Как я, экс-безбожница, обрела счастье во Христе

Аня Гриневская
Каждый из нас жаждет счастья.
    Мы так устроены.
    Аппетит, эстетический вкус, убеждение, любовь - все одинаково ищет утоления.
    Иногда мы получаем его, иногда - нет. И когда мы его не получаем, то чувствуем себя разочарованными и обманутыми. Мы не можем смириться с мыслью, что жизнь бессмысленна. Разум отказывается признать подобную теорию. И наше воображение не смирится с постоянным разочарованием. Наука повсюду находит доказательства рациональности устройства мира и цели его существования. Мы можем себе представить, насколько была бы прекрасна жизнь, если бы только люди поступали разумно и жизнь шла бы задуманным путем.
    Почему же этого не происходит?
    Почему так часто люди поступают неразумно? Почему болезнь, война, безликие экономические процессы, навязывание чуждой идеологии так часто разрушают наши мечты, ожидания и хорошо продуманные планы? И, наконец, почему я сам разрушаю возможность достижения своего счастья тем, что совершаю неразумные поступки, которые, я знаю, принесут боль мне и тем, от чьей любви зависит мое счастье? Само наше разочарование заставляет нас искать ответ на эти вопросы. Мы не можем просто смириться с постоянным неудовлетворением и всевозрастающим разочарованием. Если мы не можем получить удовлетворения, мы по крайней мере пытаемся найти этому удовлетворительное объяснение; почему жизнь, которая, кажется, обещает так много, так часто приносит нам зло и вызывает оскомину. Мы хотим знать, сможем ли мы исправить совершенное зло.
    Рано или поздно мы обращаемся к религии. Мы, конечно, знаем или нам по крайней мере кажется, что мы знаем какой ответ нам даст религия.
    Она скажет нам, что наша основная беда - греховность.
    Это абсолютно верно. Но само по себе это суждение вряд ли нам очень поможет. Это все равно, что сказать больному раком, что его основная беда - это болезнь.
    Все мы знаем, что мы грешники. Вопрос заключается в том, как должно изменить себя, чтобы устранить беду, остановить моральное разложение, которое угрожает привести к разрушению нашего счастья и подавлению чувства удовлетворения?
    Мы также знаем, или нам, по крайней мере кажется, что мы знаем, какой рецепт нам даст религия: прилагай больше усилий, чтобы быть праведным; будь добрее, чище, будь менее эгоистичным; молись, будь самоотверженным, дисциплинированным. Все эти способы исцеления необыкновенно трудны. Но если вообще стоит жить, то их стоит принимать всерьез.
    Итак, мы делаем попытку подойти к религии серьезно, пытаемся тщательно, возможно, чересчур тщательно выполнять наши религиозные обязанности.
    Довольно любопытно, но это тоже не всегда приносит нам удовлетворение. А причина, возможно, в том, что мы просто делаем то, что по нашим представлениям говорит нам религия, вместо того, чтобы остановиться и послушать Иисуса самим и услышать, что именно Он говорит.
    Он, несомненно, может принести нам утоление, кладезь живой воды внутри нас, как Он однажды описал его (Иоанна 4:13-14). И тот, кто однажды отопьет от него, уже никогда не возжаждет. Но чтобы никогда не возжаждать, нам нужно будет согласиться с Его диагнозом нашей болезни, а затем и с Его лечением. И диагноз, и лечение более радикальны, чем мы могли себе представить.

    Основная причина нашей неудовлетворенности, порождающей все дальнейшие разочарования, которые способно ощущает сердце человека, заключается в следующем: наши грехи оскорбляют Всемогущего Бога, Создателя нашего. Они постоянно попирают законы Божьи (Рим. 1:18; 2:1-3; 3:19). Поэтому, Он лишает нас чувства примирения с Богом, без которого ни одно из созданий Божьих не может ощущать свободу или истинное удовлетворение.
    Отсюда следует, что первым шагом к счастью должно стать примирение с Богом.
    Требования святого закона Божьего должны быть соблюдены полностью. Бог должен окончательно убедиться в том, что справедливость соблюдена, и что никогда больше Он не будет вынужден обрушить Свой святой гнев на людей.
