание?»  Что, дорогой читатель, можешь в ответ промолчать или пожать в недоумении плечами? Понимаю, есть над чем задуматься. Ну, а тогда это было совершенно естественно. Люди жили стесненно и очень бедно, но это была эпоха чистых чувств и романтических надежд послевоенного поколения страны-победительницы. Наивное время, подумают современные практики.  И только ветераны сокрушенно вздохнут: ах, как же жаль, что оно ушло! 

               Тогда все казалось было впереди... В нашей семье, к горчайшему сожалению, уже через 5 лет осталась только вдовья память моей матери и две дочери, одна из которых и пишет об этом. Но именно исходя из личных волнующих чувств, а не из общих "представлений", мне хочется в знак благодарности напомнить имя и биографию певца, которого уже сорок лет нет с нами.


                2) родословная Георга Отса

          Георг Карлович Отс родился 21 марта 1920 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург, Россия).  Он появился на свет в петроградской Георгиевской больнице под звуки духового оркестра, доносящиеся с улицы, что потом расценивал, как особый знак судьбы "свыше". В его жилах смешались эстонская, немецкая и русская кровь. Некоторые называли его прибалтийским немцем с русскими корнями по линии бабушки, но он сам считал и называл себя исключительно эстонцем, что вполне соответствует действительности и историческим реалиям. И иногда вежливо поправлял название своего отчества, говоря, что вообще-то он "Каарелович", а не Карлович.

         Приобщение предков Георга Отса к музыкальной культуре началось еще в первой половине XIX столетия. Отсы работали когда-то на земле, но род "образовывался" в соответствии с происходившими прогрессивными изменениями в Эстонии. Национальная культура постепенно набирала вес, преодолевая онемечивание и попытки русификации. В 1806 году была основана первая эстонская газета, а в 1865 году основаны певческие общества "Ванемуйне" и "Эстония". Через четыре года состоялся первый всеобщий Певческий праздник. Конечно же, огромное значение имело возобновление работы Дерптского университета в 1802 году.  Прадед Георга Тыну Отс работал 44 года учителем и, по совместительству, волостным писарем в деревне Реасвере под Йыгева. А его любимым увлечением была игра на скрипке.

          У прадеда певца было три сына. И все трое играли на различных инструментах. Так, младший сын Ханс - дед Георга, окончивший приходскую школу, владел эстонским, русским и немецким языками, играл на рояле и органе. Ханса Отса можно по праву считать человеком, оказавшим особенное влияние на музыкальное  "направление" рода, а самого его подлинным самородком. Так, будучи деревенским жителем он вначале уехал в Нарву и устроился столяром на Кренгольмскую мануфактуру, а жена Мария - ткачихой. Но на этом  не только не  остановился, а пошел по совершенно другому пути. В 1874 году по инициативе Ханса Отса в Нарве было основано первое в городе эстонское общество "Ильмарине", объединившее любителей театра и музыки. Ханс возглавил хоровой коллектив. Его жена Мария пела в этом хоре. В 1892 году на уездном празднике песни Хансу Отсу была вручена почетная дирижерская палочка, а руководимый им хор Нарвской льнопрядильной фабрики был признан лучшим.

           И уже дети Ханса и его жены Марии - дочь Ида, сыновья Альберт и Карл - получили прекрасное домашнее музыкальное и вокальное воспитание. Особенно преуспевал отец будущего маэстро - Карл(по-эстонски Каарель). Каарель (Карл) Хансович Отс (18 августа 1882 года, — 4 февраля 1961 года) —  стал известным эстонским оперным певцом (тенор). Но он не сразу обрел свое призвание. Закончив учебу, какое-то время он работал в Нарве телеграфистом-диспетчером железнодорожной станции, а когда его в 1913 году  перевели на работу в Петербург, то решил "образовываться" в вечерних классах Петербургской народной консерватории. Учился у очень известного русского оперного певца Г.Морского(Янчевецкого), одного из организаторов консерватории. В Петербурге студент женился на учительнице Эстонского просветительного общества Лидии Вийкхольм, в законном браке с которой и родился в 1920 году их первенец Георг.

