Отзывы на творения Олеси Николаевой часть VII

Федоров Мистик
Отзывы на творения Олеси Николаевой часть VII

АННА  С  МАРЬЕЙ

Всё бы Анне в полях лежать,
всё бы ей в небесах валяться,
всё б соломку в зубах держать,
за соломинку б всё держаться…

Всё бы Марье бродить-гулять,
завоёвывать косогоры,
всё доказывать-умолять,
руки выпростав, пряча взоры…

Анна чуть замедляет шаг,
Марья твёрдо идёт, упруго:
только женщины могут так –
всею жизнью – взглянуть друг в друга!

Обе – гордым горят лицом,
на улыбку уста закрыты…
Да Андрюшенькой-подлецом
сшиты намертво, насмерть сбиты.
1984

Филипп Малявин (1869-1940)
***

С. -  Чуть возникает помышление - уж не сёстры ли?  Но вряд ли Андрюшенька-подлец соблазнил бы обеих сестёр. Я так понял об Андрюшеньке.
Горячие чувства автора в защиту, сострадание за таких прямо противоположных по характеру девушек. Марфа и Мария.
Характеры разные, а подлец один. И похоже, они за этого подлеца борются. В стихах не продолжена эта тема, он их бросил обеих или продолжается соперничество.
Хорошо показано различие девушек - одна валяется в небесах - замечательно! - другая штурмует косогоры. У  одной улыбка на устах, губы сжаты у другой. А любят одного. Не очень полно очерчен Андрюшенька, сказано, что он подлец. Но в какой-то степени и Дон Жуан был подлец, а какая колоритная натура! Остаются загадки в этом стихотворении. Это скорее вступление к большому произведению, интригующее.
''сшиты намертво, насмерть сбиты'' - это пожалуй самые сильные, неожиданные, драматичные строчки в этих стихах. То,  что соперницы-жертвы ''сшиты намертво''
Можно только ждать продолжения этих стихов, кульминации, потому что кульминации в сих строчках нет. Только сильный музыкальный удар в последних тактах.
Раздразнили читателя.


Есть некоторое несоответствие в картине Малявина. Лилово-красные одежы, платок левой девочки выглядят как вулканическая лава. Вулканический эффект в большой степени усиливает вибрирующая зелёная шаль правой девочки. Красный и зелёный цвета дополнительные, их соседство  взаимно усиливает интенсивность звучания. Судорожная лава и красного и зеленого, контраст цвета, контраст света и тени. Такие изобразительные средства хороши для изображения ''кровавых''  страстей взрослых цыганок, а не девчушек Ангельского периода своей жизни. На этом этюде девочки оказались в красно-зеленом пламени. У правой девочки остановившиеся стеклянные глаза, у неё столбняк, потеря чувствительности. У левой девочки закоптившееся от пламени лицо. Нет перламутровой благодати и умиротворения детства. Ее лицо неестественно смотрится на фоне судорожного пламени, словно она смотрит в отверстие раскрашенного картона в мастерской фотографа. Девочки стоят друг к другу спинами, словно их связали и они стоят на костре инквизиции. Мрачные серо-зелёные лица. Никакой радости, никакого  детского смеха. Чуть подобие улыбки у левой девочки. Но лицо вываливается из всего цветового решения картины , как отдельный остров по своей выписанности. Дикое напряжение во всей картине, дети не дети, а подвижницы, они противостоят пламени не детских страстей. Надуманная картина, сделанная на публику. Видишь их будущее, измученных, высохших от работы серозеленых теток.


***
16/10 2016
Прот. Владимир Вигилянский
Читаю отзывы на открытие памятника Царю Иоанну Грозному в Орле.
А ведь почти 30 лет назад Олеся Николаева обо всем этом уже написала.

ПЕРЕПИСКА ГРОЗНОГО С КУРБСКИМ

Пишет Курбский Грозному: «Почто бесчестью
землю русскую предал? Волшбой и лестью
утоляя пыл своенравный,
в люциферовых играх, в бесстыжих масках,
в скоморошьих бубнах, в козлиных плясках
опоганил трон православный!»

Пишет Грозный Курбскому: «Сгинь, лукавый!
Сам отверг ты Отечество с его славой,
сам отвергнул крестное целованье,
пренебрегши душой и Господним страхом,
предавал ливонцам и всяким ляхам
храмы Божьи на поруганье!»

Пишет Курбский Грозному: «Сгинь, нечистый!
Сам толкнул ты меня на путь тернистый,
честь боярства пуская прахом,
кровью княжеской упиваясь досыта,
почто сгубил Филиппа-митрополита,
Корнилия зарубил одним махом?»

Пишет Грозный Курбскому: «Сгинь, изменник,
басурманский прихвостень, ада пленник
от семян Иуды осатанелых...»

Пишет Курбский Грозному: «Сгинь, денница,
Вельзевул, Антихрист, – почто родиться
ты явился в наших пределах?»

И такая брань сквозь столетья мчится,
откликается в русской душе, двоится,
наважденья её смятенны:
полоумный деспот засел в ней зримо,
перебежчик, опричник, шпион из Рима,
да младенцы плачут, что убиенны...

