Отзыв о встрече с Еленой Поповой

Анна Политова
14 октября 2016г. в музее «Литература. Искусство. Век XX» состоялась презентация новой книги – сборника верлибров вологодской поэтессы Елены Поповой «Три месяца счастья».
Ранее были опубликованы три книги автора: «На грани рожденья травы» (2002г.), «Движение» (2008г.), «Вариации» (в рамках проекта «Том писателей» 2016г.).
Прежде чем говорить о содержании встречи, хотелось бы отметить особую подачу – манеру чтения стихов автором. Каждое слово Елена произносит протяжно и четко, замирая перед тем, как позволить себе сказать следующее. Автор как бы дает возможность слушателям по максимуму прочувствовать атмосферу и настроение стиха, понять и принять его. В эти звенящие мгновения пауз из тишины, каждое сказанное прежде слово пронизывает насквозь, оставляя за собой четкий след в памяти. Об этой своеобразной манере чтения Елены Поповой очень точно сказала в своем выступлении писательница и критик Галина Александровна Щекина: «…Читая свои стихи, она слова роняла, они падали и производили на всех особое, ни на что не похожее впечатление…». Наверно, именно поэтому Елену Попову называют звонкой поэтессой.
На презентации были заданы вопросы автору об источниках вдохновения, о процессе творчества. Слушатели интересовались, как приходят образы для ее произведений, что на взгляд Елены можно считать хорошим верлибром, бывают ли у автора творческие кризисы и какие места в городе ее вдохновляют. Елена ответила прямо и, не раздумывая, что источники ее вдохновения – это все, что она видит вокруг. «…Образы могут приходить стихийно, и также стихийно рождается стих…», - отметила автор.
В целом, для Елены верлибр хорош и удачен, когда его прочтение дает цельную картинку, образ, мысль или даже маленькую историю, как например, здесь:

Листовальс
листотанго
над моей
головой
я иду по
проспекту
но увы не
с тобой
расплываются
лужи на
стеклах очков
фонари
расплываются…
в сердце моем
листовальс
листотанго
у меня
в голове
листовальс
листотанго
не дают
умереть

Здесь я вижу грустную девушку, одиноко идущую по проспекту. Она очень тоскует о том, кто сейчас не с ней. Пора листопада – то плавно, то стремительно кружат опавшие листья, унося за собой ее большую печаль… Перед нами всего в нескольких строчках предстает цельная, красивая и грустная история.
О процессе своего творчества автор говорит охотно, приводя множество реальных примеров из жизни. Ее вдохновляют красивые с особой энергетикой места, например, церковь Варлаама Хутынского – один из красивейших храмов Вологды. Было радостно слышать, что Елена полна энергии и сил и о творческих кризисах не вспоминает.
О стихах Елены было множество различных мнений. Например, писатель и критик Сергей Михайлович Фаустов отметил их пластику и некую «интерактивность»: «Пустоты в стихотворениях позволяют читателю по-своему трактовать смысл, а не следовать тому, что говорится в тексте». Таким образом, каждый может дорисовать историю или картинку стиха по-своему, что делает верлибр интересным для восприятия слушателем и для размышления. Нина Смелкова, заведующая литературным музеем, оценила некую «джазовую музыкальность» стихов Елены Поповой.
Что касается моих впечатлений – помимо особенной, эмоциональной подачи стихов автором, для себя отметила их откровенность. Некоторые из них кипят неподдельными эмоциями и страстями, которые люди предпочитают часто скрывать от окружающего мира. Например, здесь:

Я не вижу тебя
так долго…
и в телефоне
говорят:
«абонент
недоступен»
я рычу от злости
я гавкаю
в пустоту
я говорю:
«все в порядке»
но почему
я плачу?

Наверно, поэтому мне понравились и запомнились отдельные стихи Елены Поповой. Тему откровенности мне кажется, также отражают и иллюстрации в сборнике «Три месяца счастья». Хотя обнаженный изящный силуэт молодой девушки на фото может еще и подчеркивать пластику и красоту стихов. А в некоторых из верлибров я увидела и свою историю, что тоже меня зацепило:

Загляни мне в глаза
за смеющимся ртом
ты не увидишь
печали.
Загляни мне в глаза –
в стеклах темных
очков
ты увидишь
лишь отражения
солнца
загляни мне в глаза…
и если ты
действительно
заглянешь
то увидишь слезы
моей души
о тебе

Очень понравилось ощущение бесконечности мира от стиха:

Прислушайся к тишине
как много звуков!
они еще не родились
они зреют…
как прекрасна
точка тишины,
предвещающая
рождение
новых вселенных

В целом, хочется пожелать Елене Поповой дальнейших творческих успехов, вдохновения, энергии и жизненных сил. Пусть ее поэтический мир живет и радует читателей новыми произведениями.