          В 1918 году Отс окончил Петроградскую народную консерваторию, после чего совершенствовался в Италии. Занятия у Арманды дель Аббатти оказались плодотворными. Опытный педагог сразу определила, что у него не баритон, а тенор. Переехав после рождения Георга в из Петрограда в Эстонию, молодой статист начал с  хора, а  затем стал солистом театра оперы и балета «Эстония». Известно, что в советские годы  Отец Георга Отса прославился как главный исполнитель почти всех оперных арий. Особенно ему удавались героические роли. Каарель Хансович Отс вошел в историю культуры Эстонии как большой и признанный певец, удостоенный в 1957 году был почетного звания Народного артиста Эстонской ССР. Певцом был и дядя Георга Отса - Александр Вийкхольм, также служивший в театре "Эстония", а затем уехавший за границу, где сделал карьеру артистом варьете. Так что если даже закрыть глаза на корни этнические, о корнях "музыкальных" умолчать просто невозможно. Все поколения рода - от дедов до внуков - играли на музыкальных инструментах и пели!



                3) чудесные повороты судьбы


                Георг Отс жил с детства в мире музыки, но вырастал прежде всего развитым интеллектуально и физически. В 1938 году окончил Французский лицей в Таллине. Он играл в баскетбол, фехтовал, плавал. Посещал Таллиннский клуб пловцов, тренируясь у тренера Х. Рахмана.  В 1939 году стал чемпионом Эстонии по плаванию на марафонскую дистанцию 1500 метров, а в 1940 — в эстафете 4х200 метров вольным стилем. Окончил как офицер военное училище на Тонди в Таллине, видимо, решив по молодости начать с карьеры военного, что позволяло и отменное  здоровье и огромная внутренняя собранность.

                Кареель Отс не видел будущего у своего сына на сцене и настоятельно советовал не  связывать ему свою жизнь с театром, а приобрести серьезную профессию от жизни, например, инженера. И, следуя наущениям мудрого отца, В 1940 году  Георг поступает в Таллинский технический институт,а в 1941 году заканчивает соответственно первый курс.  Но как в таких случаях говорят сама жизнь скорректирует все по своему, так как  судьбу не обманешь.

                Началась Великая Отечественная война и мобилизация в российскую армию. Георг Отс Отплыват  из Таллина на пароходе «Сибирь» в Кронштадт  для зачисления в армейские части.  Но 18 августа вблизи острова Гогланд в пароход попала немецкая бомба. Молодой парень в мгновение оказался в ледяной воде, а до берега было слишком далеко. Смерть, казалось, раскрыла Георгу  свои объятия, как вдруг его - закоченевшего и обессилевшего - подбирает на борт проходящий мимо минный тральщик.

          Его спасение было, наверно, первым чудом, за которым последовали и другие. Мобилизация продолжается: из Ленинграда поездом  он прибывает  на железнодорожную станцию Зырянка, в двухстах километрах от Челябинска, а в конце января 1942 года направляется  в воинскую часть командиром противотанкового взвода. Но и здесь коренным образом меняются обстоятельства его жизненного пути. На железнодорожной станции он встречается с режиссёром П. Пылдроосом, и, тот, зная не по наслышке его семью, приглашает новобранца  в организуемые в Ярославле эстонские художественные ансамбли. Именно там, в Ярославле Георг начал профессионально заниматься пением. Так Всевышний не только даровал ему спасение, но и возможность следовать своему избранию, то есть путь.

                В 1944 году Георг Отс  поступил в Таллинское музыкальное училище, обучение в котором прошел экстерном, всего за два года, а в 1951 году окончил Таллинскую консерваторию (ныне Эстонская академия музыки и театра) у Куузика. Дитрих Янович Куузик (псевдоним  Тийт Куузик. 1911—1990) — эстонский советский оперный певец (баритон), педагог, Народный артист СССР (1954), Лауреат двух Сталинских премий второй степени. До войны был солистом Венской и Кассельской (Германия) опер. В военные и послевоенные годы в течении полвека пел в Эстонском театре оперы и балета, ныне Национальная опера «Эстония», в Таллине. Исполнил партии в 46 операх. Георг Отс был его самым знаменитым учеником.

