У Непрядвы

Сергей Бросин
В нашем мире так много мест, в которых спустя десятилетия, а где-то и столетия, царит особенный дух. У меня возникла одна очень назойливая мысль, которая ну никак не хотела вылезать из моей черепной коробки. Мне хочется всем вам рассказать об одном из моих любимых мест. Мне до безумия захотелось поехать в третий раз на Куликово поле, а заодно посетить ещё и село Монастырщино.

Перед тем как лечь спать я завел будильник на шесть часов утра, чтобы без каких либо проблем и спешки очнуться и отправиться на великое поле сражения.

Солнечный луч нежно играя на моих наручных часах все же выполнил свою цель и заставил открыть глаза раньше, чем прозвенит будильник. Пять сорок восемь. Ещё двенадцать минут и начнут свой звонкий напев (сквозь почти незыблемую тишину) два молодых петуха, помимо будильника. Я приподнимаюсь, ищу практически наощупь свои очки и пытаюсь осознать какой же сегодня день. Спустя пару минут вспоминаю, что сегодня большая культурная поездка по Тульской области.

Сама по себе Тула и её окрестности для меня далеко не пустой звук, не пустое место в моей душе. Именно отсюда происходят мои корни. Здесь родились близкие мне люди, здесь я проводил свои школьные каникулы. Да я и до сих пор с большим удовольствием приезжаю сюда, чтобы насладиться ощущением спокойствия и умиротворения. Река, протекающая вдоль огородов жителей, с ярким и бодрящим названием Улыбыш отделяет губернии Тулы и Рязани и всегда принимает своих гостей, укутывая в свои нежные объятия.

Сварив геркулес и разлив по чашка ароматный чёрный чай с листьями бергамота мы всей семьёй обсудили мою поездку, изредка упоминая прошлые воспоминания. За столом царила близкая для нас атмосфера единства, братства и товарищества. Каждый говорил о прекрасном солнечном утре, безоплачном небе и о своих снах. Больше всех вызвал удивление мой сон, в котором я превратился в громадный стеклянный шар и пролетая все слои атмосферы приближался к Земле. Я столкнулся и разлетелся на маленькие маленькие осколки, которые невозможно будет собрать заново. Мне казалось, что это случилось на самом деле и меня больше нет на этой планете. Я  вздрогнул, открыл глаза и понял, что живой. Время было заполночь.

Нацепив на шею фотоаппарат, кинув в сумку кошелек и телефон я отправился на остановку, где в половину восьмого утра по расписанию прибыл автобус до ближайшего города, откуда и началось моё путешествие.

До Куликова поля от места моего сельского отдыха ехать порядка полутора часов с заездом в несколько нацеленный пунктов, а именно посёлок Епифань и село Монастырщино, о котором мы с вами поговорим несколько позже.

ПАЗик, который несколько раз в неделю отправляется в сторону города Куркино, а тем самым и проезжая Куликово поле, был заполнен под завязку. Люди общались на разного рода темы - бытовые, рабочие, любовные. Создавалось впечатление, что все они знают друг друга давно, однако имён собеседников не знали. Удивительна эта жизнь в сёлах и маленьких городах России. Практически всегда видишь счастливые лица людей, у которых будто бы и нет никаких проблем в жизни, нет таких вопросов над которыми мы, жители столицы, могли бы думать сутками. Они чаще улыбаются, а самое интересное - искреннее.

Потихоньку народ выходил в деревнях и сёлах и уже до Епифани доехало от силы половина из тех, кто был изначально.

Епифань представляет из себя посёлок при въезде и выезде из которого стоят православные кресты, а внутри этого по истине тихого посёлка расположены низкие домики, выстроенные под один длинный забор. В самом центре Епифани расположился восхитительной красоты Свято-Никольский собор - воплощение  классицизма. К сожалению, не познал тех ощущений, что испытывают прихожане собора, тех минут единения с Богом и трепетом души пред Его ликом.
Не успевав в полной мере почувствовать эту исторически-значимую роль небольшого посёлка как водитель автобуса призвал всех отправиться дальше по пути следования.

                ***

Спустя час я вышел из автобуса и мне оставалось перейти дорогу и оказаться на том великом поле. Небо было безоплачным и открывало солнцу простор для своего разлива счастья. Передо мной стоял храм Сергия Радонежского, находящийся под покровом Троице-Сергиевой лаврой, и имеющий разные купола. Как уже потом мне объяснил сотрудник храма слева и справа неспроста - слева купол в честь Дмитрия Донского и выполнен в виде шлема тех времен, а вот справа в виде  - в честь самого Сергия.
Внутри храма расположен небольшой музей - книги, находки, одеяние воина той битвы. Здесь все напоминает о том бое, все прописано тем духом, тем, ради чего я и ехал сюда. Тишина располагает к безмолвному общению со святыми отцами, а особенно с князем Дмитрием и преподобный Сергеем. Подходя к иконами я лишь мог промолвить одно: спасибо вам, спасибо, что дали России жить без той орды.