    Со своей стороны, мы должны быть полностью уверены в том, что Бог принимает нас целиком, без оговорок. Иначе, наше примирение с Ним не будет истинным.
    Для пояснения Библия рассказывает (2-я Цар. 13:23 - 18:33) о примирении на человеческом уровне, которое не было безоговорочным и полным и поэтому не принесло удовлетворения.
    Авессалом, сын царя Давида, убил своего сводного брата Амнона и, опасаясь царского правосудия, бежал из страны. Три года спустя, друзья Давида уговорили его простить это преступление и разрешить Авессалому вернуться домой. Царь, однако, сомневался в справедливости такого поступка и принял половинчатое решение. Авессалому разрешили вернуться, но его не допустили к царю. Ему не позволили "увидеть лицо царя", как поэтично сказано в Библии (2-я Цар. 14:24,28). Но подобное неполное примирение ни в коей мере не является истинным примирением; и в этом случае оно привело лишь к дальнейшему обману, вражде и, в конечном счете, к катастрофе.
    Когда же, на наше счастье, Христос примиряет нас с Богом, Бог полностью принимает и приветствует нас. Мы можем предстать пред Богом в любое время (Рим. 5:2; Еф. 2:18). Нам не нужно ждать смерти, чтобы узнать, будем ли мы допущены к Нему. Мы можем прийти к Нему сразу, уверенные в том, что гнев Бога миновал (Евр. 10:19-22), что в будущем не следует бояться того, что мы будем прокляты или отвергнуты (Евр. 10:14-18; 1 Ин. 4:17-19). Любовь Божья изгоняет страх, в присутствии Бога мы чувствуем себя дома.
    Но условия жесткие.
    Мы, с нашей стороны, должны полностью покаяться перед Богом и верить лишь в то, что Христос сделал для нас и не верить больше ни во что и ни в кого (Рим. 5:9; 8:1; Ин. 5:24). Истинное покаяние - не просто признание того, что гордыня, ложь, моральная нечистоплотность и прочее, порочны и греховны, и не только стремление избавиться от них. Истинное покаяние перед Богом означает осознание нашего юридического статуса в свете решения, которое Бог выносит нам в Своем Слове. И именно в этот момент наше мышление так легко становится непосредственным, а значит и нереалистичным, а значит, оно прибегнет в конце концов к искусственным лекарствам, которые не могут принести облегчения, поскольку они не удовлетворяют ни Бога, ни нас.
    Мы знаем, что мы - грешники и Бог не приемлет нас, как таковых. И вот, преисполненные честными намерениями, мы начинаем совершенствоваться в надежде достигнуть в конце концов примирения с Богом (Деян. 20:21). На самом деле, мы поступаем чрезвычайно нереалистично по двум причинам.
    Во-первых, за уже совершенный грех мы вполне заслуживаем того, чтобы Бог отверг нас и предал смерти. Никакое самосовершенствование в будущем не сможет искупить вину прошлого, загладить ее или избежать заслуженного наказания.
    Во-вторых, если даже мы быстро начали процесс совершенствования (будем надеяться, что так оно и есть), сам наш опыт, не говоря уж о Слове Божьем, предупреждает нас, что к концу нашей жизни мы не достигнем совершенства, достаточного для того, чтобы Бог принял нас на основании наших достижений. В конце жизни Божье решение должно быть таким же, как и сейчас: мы все согрешили в прошлом и в настоящем по-прежнему не отвечаем требованиям Бога (Рим. 3:23). И, поскольку это так и есть, (а Бог, несмотря на всю Свою любовь не станет делать вид, что это не так) Его не удовлетворят наши слабые усилия. Ни одно человеческое создание не может заслужить Божьего признания соблюдением закона (Гал. 2:16).
    Все это звучит очень мрачно. Но нам, тем не менее, лучше смотреть правде в глаза. Мы навряд ли достигнем счастья, если будем, как страус прятать голову под крыло. Наше положение перед судом Божьим чрезвычайно серьезно. Именно поэтому, чтобы достичь истинного примирения, правосудие Божье вынуждено было пойти на крайнюю меру: отдать собственного Сына Божьего на страдания за всех нас по закону Божьему. Другого выхода не было. Если бы наше самосовершенствование могло привести к примирению с Богом, Христос не умер бы, смерть Его была бы не нужна. Но не было другого пути для примирения с Богом, и Иисус должен был умереть (Гал. 2:20-21; 3:21-22; Рим. 4:25; 8:32).