              Складывалось впечатление, что молодой Георг идет дорогой своего отца: С 1944 года — артист хора, с 1945 — солист Театра оперы и балета «Эстония».  Для себя и для других он открывал прекрасный мир, где были «Демон», «Риголетто», «Дон Жуан», «Кола Брюньон». Режиссер Арне Микк вспоминал, что весной 1952 года состоялась премьера «Дон Жуана» Моцарта, и новый сезон прошел под знаком триумфальных выступлений Отса в заглавной роли. Эта роль была одной из его коронных.  Он исполнял также главные роли во всех его первых постановках: в «Викерцах» Аава (1969), «Джанни Скикки» Пуччини (1972) и «Травиате» Верди (1974).

                Георга Отса сразу полюбили все, причем совершенно искренне.  Он воплощал в себе идеал певца-артиста: ум, интеллигентность, благородство манер, безупречный вкус, высокая культура пения, драматический талант сочетались с красотой голоса и внешностью героя. Георг Отс выступал как камерный и эстрадный певец. Исполнял арии из опер, песни советских, западных композиторов. За свою жизнь спел более 500 песен. Гастролировал во многих городах СССР и за границей (Финляндия, Швеция, ГДР, Чехословакия, Болгария, Египет, Венгрия, Румыния).

              Постепенно творчество Г.Отса становится эталоном исполнительского искусства. Слушателей и профессионалов восхищает его прекрасный по тембру голос, богатство интонации, сценическое обаяние и высокая исполнительская культура. «Он был замечательным мастером, художником редкой профессиональной культуры, - писал Э.Колмановский, - «человеком высокой и благородной души». Композиторы знали, что если песню поет Георг Отс, то она станет любимой и взволнует сердца.  Песни Э.Колмановского «Хотят ли русские войны» и «Подмосковные вечера» В.Соловьева – Седого, спетые Георгом Отсом на русском, английском, французском, испанском и немецком языках облетели весь мир.Он пел их душой и сердцем мужественного солдата. Георг Отс выступал полпредом нашей родины, нашей великой культуры.
         


                4) живые картинки печатной информации.


             Дирижер Эри Клас по праву оценивал огромный вклад Г.Отса  в культуру своей страны. Он и режиссер Арне Микк были знакомы с Отсом еще со времени своей учебы, когда тот в  1951—1952 занимал должность ректора Таллинской консерватории. Они оба были благодарны своему старшему товарищу.  "Он был для всех нас,- отмечал в своем интервью дирижер Эри Класс. - ярким, сверкающим маяком, и мы должны быть благодарны Богу и судьбе за то, что в нашей жизни был такой человек и артист, как Георг Отс. Это было редкое явление в культуре. И в жизни».

             Он характеризовал Георга Отса как любезного, скромного и очень отзывчивого человека. Вспоминал,  как тот поддержал его, приняв участие в первых концертах с симфоническим оркестром. А в 1965 году Эри Клас  пришел на работу в театр «Эстония», чтобы разделить музыкальные идеи певца и учиться у него очень многому – и в профессиональном плане, и в чисто человеческом.

              Дирижер с восторгом писал: «При том, что Бог дал ему великолепный, красивейшего тембра голос и наградил его многими талантами: он хорошо рисовал, играл на рояле, владел в совершенстве несколькими языками, был неплохим спортсменом, – Георг Карлович отличался колоссальной работоспособностью, требовательностью к себе, скромностью и простотой в общении. Он был очень дружелюбен по отношению к коллегам, никогда не ставил себя выше других».