Разливаются реки, не сдерживаемые берегами,
и гудит земля, и горит земля под ногами.
Полнолунье. Солнечное затменье...
Но встает из крика, стона и всхлипа
чудотворный образ мученика Филиппа,
и Корнилий грядет из тленья!

На фото: 1. Царь Иоанн Грозный; 2. Князь Андрей Курбский
***

С. - Одно дело могильный памятник, другое памятник человеку, которому можно было бы и подражать. В некотором роде это знамя в камне. Что и хочет господин Проханов, чтобы Грозный стал знаменем. О таких людях ''Церковный сторож'' Евгений сказал, что их лозунг - ''Ну, кому за Христа морду набить?"
О. - Будем тогда подражать Чижику-пыжику, если памятники ставят "для подражания".

С. - Это напоминание о тёплой компании. А можно ли ставить памятник Зелёному змию, или марширующим чертикам, наверное вопрос - где? В музее или в больнице, нормально.
У нас чуть дотла не сгорела Усадьба, когда хозяин повесил в гостиной маску дьявола. Она привлекала тёмные силы, поскольку висела как икона.
Памятник Грозному тоже открывается как икона. Может повториться Великая смута.

С. - Иуда дал целование Христу со словами - ''Радуйся''
И на нем была благодать Апостольства, которая выше царского помазания. И в Апостола, и в Помазанника  смог войти Сатана. Хотя оба причащались тела Христа. Апостол из рук Сына Божиего, Которого и предал на смерть, а Памазанник из рук Святителя, которого он потом и убил.
Многим святым Сатана являлся в виде Христа,  мог явиться  народу в виде и Помазанника.
''По плодам их узнаете их''

Тарасий иеромонах Перов
Благодать апостольства была получена в день Пятидесятницы.

Юрий Сычёв
Сергей, рассказать про Иуду можно было бы и в отношении любого русофоба, который стремится порочить Русь, Россию и историю нашей земли. Увы, Вы некорректны, и вообще этот рассказ об Иуде больше похож на троллинг.

С. - Русская Православная Церковь не может прославлять Грозного как преступника обезглавившего Ее, через убийство святителя Филиппа.
Крестоносцы в средние века, фашисты носили кресты, но это не делало их христианами, это были звери.
Так же и опричники, носившие монашеские рясы и кресты, были таким же зверями.
Эйзенштейн, начиная снимать фильм Иван Грозный по заказу душегубца Сталина, видел его ''прогрессивным царем'', по ходу с'емок открылись для него такие преступления, что снимать так, как он снимал первую серию не мог. Сталин сразу ''прочитал'' вторую серию, и запретил.
Смею предположить, что Вы тоже почитатель Иосифа Виссарионовича.

О. - Сергей Федоров-Мистик Сергей, дорогой, здесь даже речи нет о канонизации или хотя бы об оправдании кровавой политики Грозного: установление памятника - это дело государства, притом светского. Вот я и предлагаю изящно выйти из этой коллизии, уставновив памятники ВСЕМ русским царям - и Федору Иоанновичу (Блаженному) - последнему из Рюриковичей, и Михаилу Феодоровичу - первому Романову и, разумеется, святому страстотерпцу Николаю Александровичу с его семьей  - вне зависимости от их заслуг и грехов. Просто потому, что они были Помазанниками Божьими, законными государями Государства Российского. Тогда и памятник Ивану Грозному окажется в ряду прочих.

Юрий Сычев
милейший, Сергей Федоров-Мистик, извольте оставить при себе Ваши досужие фантазии об оппонентах, а в данном случае я лишь возражаю против Вашего очевидного троллинга (против Ваших русофобских манипуляций против русских царей. Как бы Вам этого ни хотелось, Иуда к русским правителям никакого отношения не имел). А что касается инстинкта и технологий власти, то увы да, к сожалению контроль над поляной достаётся дорогой ценой (и, вопреки фантазиям русофобов, это свойство не только наше)

О. - Сергей, конечно, никакой не русофоб, в этом нет никакого сомнения. Просто он воспринимает этот памятник именно как знак, который указывает на Сталина. И напрасно.  Речь не о Сталине, не о Дзержинском, не о Ягоде, Ежове и Берии. Речь о русском царе, который сидел на российском престоле в 16 веке. Поэтому его исторические деяния должны быть рассмотрены в контексте того времени, то есть синхронно с тем, что происходило в эту эпоху в других европейских государствах, которые мы считаем цивилизованными. Это вовсе не означает, что я каким-либо образом сочувствую тому, как подданных пытают на дыбе, вырезают им сердце, травят медведем, четвертуют, сажают на кол или заливают в рот расплавленный свинец. Поставив по России памятники русским царям, можно тем самым лишить именно этот - Грозному - его "семиотической" нагрузки.
С. - Милейший Юрий Сычёв, часто и Пушкина в русофобы и масоны записывали. Я знал православных поэтов, которые к нему именно так относились. Известные, кое-кого из них знает и Олеся Александровна.
Вы по моему воюете с ветряными мельницами, со своими фантазиями. Это надолго. Потом это рухнет, поверьте мне, я это по Оптиной пустыни знаю. Но может рухнуть так, что и православие Ваше погребет.
Есть такое выражение - '' Погиб под развалинами воздушного замка''
И - ''Легче дать другому по морде, чем покаяться самому.''
У Вас все впереди. Надеюсь Вы переживете сии  испытания.