    Но в этой смерти человеку открылась самая великая и славная весть, какую только он слышал. Смерть Христова дала нам то, чего мы бы никогда не достигли сами, Он удовлетворил правосудие Божье, Он принял наказание за грех (2 Кор. 5:20-21; Гал. 3:13-14).
    Теперь Бог может принять, принять Своим совершенным и нелицеприятным правосудием любого, кто верует в Христа и приходит к Богу единственно на основании этой жертвы. Бог безоговорочно принимает каждого из этих людей. Действительно, Бог настойчиво показывает нам, что Он полностью и навсегда принимает такого человека. Он обращает наше внимание на то, что вслед за смертью Господа нашего последовало Его воскресение, вознесение и допущение в непосредственное присутствие Божие. Затем, Он подчеркивает, что Иисус находится одесную Бога не только по Его воле, но как полномочный представитель и предшественник тех, кто верит в Него. И, в конце концов, Бог объявляет, что все, за кого ходатайствует Иисус, приняты Богом так же полно, безоговорочно и навсегда, как и Сам их Представитель (Евр. 6:17-20; 9:11-14; 24-28; 10:1-18; Еф. 2:1-10).
    В этом заключается секрет глубокого и постоянного счастья. Осознание того, что мы приняты Богом полностью и навсегда означает для нас мир с Богом. А мир с Богом есть единственно верное основание полного и вечного удовлетворения.
    Когда мы впервые слышим о том, что Бог принимает нас лишь благодаря жертве и смерти Иисуса Христа, этот выход кажется нам слишком легким, искусным и искусственным для того, чтобы быть истинным.
    Это звучит так, как будто можно грешить сколько угодно и все равно Бог примет нас только потому, что Иисус умер за наши грехи и мы сказали, что верим в Него. Другими словами, это звучит, как разрешение на безнаказанный грех.
    Конечно, это неверно. Но интересно, что этот же довод прозвучал тогда, когда люди впервые услышали благую весть от Апостолов (Рим. 3:8,31; 6:1-2,15), и мы знаем, что на это ответили Апостолы.
    Это неверно, поскольку мы не учитываем того, что подразумевается под верой в Иисуса, Спасителя нашего.
    Вера в Иисуса - это не просто признание того, что Иисус умер за наши грехи. Верить в Иисуса означает полностью довериться Ему, как Господу.
    И это еще не все.
    Верить в Иисуса означает принимать Его, как живого человека (Ин. 1:12); это означает соединиться с Ним в Духе (Рим. 6:5); стать единым в Нем (Ин. 17:20-21; Рим. 8:9-11); заключить с Ним живой духовный союз (1 Кор. 6:15-17).
    Можно привести аналогию из повседневной жизни: когда муж и жена становятся "одной плотью", они перестают быть абсолютно самостоятельными и независимыми друг от друга, а образуют живой союз (Рим. 7:1-4). Посредством этого союза с Христом Бог делает нас такими, как мы были задуманы.
    Мы не попадем на небеса, не достигнем полного удовлетворения, если не станем такими, как нас задумал Бог, наш Создатель, и не изменим свое поведение. Мы, конечно, инстинктивно чувствуем это. Но способ, которым Бог делает нас такими, как мы были задуманы, сильно отличается от наших представлений об этом способе.
    Мы, естественно, думаем о самосовершенствовании. Нам нравится считать, что, несмотря на отдельные недостатки и даже серьезные грехи, мы, в целом, вполне порядочные люди. Мы ждем и надеемся, что, соблюдая религиозную дисциплину и даже прибегая к относительно суровой духовной операции, мы, в конце концов, так усовершенствуем себя, что сможем попасть на небеса и сотрудничать с Богом.
    Но Бог думает совершенно иначе. Новый Завет не упоминает ни о самоусовершенствовании, ни и перемене нашей прежней жизни или падшей природы.
    Бог идет дальше этого.