               В сущности, шел процесс непрерывного сотворчества, о чем Эри Клас открыто заявлял: «Я всегда восхищался его огромной фантазией, свежестью его интерпретации, тем, как он до мелочей продумывал все свои роли. ...Я затрудняюсь что-то выделить – он был одинаково хорош в разных жанрах. Конечно, мне очень нравился его Дон Жуан, Порги в «Порги и Бесс» Гершвина и даже его роли в опереттах, которые он исполнял с таким шармом, вкусом и интеллигентностью…»


               За годы его творчества набралось много событий, отраженных в прессе. Позволю восстановить некоторые ее фрагменты, в которых запечатлена славная биография великого певца.

        ... «После того как 1950 год принес Георгу высокое признание, его карьера совершает головокружительный взлет. На протяжении всего десятилетия у него множество ролей как в опере, так и в оперетте…
Оперетта по-прежнему пользуется огромным успехом и, кажется, становится всё популярнее. На гастролях в сельской местности часто играют оперетты. Случилось так, что «Баядеру» предстояло играть на острове Кихну. Но добраться до острова оказалось непросто — именно в этот день волны были такие сильные, что артисты добрались с огромным запозданием. К изумлению актеров, публика — немолодые мужики и бабы, не выпускающие из рук спиц, — терпеливо дожидалась их. Когда чуть ли не в полночь спектакль все-таки начался, спицы откладываются в сторону и публика, затаив дыхание, сопереживает Раджами в исполнении Георга».

        ... «В 1962 году Сергей Лемешев, русский тенор, мировая известность, отмечает 60-летие. Для своего юбилейного спектакля он выбирает оперу «Евгений Онегин». На заглавную роль Лемешев приглашает Георга. Впервые эстонский певец выступает на сцене московского Большого театра. Татьяну в этом спектакле исполняет Галина Вишневская, Ленского — сам Лемешев. Высокий, статный, с легкой улыбкой на губах, вот он стоит на сцене и звучит отповедь Татьяне: «Я вас люблю любовью брата иль, может быть, еще нежней…»
 Те, кому посчастливилось побывать на этом спектакле, не забудут его никогда. Настолько впечатляющим было выступление этого трио».

          ...«А помните «Сааремааский вальс» Валгре или песню Колмановского «Я люблю тебя, жизнь!», которую он исполнял в разных странах на 18 языках? В 1962 году на гастролях театра «Эстония» в Ленинграде после спектакля «Демон» Рубинштейна публика 12 раз (!) вызывала любимого артиста. В Финляндии многие города боролись за то, чтобы Георг Отс выступил у них на Иванов день. И тогда менеджер предложил для такого случая арендовать вертолет, чтобы Георг Отс мог каждый час выступать в новом месте».

       .... «В июне 1963 года в «Эстонии» молодая солистка Метрополитен-оперы Тереза Стратас в двух спектаклях восхитительно поет Мими в «Богеме», партию Марселя исполняет Георг Отс. Спустя несколько дней Стратас предстоит петь Татьяну в ленинградском театре им. Кирова (Мариинском театре). Для молодой певицы это первое выступление в непростой роли и перед взыскательной русской публикой. В Ленинграде опасаются, что зал будет пуст: лето в разгаре, все разъехались по отпускам. Придут ли люди послушать еще сравнительно малоизвестную молодую певицу?
Руководство театра, посовещавшись, приходит к выводу — пригласить на роль Онегина Георга Отса. Он тот магнит, что притянет в зал публику.
Так и случается. Зал забит до отказа».

           Постановка «Дон Жуана» в театре «Эстония» в 1975 году станет последней работой самого Отса. Артист был уже серьезно болен, но он так любил Моцарта и так хотел поставить эту оперу, в которой раньше блистал сам, что работал, превозмогая страшные боли. Все, кто был рядом с ним на сцене, понимали, чего это ему стоит. Но такова была сила его духа. Он был подлинно велик... 4 сентября 1975 года титана по имени Георг Отс не станет.




                5) "Мистер Икс" русской широкой души.