О. - Сергей Федоров-Мистик Сергей, не оправдывайтесь: я уже написала, что Вы - не русофоб и не масон. Вы - раб Божий!

Юрий Сычёв
Да, согласен (и полагаю что тут всё же многие видят полемику с европейским подходом, который традиционно возвеличивает тех правителей, которые совершали ужасающие злодеяния, подчас много большие, чем вместе взятые русские цари)   ...однако, Olesia, слово "русофобские" здесь относилось именно к манипуляциям (лучше стараться не путать информационные явления и тех, через которых информация поступает на эти странички)

О. - Юрий Сычёв Конечно, православному человеку невозможно примириться с убийствами любимых святых - святого мученика Корнилия и святителя Филиппа. Я обоих очень люблю и чувствую их помощь, думаю, что и Сергей тоже. Просто в вопросе памятника опасно соприкоснулись два плана бытия - духовный и светский, государственный: соприкоснулись и дали взрыв от этого соприкосновения.

С. -

Олесе Александровне.

Вообще прах Грозного находится в Михайловском соборе Кремля, и никто его оттуда не выбрасывает, как прах царя Бориса Годунова.
Получается, что Вы говорите о памятных знаках истории, нечто вроде музея восковых фигур мадам Тиссо, только выполненных в бронзе.
Зарубки на сердце.
Показатель что царская семья не хотела включать Грозного даже в ''толпу'' царей и великих князей, на памятнике в Новгороде.
Когда это только исторический знак, памятник - это одно. А  нынешний памятник - это знамя новых опричников, людей как правило безграмотных, но готовых крушить и убивать, как крушили и убивали  государеаы опричники.

Юрий Сычёв
да, и этого следовало ожидать, Olesia (то есть исторический контекст не оставляет возможности воспринимать эту публикацию иначе, кроме как провокационную), но тут есть и так сказать "третий план" - информационный (если Вы на минутку условно согласитесь с натяжкой, что якобы есть некое ИНФО между государственным и духовным) - я говорю всё о том же (несколько раз касался здесь этого тезиса) - речь может идти о праве жителей орловского региона опубликовать скульптуру именно в формате памятника. И здесь довольно важный вопрос о праве жителей других регионов наложить вето на право орловских на подобную публикацию (которая конечно затрагивает интересы не только орловских)

С.-
Олесе.  Исходя из историчности можно поставить памятник и Дантесу. Историческая личность, служил Государю. Сумел оценить красоту Натальи Гончаровой. ( Вересаев полагает, как и Государь).
Например о.Онисим вообще считал, что Пушкин оскорбил мальчика Дантеса, и тому ничего не оставалось, как учавствовать в дуэли.
Причём, когда Пушкин спросил ее, о ком она будет плакать, она ответила, - о том, кто будет убит. То есть и Дантес тронул ее сердце.

О. - Сергей Федоров-Мистик Сергей, ну это не достойно Вашего высокого полета! Вы даже против своего обыкновения стали делать грамматические ошибки. Причем тут Данес и отец Онисим (дай Бог ему здравия душевного и телесного!)?

С. - Я имел в виду, что Дантес поклонялся Наталье Гончаровой. Ошибки совершает и моя безграмотность, и редактор, переворачивающий слова.
Вы меня совсем сразили ''высоким полетом''

Олеся, но вот Киплинг же убрал свастику со своих книг, потому что этот знак наполнился  совсем другим историческим содержанием.
За ним оказалось слишком много преступлений.

Я понимаю, когда ставят памятник немецким солдатам на полях сражений в России. Но поставить памятник Гимлеру, это плохо.

Юрий Сычёв
Вы опять используете русофобские манипуляции, Сергей Федоров-Мистик - то Иуду ассоциируете с вопросом о русских правителях, а теперь ещё и свастику и ГиММлера. Не надо. Вы прибегаете к грязным приёмам, воздержитесь от них.

С. - Юрию Сычёву  А поставьте рядом памятник святителю Филиппу. И кому понесут орловчане цветы, святителю или его убийце, всеросийскому душегубу?

О выборе орловчан ( очень сомнительно как проводился референдум) - так и жители Берлина и всей Германии имели право выбирать, и свободно, демократически избрали главой государства Адольфа Гитлера. Имели право. Сталин поздравлял Гитлера, пил за его здоровье. Надеюсь, Вы знаете историю.

Сейчас эта ситуация напоминает больше Культурную революцию в Китае. Когда китайские хунвейбины, вдохновленные идеями Мао, громили все и вся. Многие из них были студентами.
Те же опричники Мао Цзэдуна.