После храма мои ноги понесли меня к мемориалу - высокому памятнику с сияющим православным крестом. Надпись с одной стороны гласит: "Победили татар, великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Признательны потомство лета от Рождества Христовым. 1848". Именно здесь располагался орда Мамая. Говорят, что здесь шли ожесточенные бои с фашистами и ни один снаряд не повредил монумент. Словно охраняюлся Дмитрием Донским, Пересветом и павшими героями.

Вокруг же простирается огромное поле, и в виде карты ещё один памятник -  показывающий где же располагались войска Великого князя. Я замер. Ветер был пронизывающий, но это не мешало мне представить какое кровавое месиво здесь произошло и сколько воинов отдали свою жизнь за свою свободу и свободу всего народа Руси. Страх и гордость - именно так я бы охарактеризовал свои ощущения. Хотелось просто сесть на ступеньки и молча смотреть вдаль. Время шло и мне надо было успеть на обратный автобус, который вот уже через пару десятков минут должен проезжать мимо.

Подойдя к сувенирной лавке я не долго думая купил магниты, травяной чай и книгу, описывающую те дни - до и после. Пока оплачивал покупки заметил, что можно сделать пару выстрелов из лука. Я посмотрел на часы - время позволяет. Беру пять выстрелов и направляюсь к мишени.  Первый, второй, третий - мимо; четвёртый- практически в десятку, но увы - стрела не воткнулась. Пятый перелетел мишень. Ну, что же, не быть мне отличным стрелком!

Благодаря за предоставленный шанс попробовать свои силы в этом непростом деле я поспешил на остановку и как же мне повезло - буквально через минуту подъехал автобус (на удивление абсолютно пустой) и следующая моя остановка- село Монастырщино. 

                ***

Я выезжал в село. По обеим сторонам дороги в ряд росли яблони вперемешку с рябиной. Двери автобуса открылись и я направился по прямой, где первым делом я увидел церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она была ярко красного цвета с изумружными куполами и выполнена в духе эклектики. По преданию именно на месте церкви были похоронены воины, погибшие в Куликовской битве, а Царские врата иконостас а были подарен самим Преподобным Сергием Радонежским. Но до середины XIX века на её месте стояли небольшие деревянные церкви, и только потом возвели именно эту каменную церковь.

Напротив церкви Рождества Пресвятой Богородицы стоит памятник Святому Князю Дмитрию Ивановичу Донскому, склонив голову держащий в руках меч. По две стороны от него стоят памятники монаху Пересвету, сражавшемуся в смертельной схватке с Челубеем, и другие памятники, поставленные за счёт обычных жителей с различных уголков нашей Родины, за счёт тех, кто остался неравнодушен к этому событию.

За монументом Великого Князя протекают две реки - Непрядва и Дон, и именно на этом месте происходит их слияние. Это не единственный момент ради которого стоит эти реки упомянуть. Благодаря летописцу  мы узнаем правду о том, что "вода кровию текла в Дону и Непрядве".

Немного застыв на месте я отчётливо увидел, будто передо мной проходят те самые воины в тяжеленных доспехах, с мечами, копьями и с щитами на руках. Они идут уверенно, не проронив ни слова, а только лишь задумываясь о том, что им предстоит вот-вот сразиться с главным их врагом. Я чувствую как встали все они с конями рядом верными - Великий князь даёт им слова напутствия.

- Братья мои, послушайте меня! Мы идём на верную гибель, возможно, многие из вас не вернутся в свои дома к родным. Но вы - воины, святые воины, и только вместе мы сможем одолеть орду Мамаеву! Пришло время, братья, время брани нашей и настал праздник Пречистой Богоматери. Если останемся живы - ради Господа, если умрем за мир сей - ради Господа!

Они пошли, воодушевленные словам их Князя. Они готовы были биться до последнего дыхания, до последней капли крови. Они сделали юрец все, что могли и они положили начало пути изгнания монгольского ига. Их будут помнить и чтить во все века.

До последнего автобуса оставалось порядка двух часов и их я провел погруженный в свои мысли в трапезной при храме. Только под конец принятия пищи я понял, что все это время был безумно голодным. Дополнительный чебурек с сыром и грибами и сладкий травяной чай хоть как-то уталили голод и сократили время ожидания отъезда.
 
                ***

Всю дорогу до дома я пребывал в размышлении о том, насколько это место свято. Именно там была пролита одна из первых кровей за свободу тогда ещё княжества. Неспроста Куликово поле находится вдали от крупных населенных пунктов и с редким автобусным движением. Там будто остановилось время навсегда и все находится под охраной храбрых воинов Руси.

Когда я приехал на часах было девять часов вечера. Меня хватило только на чашку чая. Дойдя до своей комнаты я лег. Выключил свет. Закрыл глаза и провалился в сон. Сон никак не отпускал меня до самого утра, где я был будто одним из тех сражавшихся, мне было тяжело, но я гнал своего коня вперёд, сбивая на пути словно кегли ордынцев.

18.10.2016


* Фото автора