    Он вселяет в верующего в Него новую жизнь (1 Пет. 1:23 - 2:3), которая несет с собой новую природу (2 Пет. 1:4; Кол. 1:27; 3:3-4) с новыми силами и инстинктами и новым жизненным потенциалом. Поэтому, в былые времена, когда люди становились христианами, они брали сами или им давали новое имя. Симона, например, назвали Петром (Ин. 1:42). Новое имя не было выражением благочестивой надежды верующего на то, что в один прекрасный день он может усовершенствоваться. Это было признанием того, что Христос дал им новую жизнь (Рим. 6:4), новые силы, новую природу. "Новый человек", новая природа (Кол. 3:10), новое творение (2 Кор. 5:17). Вот некоторые образцы, которыми ранние христиане описывали дар новой духовной жизни, полученной ими при заключении союза со Христом.
    Им была дана новая жизнь, но это не значит, что их прежняя падшая природа исчезла и никогда больше не давала о себе знать. Новая жизнь подобна желудю, брошенному в могилу: он не улучшит труп, но из него произрастет новая жизнь, которая постепенно вытеснит все остальное.
    Таким образом, верующий в Христа имеет не одну, а две природы: старую и новую. Он призван постоянно обновлять решимость и усилия "отложить прежнее поведение" (Еф. 4:22-23), умертвить его (Кол. 3:5), не повиноваться ему (Рим. 6:12) и взять новую натуру, которая постоянно обновляется (поскольку это свойство жизни), облечься в нового человека, созданного Богом в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24).
    Жизни свойственно постоянно отторгать старое и взращивать новое. Это - борьба (Гал. 5:16-17). Это война, в которой мы выигрываем не каждую битву, но в которой даруется прощение за поражение (1 Ин. 1:7-9) и уверенность в конечной победе (Рим. 5:2; 8:29-30). Новая жизнь будет расти и развиваться в каждом верующем, пока, наконец, она не достигнет сходства с жизнью Христа.
    Правомерен вопрос: что случится, если, получив новую жизнь, мы будем пренебрегать ею и потакать прежней жизни? Имеет ли это значение?
    Безусловно, имеет.
    Если мы будем вести старый образ жизни, Бог непременно смирит нас. Мы должны использовать наши новые духовные силы, чтобы не позволить нашей старой падшей природе править нами. Если мы не будем делать этого, Бог примет более решительные меры. Это может быть болезнь или преждевременная смерть. Эта тема настолько важна, что Павел подробно на ней останавливается в 1 Кор. 11:23-32. Весь этот отрывок имеет большое значение.
    Требования Бога высоки и серьезны. Если мы - истинные последователи Христа (Евр. 12:8,3-11; Фил. 3:10-14), Он не позволит нам стать самодовольными или циничными. Он также не позволит нам любоваться собой, пока Он не доволен нами. Но заметьте, что даже в крайнем случае, когда в соответствии с требованиями Бога, физическая смерть постигает верующего из-за его неправедной жизни, верующий, как ясно указывает Библия, не будет осужден вместе с миром (1 Кор. 11:32). Причина этому такова: поскольку наши взаимоотношения с Богом основаны на развитии в нас новой жизни, полученной нами благодаря Христу, принятие нас Богом никогда не зависело и не будет зависеть от нашего духовного развития, а лишь от того, что Христос сделал для нас, отдав свою жизнь. Поэтому, принятие нас Богом вечно.
    Вот способ, при помощи которого Бог делает нас такими, какими мы были задуманы; способ единственно верный и надежный (Гал. 5:1-8; Кол. 2:20-23).

    Совершенно очевидно, что поскольку мы созданы Богом, Он создал нас прежде всего, как подтверждает Библия, для исполнения Его воли и для доставления Ему радости (Откр. 4:11; Кол. 1:16); мы никогда не будем счастливы, пока не начнем трудиться во исполнение цели, для которой создал нас Бог. Это, конечно, означает, что мы должны отказаться от наших действий и мыслей, если они отличаются от Божьих действий и мыслей. Это означает постоянно твердить: "Да исполнится не моя, но Твоя воля во всем!"
    Надо признаться, что такая жизнь кажется нам бесцветной и непривлекательной.