О.- Сергей Федоров-Мистик Увы, - Сергей: я не понимаю, когда ставят памятник немецким солдатам на русских полях сражений.

Михаил Озмитель
Olesia Nikolaeva Интересно, что памятники Петру Алексеевичу (кроме этого ужаса "от церетели") никаких возражений не вызывают. Милосердным Петра I при всём желании не назовешь, сердобольным тоже не был.  Здесь что-то кардинальное, в этом вопросе о памятниках..  (просто наблюдения).

С. - Олесе.  У меня перед глазами памятник павшим французам на Бородинском поле. Немцы очень хотят установить могильные монументы в местах кровопролитных сражений.

С. - Михаилу Озмителю.
Петр карал за воровство, за измену. Но у него не было паранойи какая была у Грозного и Сталина. От которой и погибло множество людей. Бехтерев поставил Сталину диагноз паранойя, обследовав его в Кремле. А через три дня умер. Потому что должен был лететь на конгресс психиатров (?) в Лондон, и было не желательно чтобы об этом диагнозе узнали учёные. Его внучка академик Наталья Бехтерева говорит, что деда отравила его последняя жена по заданию ЦК.

Петр I  хотя бы Академию наук основал, и на века.

О. -
Сергей, а причем тут Сталин? О нем и помину не было. Речь шла о памятниках всем монархам Государства Российского.

С. - Он просто ученик и последователь Грозного, о чем сам же свидетельствовал на полях книг  Кремлевской библиотеки. Об этом поведал Эдвард Радзинский. И не случайно Проханов на открытии памятника высказал уверенность, что обязательно будет в России вслед за этим памятником, открытие памятника Сталину.
''По плодам их узнаете их''
Проханов, кажется, тоже не очень здоровый человек. Заразился от Грозного и Сталина.

Юрий Сычёв
Вы хулите правителей России, Сергей, но ратуете за установку памятников фашистам...   я такого ещё не встречал в рунете.

С. - Я пишу о людях, которым нельзя ставить даже могильные памятники. Не передергивайте.

Жаль, что нельзя поставить памятник Фаине Каплан. Но Зюганов не перенесет.

Если Вы это воспримите очень серьезно, то наверное Вы напишите приблизительно такое -
''Ну, вот Сергей вы и разоблачили самого себя, выступаете за установку памятника еврейке Каплан. Она входила в партию социал- революционеров разрушивших православную Русь и т.д.''

Юрий Сычёв
после того, что Вы высказывались за установку памятников фашистским оккупантам, Сергей Федоров-Мистик ?   ну поднапрягитесь ещё - подумайте, чем Вы ещё хотите удивить.

С. - В этом все вы и есть!  Как и Проханов, Сталинский Геббельс.
***

«Молчите, проклятые книги!» (А. Блок)

ДЕНЬГИ

Давно я уже не летаю, словесных миров не леплю,
я мысленно деньги считаю, которые я накоплю.
О, скользкие эти ступеньки, потёмки при мутной луне…
Молчите, проклятые деньги! Не надо нашептывать мне!

Гнать жар по артерии сонной, взбивая послушную ртуть,
и душной болезнью кессонной под утро садиться на грудь.
И скармливать ум «долче вите», и вешать на выю ярлык…
Проклятые деньги, молчите! Вам аспиды дали язык!

Вам дали язык прощелыги, добавив свинцовых чернил,
скажите им, верные книги! Мефодий, скажи им, Кирилл!
Скажите, небесные птицы и лилии, всё ли сбылось?
Когда-нибудь вам богатиться
иль ныть, прибедняясь, пришлось?

Вы, лучшие люди, под взглядом
лукавого – чур меня! чур! –
скажите, – как фантиков с ядом, касались вы этих купюр,
и как за незримые нити вас дергать пытались, а вы:
«Проклятые деньги, умрите!» –
кричали неслышно, – увы!
***

Почему-то всплывает в памяти ритм ''Хорошая девочка Лида'' Ярослава Смелякова.

''Давно я уже не летаю, словесных миров не леплю,
я мысленно деньги считаю, которые я накоплю.''

''Там царь Кащей над зла том чахнет''

"О, скользкие эти ступеньки, потёмки при мутной луне…
Молчите, проклятые деньги! Не надо нашептывать мне!"

А это Скупой рыцарь спускается в свой подвал.

''Гнать жар по артерии сонной, взбивая послушную ртуть,
и душной болезнью кессонной под утро садиться на грудь.
И скармливать ум «долче вите», и вешать на выю ярлык…
Проклятые деньги, молчите! Вам аспиды дали язык!''

Можно задохнуться, отравиться как ртутными парами, только читая эти строки. Какая тяжёлая жизнь у богатых!

Да ещё ''свинцовые чернила'' - пули от прощелыг, разговаривающих языком пистолета.

''скажите им, верные книги! Мефодий, скажи им, Кирилл!
Скажите, небесные птицы и лилии, всё ли сбылось?
Когда-нибудь вам богатиться
иль ныть, прибедняясь, пришлось? ''

Нагорная проповедь о птицах небесных, и лилиях, которых одевает Бог так, как и Соломон во всей красе не одевался. Не заботьтесь.