                Какой же тёплый и грудной баритон у  Георга Отса!  Великая оперная дива Елена Образцова отмечала, что его голос обволакивает и чистит душу. В 1958 году вышел на экраны фильм "Мистер Икс" режиссёра Юзефа Хмельницкого. Экранизация оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». В главной роли - Георг Отс. После его выхода ария Мистера Икс в исполнении Георга Отса звучала отовсюду из радиоприемников, по всей необъятной стране.

               Партия «Мистера Икс» стала распространённой у певцов-баритонов, а оперетта Кальмана «Принцесса цирка» вошла в репертуары практически всех музыкально-драматических театров СССР. Но, пожалуй, в истории всех исполнительских дарований СССР, только Георг Отс в роли «Мистера Икс» смог создать настоящий вокальный шедевр. Отс очень хорошо владел русским языком, и в его речи был лёгкий акцент, придававший пению еще большее очарование.

               При всей своей прибалтийской сдержанности, степенности, Георг Отс был потрясающе обаятелен. Эту свою черту он подарил Мистеру Икс. Роль Мистера Икс стала своего рода его визитной карточкой. Композитор Д.Кабалевский писал: "Я был потрясен и восхищен тем, насколько совершенен и ярко индивидуален оказался Отс, как безупречно соединились в нем музыкант, вокалист и драматический актер".

                Муслим Магомаев  говорил в одном из интервью, что Георг Отс для него был певцом особенным, ни на кого не похожим. И он посетив как-то его концерт, сел в первом ряду и подарил цветы, чего никогда не делал в отношении других  певцов. Муслим понимал, что уровень Георга Отса практически недосягаем и поэтому право на «бренд» -  исключительное исполнение партии мистера Икса  оставил только за ним. Муслим не скрывал, что пытался сам ее петь и даже записал на магнитофон, но затем решил: "Хорошая ария, то после Отса я ее петь не буду". В память о замечательном певце Георге Отсе в виртуальной академии Муслима Магомаева появился художественный фильм «Георг».

                А вот как вспоминал и отзывался о своем кумире известный певец, народный артист России  Сергей Захаров. В интервью он сказал о том, что значил в его судьбе Георг Карлович Отс: "Георг Карлович был первым, кто советовал мне умные и нужные вещи. Он часто приезжал в Гнесинку, где я учился, впрочем, мы там и познакомились, и он слушал меня. А я в свою очередь часто бывал у него на концертах. Его отношение к жизни и его поведение в жизни, отношение к семье, к работе оказали на меня решающее влияние. Всю свою жизнь я пытаюсь до него дотянуться. И я вас уверяю, что это был идеальный мужчина, идеальный человек во всех смыслах, на которого можно было всегда положиться. Он был замечательным семьянином и, конечно, хорошим артистом".

             Георг Отс действительно был прекрасным мужем и отцом. Но судьба не раз испытывала его в личном. Так случилось, что первая  жена  Маргот, довоенный брак с которой называли самым красивым в Эстонии, потеряла, а потом "похоронила" его во время войны. Сообщили, что ее муж погиб на корабле, увозившем эвакуированных в Кронштадт. Не долго печалясь по этому поводу, женщина стала любовницей адъютанта местного немецкого коменданта, а в 1944 году эмигрировала в Канаду. Говорят, потом Георг и Маргот почти не общались. Только в конце 60-х, будучи уже очень известным, Отс послал ей однажды открытку: "Без прошлого нет будущего".  Со второй женой - балериной, дочерью известного эстонского журналиста, полуцыганкой Астой, Георг познакомился также во время войны на съемках кино. Они влюбились друг в друга с первого взгляда и бурно, страстно прожили 20 лет, работая вместе в Театре "Эстония". Во втором браке у Георга Карловича родились сын Юло и дочь Юлле, но в 1964 году брак с Астой распался. Илона - третья супруга Георга Отса - единственная из трех, посвятившая всю свою жизнь мужу, домашнему уюту и воспитанию дочери Марианны.
Но это самое полное счастье оказалось недолгим. Сегодня Илона потеряла свою прежнюю квартиру, где жила вместе с Георгом Отсом, из-за претензий бывшего владельца. Теперь она живет в небольшой квартире, но довольна и тем, что новое жилье находится в центре города. Она продала машину, дачу и даже пианино, чтобы свести концы с концами.