    Мы не против того, чтобы быть умеренно религиозными, но чтобы "пленять всякое помышление в послушание Христу", как говорит Павел (2 Кор. 10:5), чтобы советоваться со Христом, как Господом обо всем, что мы делаем в жизни, и принять Его руководство во всем в нашей жизни. Один лишь святой, говорим мы себе, согласится прожить такую жизнь и даже ему вряд ли это доставляет радость.
    Возможно, это вполне естественный ход мыслей. Но это показывает, как сами того не подозревая, мы создали в своем сознании превратное представление о Боге, как будто Он, если не тиран, то брюзга. Мы, конечно, можем думать о Боге все, что нам хочется, но это не меняет факта, что, будучи Его созданиями, мы должны служить Ему. Но служение Ему из чувства долга не приносит нам счастья и, если нам все-таки удается служить Ему, в этом случае, как правило, такое служение порождает в нас дух мученичества, неприятное отношение к жизни, основанное на мысли: какой я умница.
    Единственный способ служения Богу, приносящий счастье, есть служение Ему с желанием и радостью, отдавая этому служению все наше сердце, разум, душу и силы, служение скорее из чувства любви, чем из чувства долга.
    Но как это может быть сделано?
    Можно заставить себя служить Богу, если очень постараться, но вы не можете заставить себя любить Его. В чем же тогда секрет истинной любви и служения Богу?
    Павел говорит нам об этом. Истинная любовь к Богу - в единении чувства и разума. Когда мы начинаем понимать, что Христос сделал для нас, благодарность воздействует не только на наши чувства, но и на наш образ жизни. Павел, чрезвычайно остро чувствовавший любовь Христа лично к нему, приходит к заключению, что жизнь, которой он живет во плоти, он должен жить верою в Сына Божьего, возлюбившего его и предавшего Себя за него (Гал. 2:20). И так же, любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5:14-15).
    Павел, как он сам говорит об этом (Фил. 3:4-6), всегда был религиозным человеком, но он не всегда думал так. В начале он думал, что служение Богу есть только способ выслуживаться перед Ним и тем самым заслужить спасение. И он служил Богу с редким старанием и отвагой. Но все это, по свидетельству самого Павла, привело его к поступкам тщетным, если не сказать хуже, в глазах Божьих (Фил. 3:7-8) и сделало его хулителем, гонителем и обидчиком (1 Тим. 1:13; Деян. 26:9-11).
    Все изменилось, когда Павел узнал, кем был Христос на самом деле и что Христос сделал для него и почему было нужно, чтобы Христос сделал это для него. Павел узнал, что он не только не достиг, как предполагал, успеха в вере, но стал жалким, презренным грешником. Его предполагаемые заслуги были ненужным сором, его дела не представляли никакой ценности; законы Божьи, которые, как ему казалось, он соблюдал до сих пор, только осуждали его.
    А потом он открыл Христа. Он открыл, Кем был Христос. Христос, Которым он возмущался и Которого преследовал во имя Бога, был Самим Богом во плоти.
    Это открытие имело разрушительную силу.
    Оно показало, что религиозность Павла была выражением его своеволия, самовосхвалением и самоугождением под покровом религии, фактическим, хотя и бессознательным, противлением Богу.
    Потом он сделал следующее открытие о Сыне Божьем, и это открытие изменило всю его жизнь.
    Павел обнаружил, что даже когда он был врагом Христа, Христос любил его лично и добровольно умер за него, так, чтобы Павлу не пришлось умереть от гнева Божьего.
    Это породило в Павле бесконечную благодарность.
    И не просто благодарность. Простая логика заставила его понять, что если бы Христос не умер за него, ему самому пришлось бы умереть.
    Таким образом, он был полностью обязан Христу. Жизнь Павла больше не принадлежала ему; она принадлежала Иисусу; она была получена взамен на смерть, искупившую грехи Павла (1 Кор. 6:19-20). Поэтому жизнь должно прожить полностью ради Иисуса. И Павел с желанием и радостью сделал это. Только так Павел мог удовлетворить свою любовь к Христу.
    Затем Павел открыл для себя, что когда человек с любовью и благодарностью подчиняет свою жизнь Христу, "иго" Христа - благо, как Сам Иисус говорит об этом, и бремя Его легко (Мф. 11:28-30).