Христос и Пушкин два главных учителя Олеси, даже не Гомер. Хотя часто Гомер наполняет собою творчество Олеси, дополненный тягучим  медом былин. ''Блюдо'' получается потрясающим!

"Вы, лучшие люди, под взглядом
лукавого – чур меня! чур! –
скажите, – как фантиков с ядом, касались вы этих купюр,
и как за незримые нити вас дергать пытались, а вы:
«Проклятые деньги, умрите!» –
кричали неслышно, – увы!"

Не совсем понятно ''увы''. Недостаточно громко, чтобы противостоять искушению?
Сребролюбие называют началом все пороков, наряду с леностью.
''Увы'' как невозможность противостоять? Доброго, которого хочу, не делаю.
А злое, которого не хочу  -делаю''
Тогда получаются очень жизненные стихи, драма как по Достоевскому.

Ртуть в артериях, и свинцовые чернила запоминаются.
Очевидно, это стихотворение девяностых годов, тогда пары ртути и свинца витали в воздухе.
Немного давящие стихи, не порхаешь после них как бабочка.
Передали жизнь тех лет.

***
О. - Кричали неслышно - увы!
***
Нет, стихотворение недавнее.
***
А размер - регулярный амфибрахий: "Мороз-воевода дозором обходит владенья свои".

***

Рассказ из нового дополненного издания книги «Небесный огонь»