             К 95-летию со дня рождения легендарного эстонского певца Георга Отса вышла книга известной  эстонской писательницы и журналистки  Кулле Райг «Мистер Икс. Жизнь Георга Отса». Сохранившиеся в фонотеке Эстонского радио интервью с Георгом Отсом она сумела использовать таким образом, что в книге буквально звучит его собственный голос: все фрагменты выделены курсивом. Стоит  обратить внимание, что книга была издана в Финляндии и на финском языке, а потом переведена на русский язык для российских читателей под названием "Мистер Икс".

             Презентация этой по-истине раритетной книги прошла с участием автора в Нарвской центральной библиотеке. Ответы Куле Райг прессе и читателям особенно ценны, ведь автор долгие годы "прожила" с Георгом Отсом, скрупулезно работая над архивами и каждой строкой его интервью, затем выделяя курсивом в самой книге. Целью писательницы было ответить на все интересующие вопросы. Среди их множества, особенно часто задаваемые: : был ли Георг в своей душе коммунистом и работал ли он на КГБ?  На первый вопрос она ответила словами сестры певца и ответ был отрицательным.

            Но тайна Георга Отса не была ею разгадана окончательно.  "Отс остался для меня загадочным человеком. Он не был артистом, который после спектакля остается в буфете театра и изливает душу своим коллегам. Он всегда спешил домой. И друзей у него было мало. Думаю, эта закрытость отчасти вызвана тем, что времена были такие — люди боялись сказать лишнее. Да и вообще была иная культура. Не было такого, как сейчас: когда звезды сцены готовы душу свою наизнанку вывернуть перед публикой, ничего не стесняются. Да, ходили слухи о том, как они живут, Георг и Илона … Но это нигде не тиражировалось. Журнала «Кроника» тогда, слава богу, не было".

             Когда Куле Райг спросили, что для нее значит личность Георга Отса, она напрямую ответила: " Я поняла, что у него такая же судьба, как и у других эстонцев. У нас общая история. Мы думали одно, говорили другое, поступали по-третьему. Мы боролись за выживание". Постараюсь далее это оспорить.

               


                6) память вопреки политике. Вместо послесловия.


             Память о своих прославленных в советские годы сынах эстонская власть стремилась выжечь каленым железом, а значит "раздербанивала" и культуру. Если до распада СССР наша общая родина свято чтила имя  Георга Отса именем которого посмертно были названы несколько улиц и школ в разных городах Советского Союза, то затем его именно  в Эстонии начали резко замалчивать, более того избегать даже упоминания о нем.  Что же ставили в вину недавнему кумиру миллионов?!  Собственно ничего, а точнее то, за что раньше возносили до небес: пение песен на русском языке, звание народного артиста Советского Союза и депутатство в Верховном Совете СССР.

              И я не могу согласиться с мнением вышеупомянутой эстонской писательницей Куле Райг, что в советские годы певец Отс наряду со всеми "боролся за выживание", делая одно, а думая совсем по-другому. Такой ли уж он был "послушный" и  идеологически внешне безукоризненный?    Приведу в связи с этим факты и мнения. Полина Ивановна Чистякова, всю свою жизнь проработавшая медсестрой, издала в 2015 г. о своем пожизненном кумире Георге Отсе прекрасную книгу "Георг Отс. Неповторимость таланта", а также выступила о нем в телепередаче «Мелодия судьбы».  В книге она ссылается на статью В.Долганова "Всем знакомый мистер Икс". Данный автор использовал архивы бывшего КГБ, где поныне лежат тома доносов на Георга Отса, вырезки из зарубежной печати, записи сделанные "за бугром" интервью для радио и ТВ.  Приводится один невероятный "эпизод" спора с самим Первым Секретарем ЦК Н.С.Хрущевым. По замыслу Никиты Сергеевича, большой и настоящий мастер должен был предать анафеме "чужеродные изыски", "происки империализма на идеологической ниве" и т.д. Отс смело парировал, мол, творчество и творцы должны развиваться по законам таланта и совести, а не по директивам "центра". В любого другого уже и после этого наверняка полетел бы графин с водой. А певец продолжал совсем о другом. С пунктуальностью профессионального экономиста разнес в пух и прах всесоюзную кукурузную дурь, "плановое" финансовое обложение республик из Москвы... Очевидцы вспоминают: у Никиты Сергеевича "глаза полезли на лоб".  Данный "эпизод", который держался долгое время в строго засекреченных архивах, говорит о высочайшей гражданственной честности великого творческого деятеля культуры.