    Наконец, Христос - наш Создатель. Он знает, как мы должны трудиться. Его руководство и дисциплина не являются тиранией, навязывающей нам неестественный образ жизни. Его руководство необходимо, чтобы спасти нас от отчаяния, приносимого жизнью, постоянно противоречащей цели, с которой Создатель сотворил нас. Его руководство дает нам единственный путь для истинной самореализации, для того, чтобы жить и работать, как было задумано.
    Павел также сделал еще одно открытие: служение Христу вознаграждается (1 Кор. 3:11-15). Вознаграждается не спасением и конечно не признанием Божьим. Вознаграждение дается за проделанную работу (1 Кор. 3:14), тогда как спасение никогда не является результатом проделанной работы; оно дается как свободный дар (Еф. 2:8-10).
    Награда за работу во имя Христа - это во-первых, простая радость и удовлетворение от сознания того, что Господь доволен нами (Мф. 25:23). Во-вторых, это удовлетворение благодаря достижению чего-то стоящего и вечно значимого (1 Кор. 3:14; 1 Пет. 5:4). И, в-третьих, награда заключается в том, что мы узнаем, что у нас появились силы делать большую и более значительную работу (Лк. 19:16-17).
    Если бы у Павла был девиз, я думаю, он звучал бы так: "для меня жизнь - Христос" (Фил. 1:21). А когда пришло время умирать, он не испытывал ни малейшего сожаления. Он не чувствовал ничего, кроме счастья (2 Тим. 4:6-8).
    Конечно, у нас может появиться соблазн подумать, что Павел был настолько святым, что его опыт не имеет никакого отношения к нам. Но это неверно. Он сам говорит нам, что Бог задумал его обращение, как пример для других людей (1 Тим. 1:16).
    Незнание того, что происходит на самом деле, может очень расстраивать нас. Если нас попросили или заставили работать над реализацией какого то проекта, не сказав, в чем именно заключается этот проект; если предполагается, что мы должны бороться и приносить жертвы ради него, не зная, будут ли эти жертвы оправданы в конечном счете, или все дело остановится из-за неудач или закончится катастрофой - то такое существование мучительно и не приносит никакого удовлетворения.
    К несчастью, именно так живут, работают и умирают многие люди. Воплощая малые по масштабу планы, проекты и амбиции, они правильно пытаются определить свои цели, установить шансы на успех, решить, будет ли успех стоить усилий, затраченных на его достижение.
    Но они имеют лишь очень расплывчатые надежды и смутное представление о цели жизни, о том, что лежит за ее пределами. Они не знают, послужат ли их труды и принесенные ими жертвы какой-либо достойной вечной цели или вся жизнь закончится катастрофой. Некоторые даже предполагают, что в любом случае мы были задуманы так, чтобы жить в неопределенности; что именно в этом заключается вера: в том, чтобы мужественно жить в неопределенности. Но, конечно, вера в библейском смысле прямо противоположна неопределенности. "Вера, - говорит Библия, - от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17).
    Другими словами, вера есть наш ответ на то, что Бог говорит нам. И если Бог говорит нам что-либо, это не нужно подвергать сомнению. Когда мы слушаем Христа, Он уничтожает неопределенность.
    В Нем мы открываем не только Того, Кем все было создано, но и для Кого все было создано (Кол. 1:16). Он есть наследник всего. Окончательные итоги истории будут принадлежать Ему; Он есть цель всего. Кроме того, Он не скрывает от нас свои намерения в отношении нас в частности и мира вообще. Очевидно, что нам, ограниченным созданиям, невозможно рассказать многое о грядущем мире, поскольку мы не в состоянии сейчас понять многого. Но нам сказано немало и, конечно, достаточно, чтобы удовлетворить веру, наполнить жизнь смыслом и придать ей цель.
    "Я уже не называю вас рабами, - говорит Господь (Ин. 15:15) - потому, что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что все, что услышал от Отца Моего, я поведал вам". Таким образом, нам дается понять, что Иисус, ушедший от нас при вознесении, вернется. "В доме Отца Моего, - говорит Он нам (Ин. 14:2-3) - обителей много; а если бы не было, разве Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю место вам, снова приду и возьму вас к Себе, чтобы где Я, и вы были". Итак, здесь мы получаем безусловную и определенную надежду на воскресение при втором пришествии Христа, которая дается нам для нашего покоя и ободрения (1 Фес. 4:13-18).