НЕПОДЪЕМНЫЙ КАМЕНЬ

Чуть больше года назад ко мне в институт пришел мой бывший студент, некогда изгнанный со второго курса за академическую неуспеваемость. Тогда это был молодой человек, очень непосредственный и живой, «народный», не без поэтических способностей, и я, со своей стороны не имея к нему никаких претензий, относилась к нему с симпатией.
Однако, как уверяет нас стихотворение для детей, «во время пути собака могла подрасти». Теперь передо мной стоял здоровенный лохматый мужик, с красным лицом, на котором отпечатались многолетние спиртные злоупотребления, ну – и что сказать? – форменный бомж.
– Олеся Александровна, – произнес он радостно. – Я – вернулся! Хочу восстанавливаться в институте, а то у меня в Запорожье отняли жилье, выгнали на улицу, а в Москве мне жить негде. В общежитие Литинститута пустили всего на одну ночь! Поможете мне?
– А сколько вам лет? – спросила я, прикидывая, когда видела его в качестве своего студента в последний раз.
– Сорок, – признался он.
– Так вас на очное отделение уже по возрасту не возьмут, а насчет заочного я, конечно, поговорю с ректором.
– Э, нет! Заочное мне не подходит – в общежитии-то мне не разрешат поселиться, разве что во время сессий. А мне надо Москву покорить. Стихи по журналам разнести, книгу издать, на радио попасть, на телевидение. Почитайте – вот! – И он протянул мне помятые листки с отпечатанными на них строками.
Так и исчез.
Я прочитала его листки – за двадцать лет он так и не научился как следует рифмовать – так, чтобы рифма звучала органично и сама вела стихотворение, написано было небрежно и коряво. Но это была не стилистически выверенная корявость, которая умышленно царапает и слух, и сердце читателя, а корявость от досадной поспешности, когда все тяп-ляп: много неточных слов, лишних строф.
Прошло месяцев восемь, и вдруг я читаю в фейсбуке у своего «френда»-поэта тревожную запись о том, что этот мой бывший студент, которого он видел еще совсем недавно у трех вокзалов и которому привозил теплую одежду, напрочь пропал. И он боится, не случилось ли с ним чего трагического. Ведь тогда, у вокзалов, их отовсюду гоняли полицейские, которых он по-прежнему называл «менты».
Я откликнулась на эту запись, в переписку втянулись еще несколько человек, пошло обсуждение, каким образом можно найти пропавшего, были советы даже поехать дежурить возле трех вокзалов – авось, отыщется. И тут один из сочувствующих – профессор филологии московского университета, предложил свою помощь: в случае, если мы найдем бедолагу, он готов отвезти его в Подмосковье, на приход к чудесному священнику, который собирает у себя и кормит бездомных, водит их на богослужения, учит, как жить по-христиански, и они постепенно обретают человеческие черты и восстанавливают в себе образ Божий. Одна была загвоздка: как же все-таки пропавшего отыскать?
Я предложила за него помолиться – бывает такое, помолишься за кого-то, кого давно не видел, так он вдруг и откликнется. Кто-то на мое предложение хмыкнул, кто-то подшутил, во всяком случае, мое предложение не вызвало энтузиазма, отнеслись к нему весьма иронически. Ну да ладно, а я все равно подала за бывшего своего студента заказную записку на литургию. И что же? На следующий же день он объявился, о чем я и сообщила всем, кто его разыскивал.
Мы договорились встретиться с ним у меня на кафедре, и к нам захотели присоединиться во-первых тот «френд»-поэт, который первым забил тревогу, а во-вторых,  тот профессор, который предложил свою помощь. Бывший студент мой был примерно одного роста с моим мужем, примерно такой же комплекции, поэтому я насобирала целый чемодан вполне добротных и хороших вещей – куртку, ботинки, пиджак, свитер, рубашки, футболки, даже носки. Положила туда еще и всякие гигиенические средства – мыло, зубную пасту, расческу, зубную щетку, да нашла у себя и старый мобильник, вполне себе пригодный для дальнейшего использования. Прихватила кофе с чаем и печеньем, чтобы мы все вместе, расположившись для разговора на кафедре, могли заморить червячка. С тем и выгрузилась в институтском дворе.
Вскоре пришел профессор, который принес копченую курицу для нашего голодающего, а за ним появились и френд-поэт с бывшим студентом. Вскипятили чайник, сели вокруг круглого стола, разложили на тарелке курицу, и бедолага, обгладывая косточки, повел свой печальный рассказ.
Итак, ночует он с другими бомжами в каком-то заброшенном доме без отопления, а днем ходит отогреваться в ближайший макдональдс, где покупает кофе и, сидя с ним там целый день, пишет на салфетках стихи…
Как только в его речи образовалась пауза, профессор вставил свое словцо:
– Я готов вас хоть завтра отвезти в замечательное место, я сам туда уезжаю время от времени – Подмосковье, лес, чудесный храм, удивительной доброты и мудрости священник… Вас там будут кормить, содержать в тепле и чистоте, дадут постель, может быть, свою келью… А вы будете писать стихи, ходить в храм и выполнять какую-нибудь непыльную работу – курочек кормить, плетень подправлять, словом, – поддерживать чистоту и ухаживать за собой…
– Что? – неожиданно возмутился мой бывший студент. – Курочек? Кормить? Я? Да вы что! Я в Москву не за тем перебирался, чтобы где-то там на селе пасти курей! Мое призвание – поэт! Я вот сейчас могу вам подарить автограф со своим стихотворением, и вы через несколько лет сможете продать его за миллионы!
Мы притихли и переглянулись.
– Ну да, ну да, поэт, – закашлявшись, мягко проговорил профессор, – но я ведь и говорю, что там ничего не мешает писать. Я сам иногда туда уединяюсь и работаю… А что плетень подправить или во дворе лопатой снег покидать, поразмяться, так это даже приятно. Я вам обещаю: я вас довезу до места, собственноручно передам батюшке, замолвлю за вас словечко, чтобы вас особенно не обременяли трудом…
– А как повезете? На машине?
– На электричке. А потом – на автобусе.
– Нет, на электричке мне что-то неохота. И потом – как меня там запрут, так и не выпустят. Это же как на зоне. А если я захочу оттуда уехать? Я же приехал в Москву не для того, чтобы гнить в безвестности где-нибудь в Подмосковье.
– Пожалуйста, в любой момент вы можете сами покинуть это место, – откликнулся профессор. – Если вам будет трудно уехать самому, вы мне звоните, и я в течение двух дней за вами приезжаю и – пожалуйста – доставляю вас прямохнонько в столицу. Никто вас там насильно держать не будет.
– А как я буду завоевывать Москву? Не для того я родился, чтобы дворы чистить от снега. Мое призвание – это писать…
– Тьфу, – плюнул мой фейсбучный «френд»-поэт. – Пойду я. На работу опаздываю. Каждый день на службу хожу!
Я вышла следом за ним.
– Знаешь, – сказал он, – у меня всякое в жизни случалось: и на чердаках я, бывало, ночевал, подстелив газетку, и выпивал без меры, но никогда я не позволял себе, чтобы от меня дурно пахло. А он – ишь какой! – вошел, так хоть нос двумя пальцами зажимай… «Я не для того родился, что вот так работать!» – передразнил он.
Меж тем наше скромное застолье подошло к концу, я отдала бывшему студенту вещи, которые он придирчиво рассмотрел на свет и перебрал, что-то даже и забраковал, а остальное увязал в большой тюк: чемодан ему был не нужен. Затем, обратившись к профессору, сказал:
– У меня что-то спина болит. Не донесете ли вы мне эти вещи хотя бы до метро?
И тот – человек уже немолодой, невысокого роста – взвалил на себя этот тюк и, согнувшись, направился вслед за этим бугаем – моим бывшим студентом – к метро.
– Ничего, – сообщил он мне вечером по телефону, – я ему по пути еще про этот церковный приход порассказал, может, он и согласится. Обещал позвонить, если надумает. Но вообще-то – помните этот классический вопрос: может ли Бог создать такой камень, который Он Сам не смог бы поднять? Ну, и ответ: может, это человек с его свободной волей. Так вот я вам скажу – неподъемный какой-то камушек этот ваш студент.   
А через несколько дней у меня в трубке раздался голос:
– Олеся Александровна? Это я, студент ваш бывший! А что вы думаете про этого профессора? Мне тут одна знакомая бомжиха нашептала, что это так заманивают людей, чтобы разделать их на органы. Привезут, потом опоят чем-то, усыпят, а просыпаешься – и ты уже без почки, без печени, а то и без глаза. Так что не поеду я никуда.
Тьфу! Я едва не плюнула от досады! Сама идея, что кто-то может польститься на отравленную алкоголем печень или почку этого синюшно-красного, траченного жизнью дуралея, была бы просто смешной и вдвойне комичной, если в роли таких посредников по продаже человеческих органов представить этого почтенного профессора и меня вместе с ним, если бы не лишала надежды все же ему помочь.
– А вы листочки, которые я вам в прошлом году подарил, храните у себя, – дружественным тоном продолжал он. – Скоро вы сможете здорово разбогатеть, продав их на аукционе за пару европейских миллионов. Чувствую, богатство и слава уже не за горами!