         Нравственное кредо Георга Отса  в этих, его же словах: «Певец может быть на сцене суровым, мужественным, нежным, лиричным, но он никогда не смеет быть фальшивым… моя мечта- всегда оставаться самим собой. Времена и люди меняются, но сердечность, честность, искренность и значительность остаются, это вечные ценности». (Георг Отс).

        Неподкупность большого художника по достоинству оценили и после его смерти. Так его фамилию Отс носит Малая планета (3738), открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 19 августа 1977 года. Его именем названо музыкальное училище в Таллине. В 1975 году учреждена премия имени Г. Отса и т.д.
 
       Но есть факты и крайнего неуважения к его памяти. Мэр Таллина Эдгар Сависаар в бытность свою премьер-министром страны даже выделил деньги на создание музея Георга Отса, но деньги, как говорит вдова певца Илона, были впоследствии потрачены на другие цели.  Когда-то, в  1980 году в Эстонии был спущен на воду паром его имени -  единственное судно, на котором жители маленькой республики могли ездить за границу, а точнее, в Хельсинки. Где теперь этот замечательный корабль?! Увы, теплоход был продан и теперь бороздит волны под другим именем и флагом.

       Действительно, с развалом Союза все резко изменилось. Кстати, независимый эстонский журналист Федор Раззаков  в своей книге «Свет погасших звезд» подробно писал об этом, все же надеясь, что объявленный в СМИ памятник выдающемуся  певцу в центре Таллина все же будет установлен к его 90-летию. Стоит заметить, это инициировали чуть ли не 2013 году общественные организации, а не Министерство культуры, то есть, не государство. Но, однако, где же он, этот памятник?! Мемориальная доска и барельеф на доме № 5 по улице Каарли пуйестеэ в Таллине, где жил певец, действительно наличествует, равно как и есть названная в советские времена улица, а вот памятника... нет и поныне!

         Не так давно меня заинтересовало выступление по этому поводу  члена жюри телевизионного  шоу «Точь — в точь», профессора Любови Казарновской. Одним из героев шоу стал Георг Отс.   Помнится, в воскресной передаче от 8 июня 2014 года арию Раджами из оперетты «Баядера», которую когда-то пел прославленный баритон,  старательно, хотя и не слишком успешно, имитировал известный певец Ринат Ибрагимов.

             Российская оперная певица выразила благодарность 1 каналу за то, что ей предоставлена возможность сказать слово о великом творце.  По сути же, ее речь вылилась в протестную акцию против националистической эстонской политики, незаслуженно забывшей о своих деятелях.  «Сегодня мне так горько читать строки, которые написала его вдова, что Эстония вспоминает не то, какой сын эстонского народа прославил оперу и классику Эстонии, а то, что он был депутатом Верховного Совета СССР, и снята табличка с театра «Эстония», что в этом театре пел великий ОТС. Так вот я сегодня хочу встать и сказать, что Георг Отс – это величайшее явление на классической сцене, на эстраде, в оперетте, и отдать ему земной поклон». И именно на этих словах мне хотелось бы закончить свое эссе, встав и склонившись  в почтении  со всеми,  кто помнит великого певца.


                2016