    Смерть не есть последнее слово; не за ней будет победа (1 Кор. 15:54-58). Она не сводит жизнь к нулю и отсюда к полной незначительности. Христос придет опять; и маранафа (1 Кор. 16:22) - пароль, известный каждому христианину.
    Между тем, до этого великого события каждому верующему сообщается, что случится с ним лично после смерти. Подобно эмигранту, который в поисках заработка отправился на чужбину и по завершении работы возвращается домой, верующий, умирая, уходит из этого мира, чтобы быть со Христом, чтобы "водвориться у Господа" (Лк. 23:43; Фил. 1:23; 2 Кор. 5:6-8).
    Это чрезвычайно утешительно для человека. Но замечательно, что Бог планирует сделать гораздо больше, чем просто спасти и создать идеальных людей. Христос говорит нам, что все созданное Богом будет восстановлено. Не вечно будет природа подвержена распаду и гниению. "Сама тварь,- говорится нам (Рим. 8:18-21), - освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих". Нам не говорится, что это означает на практике и в подробности и, несомненно, мы не могли бы этого понять, находясь в сегодняшнем нашем ограниченном состоянии. Да это и неважно. Основная идея заключается в том, что воплощение и телесное воскресение Господа нашего Иисуса Христа вместе показывают нам, что материальный мир в своей основе хорош. Мир природы не есть иллюзия, не есть бессмысленный круг, из которого мы, если у нас хватит мудрости, попытаемся освободиться.
    Материальный мир является собственной хорошей идеей Бога. Мир был временно испорчен восстанием против Создателя разумных и несущих моральную ответственность тварей. Но это положение не должно быть вечным. Создание Божие должно примириться и служить воле Создателя (Кол. 1:20). Материя, в конце концов, будет действовать совершенно во славу Божию.
    Цель истории, таким образом, существует действительно, может быть скрытая, но существует. Человеческие усилия в конечном счете не тщетны. Воскресение Христа описывается как "первые плоды" урожая. Урожай будет включать воскресение примирившихся с Богом. Если мы верующие, это даст нам уверенность, чтобы жить полной жизнью и работать, отдавая все силы, поскольку мы знаем, что сделанное нами не тщетно (1 Кор. 15:58). Вот ключ к счастью.
    Давайте не будем говорить, что это уход от действительности. Это означает, что любое решение, каждый поступок здесь, в этой жизни, имеет вечное значение. Для христианина в этом есть обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4:8). Для неверующих это означает, что жизнь, в конце концов окажется слишком многозначной (Ин. 3:36; Откр. 21:8; Мф. 12:36-37).

    Если имеется путь к счастью, то как по нему идти? Мы занимались ерундой, если не свели все рассуждения к этому личному, практическому вопросу.
    Ответ на него чрезвычайно прост. Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься, гласит Священное Писание (Деян. 16:30-31). Но сама простота этого пути не может быть мучительно трудной. Разве мы все, или, по крайней мере, большинство из нас, не верим в каком- то смысле в Иисуса?
    В каком-то смысле - да; но, очевидно, вера, за которую Иисус вознаграждает нас счастьем, должна быть глубже, реальнее, должна быть более личной, чем общая, поверхностная вера в Христа.
    Истинная вера, говорит Библия, (Рим. 10:17) рождается от Слова Иисуса. Имеются в виду не голоса, слышимые нами ни с того, ни с сего, а слушание слова Христова, данного нам в Библии и предоставление Ему возможности Духом Его сделать Его слово живой, творческой реальностью для нас. Поэтому Он оставил для нас запись происшедшего между Ним и женщиной разговора на эту самую тему о достижении счастья. Вот эта история, прочитайте ее. Прочитайте ее не один раз. И когда вы будете слушать, как Иисус разговаривал с женщиной так много веков назад, молитесь, чтобы Он говорил с вами сейчас Духом Святым. И Он будет говорить с вами (Ин. 6:37). Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу; Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
    Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть не чем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: каждый, пьющий воду сию, возжаждет опять; кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
    Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
    Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты - пророк; Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
    Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4:5-26).