На фото: В.Д. Поленов, «Московский дворик», 1878
***
Бессмертная '' Сказка о Рыбаке и  рыбке'' Олеся - ''Золотая рыбка'', ''Старуха'' - лохматый студент с красным лицом. Только вместо желания быть Царицей во дворце, требование быть Царем в журналах и издательствах. Классика.
Очень много живых штрихов. Профессор ''добрый лопух'', благодетель, Ангел сего бомжа. Но ''  сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. '' Использовал его как ослика.
Однако получилось, что этот рассказ не об одном только отдельном человеке, и его судьбе, выборе. Думается , это вообще о всех нас, об отношении человека и Бога. И поэтому рассказ вызывает отклик. Я могу в этом рассказе увидеть и себя. Обстоятельства моей жизни, выбор, который я делал, пока не обрёл духовника, очень похожи. От Бога подаются дары, а я не доволен и требую большего, и даже не думаю смиряться.
Рассказ написан с большим сердечным сочувствием и теплотой. Касается сердца.
***

Михаил  Павлов
Отличная история, мне очень понравилось!
Хотелось бы и мне с ним познакомиться. Очень! Потому что, на мой убогий взгляд, этот "студент"-поэт заслуживает сочувствия и даже некоторого УВАЖЕНИЯ за свою беззаветную преданность поэзии.
Графоман он или нет - вопрос третий... Но он платит за верность своей звезде (своей гордости?) своей же реальной - и единственной! - жизнью: холодом, голодом, бездомностью, драками с бомжами, побоями от "ментов" и т.д. И всё это ради энного количества строк на "бистрошной" салфетке.
А мог бы помыться и в альфонсы пойти, или в дворники, или в карманники...
Многие ли из нас способны отказаться от личного комфорта, карьеры, статуса ради призрачной перспективы написать однажды "Я помню чудное мгновенье" или, к примеру, такое:
«Безумная, куда я тороплюсь,
чего я жду, что знаю я, чем тешусь?
Тем, что в осеннем ливне – утоплюсь,
тем, что листом на дереве – повешусь?»
Всякий человек, а тем более такой безбашенный, - загадка. И мне очень хотелось бы однажды услышать, что же все-таки получилось из этой судьбы?
"Праведность праведного не спасет в день преступления его... и беззаконник не падет в день обращения от беззакония своего". Так помогай ему Бог, этому сумасшедшему Вашему студенту, дорогая Олеся Александровна!

С.- Вы написали свой вариант рассказа. Не работали Вы церковным сторожем. Благодать! Как каторга для Достоевского!
Надежда Поогаева - Сергей Федоров-Мистик Работать сторожем- каторга?

С. - Достоевский пишет, что там он человека понял. Не помню какому писателю он с самым добрым чувством сказал - ''Эх, Вас бы на каторгу!"
***
Артемий Баландин  - Очередная придуманная история. Жаль. Я думал будет что то жизненное.

Олеся. - Абсолютно не придуманная! Мало того, один из участников тех событий тут ее и комментирует, но скрывает свое присутствие.

Артемий Баландин - Ну раз так, то здорово. Но только все равно не жизненно. Розовые слоники. Обычно все по другому.

С.- Как бывший Церковный сторож подтверждаю - история жизненная. Каждое дежурство с таким сталкивались. Олеся облекла это в поэтическое слово и дала  ''обыденной истории'' сверхжизнь.
***

Ксения Сочилова
Какая чудесная история! Как раз собиралась свою написать. Мы с мужем год кормили, поили в нашем подъезде бомжа и его подругу. Пожалели бывшего соседа, которого выгнали родственники. Он нам такие же кренделя выписывал, и на ферму мы его прямо также собирали, и с милицией за него воевали и с участковым, чтобы хоть какое-то удостоверение личности ему получить. В  итоге  заплатила денег, умолила чиновниц и сделала ему паспорт. Через неделю к нам заявилась полиция, наш красавец с подругой решил воспользоваться своими вновь обретенными гражданскими правами и написал заявление в милицию, что мы его избиваем:) Вот на днях опять объявился, к холодам.

