Русская бабушка

Инна Велькина
Рассказ участвует в конкурсе Евгения Говсиевича http://proza.ru/2018/11/17/346


Семья моя многонациональная, во мне достаточно много еврейской крови. А вот мать моей матери: бабушка Лиза(Елизавета Даниловна) была по крайней мере наполовину русская. Так как отец бабушки взял в жены черноокую красавицу из казацкого села. Казаки, как известно, привозили девушек из Турции и женились потом на них. Поэтому во мне быть может течёт и турецкая кровь. Бабушка Лиза любила всех своих внуков и двух правнучек, моих дочерей: Анюту и Дашуню. Два моих двоюродных брата тоже бабушкины внуки. Но я была старшей, да ещё и девочкой. Поэтому все свои навыки и умения больше всего бабушка передавала мне.
У моей бабушки, матери моего отца в паспорте было написано: еврейка, хотя возможно, и по этой линии были в роду у нас другие национальности, поскольку родители приехали с ней трёхлетней из города Тальное, что находится под Харьковом.Что интересно, её тоже звали Лиза. И хотя в паспорте она была записана, как Лия Аврумовна. Друзья, соседи, коллеги по работе звали её Елизаветой Абрамовной. Мамина мама была вся седая, она стала бабушкой Белой, а у папиной - щёки от мороза или жары всегда были красные, ей маленькая Инна дала прозвище Красная. Родные шутили по этому поводу, ведь Белая - беспартийная, а Красная - коммунистка. Я очень любила обеих своих Лиз. Но в этот раз послушайте о моей «Русской бабушке».
Бабушка Белая многому меня научила, всего не перечислишь. Например, она показала мне, как связать крючком ободок для волос, как делать воздушные петли-вешалки для халатов, платьев, юбок. Когда я стала старше, то часто звонила бабушке, чтобы спросить рецепт того или иного блюда, объясняла она всегда очень доступно.
С ней и дедом мы каждый год, начиная с моего семилетнего возраста,  проводили отпуск в доме отдыха на Реке Наре, близ города Наро-Фоминска. Там был лес, и гуляя со мной по лесу, бабушка обязательно перечисляла своей любимице названия трав, цветов, деревьев и даже объясняла, чем каждое растение полезно для человека. Но любовь к природе у неё проявлялась не только в этом. Бабуля знала, какие растения находятся в Красной книге и не позволяла мне их трогать. Да и вообще, она не особенно любила рвать цветы:"Посмотри, Инночка, - говорила она мне - каждый цветок в лесу или на поле на своем месте и каждый красив по-своему, будь то роза из сада или простая ромашка. Так и люди, не бывает плохих и хороших. Любой имеет ценность"
Всё это осталось в памяти, и пока дочери были маленькими, я, находясь с ними на природе, вспоминала бабушкины рассказы и передавала детям.

Второе произведение:http://proza.ru/2012/05/09/561