Олеся. - Ох, дорогая Ксения! И у меня ведь были истории, подобные Вашей!  Как-то раз я скрывала в своем доме (в Печорах) своего студента, который сбежал из родного города, дав подписку о невыезде в связи с возбуждением уголовного дела. В конце концов, его поймали (случайно, по его глупости), посадили, мы всем институтом писали, чтобы помиловали "нашего нового Сережу Есенина", "нашу национальную гордость", ну, его и освободили условно-досрочно. После чего он обокрал какого-то антиквара и снова угодил в тюрьму. Но это общая канва, а там - тоже было, что он рожден исключительно "для вдохновенья, для звуков сладких и молитв" и что он не ест макароны, потому что они "на червей похожи", а картошечку любит обязательно с "поджарочкой".

Карина Зурабова - И что, он точно был новым Сережей Есениным?

Сергей Фежоров
Олесе. - Одна история лучше другой. Как ''Сказки тысячи о одной ночи''  С ограбленным антикваром показалась даже более выразительной. Но, наверное, ее не напишешь с той любовью и теплотой, как Вы это делаете. А без любви это милицейские хроники.

Олеся - Ну, Есенин из этого бедолаги не очень получился, но старались "всем миром": даже монахи Псково-Печерского монастыря участвовали в его спасении и творческом возрастании. Он пришел ко мне в институт после своей второй отсидки и предложил почитать свои стихи. Я запомнила две строчки, которые мне очень понравились: "Я искал тишину, а нашел старшину".
***
Сергей Федоров
А у меня Крюковский сюжет. Старушка захотела репетировать свои похороны, чтобы восемь кошек, которых она завещает родственникам и детям, не разбежались во время похорон.

Олеся - Ну, Сергей, у Вас что ни день, то новая история!

С. - Сказочный островок это Крюково!

***

БАРОНЕССА КОРФ

К нам баронесса Корф судьбою дерзкой
занесена была, и снег имперский
ей сердце грел и просветлял черты.
Она могла блаженно и беспечно
блуждать с метелью, повторять: “Конечно,
мы гибнем от тепла и духоты!”

Возможно, где-то в Средиземноморье
меж знойной охрой и сквозной лазорью
вдруг духота сгущается, и мгла
сражает путника; иль в корсиканской страсти,
в испанских играх, в душной жажде власти
сгорает сердце пылкое – дотла.

Иль там – в немецком мире позитивном,
в английском здравомыслии спортивном,
в духах пахучих, в мареве котлов –
есть свой резон душою угорелой,
пути не разобрав, в метели белой
бежать на дуновенье, как на зов.

А вы об этом здесь – в таких сугробах:
сквозняк навылет, и мороз, как обух!
Вы ж – нараспашку, словно на духу.
И в Петербурге и у лесосплава
сплошной занос – налево и направо,
и рубят лес подряд – в щепу, в труху.

Конец приходит вашей русской драме,
балам, бунтам, поджогам с холодами,
и прошлое теряется в крови...
Зачем твердите вы светло и властно,
что лучшая защита от соблазна
есть пелена страданья и любви!

Я так и вижу вас под чёрной елью,
под плотным снегом, под страстн;й метелью, –
вы всё светлей, хотя уже насквозь
снег повалил страдальческой юдолью.
Вы смотрите с какой-то нежной болью
на лютый край, где жить вам довелось.
1986

На фото: Мария Фердинандовна Набокова, урожденная баронесса фон-Корф с дочерьми

***

''сквозняк навылет, и мороз, как обух!''  - Убиться веником !

***
Liya Danilova
Не она ли имела любовником мужа своей 15 летней дочери? Вот это страсти!!!!

C.- ''Какой-нибудь пиит армейский.
Тут подмахнул стишок злодейский.''

L. - Сергей Федоров-Мистик "Славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.» Пушкин. ;;

C. - Это, конечно, был бы сюжет для Пушкина. Левитан умудрился завести роман с баронессами  Вульф матерью и дочерью. Кажется, после этого стрелялся, но не попал в сердце, остался жив.

L. - Наш славный Набоков , потомок  баронессы, сотворил повесть "Лолита". Может как и предания "семейные"

Olesia -  Надо же! Какие страсти!

L.- Да, вот такие они баронессы."

***

C.  - Сплошной Пушкин!

''Иль там – в немецком мире позитивном,
в английском здравомыслии спортивном,
в духах пахучих, в мареве котлов –
есть свой резон душою угорелой,
пути не разобрав, в метели белой
бежать на дуновенье, как на зов.''

Отблеск ''Евгения Онегина''

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный1
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Здесь Олеся пока гениальная дочь Пушкина, но ещё не
 Олеся-Олеся, какова она в прозе. В прозе она только Олеся!
***

Александр Шипицын
Сергей, нет! В своих стихах Олеся только Олеся. Ритмов, размеров в поэзии не так уж много, всё дело в сердцебиении, глубине души и духе стихотворения. Представьте себе, сколько в 80-х, 70-х у Олеси было соблазнов шагнуть за теми, кто собирал стадионы и создавал моду на себя. Олеся тогда была собой и остаётся собой сегодня. А влияние Пушкина... Из настоящих поэтов разве есть не его ученики?..
***
Мария Вишняк
,,Все дело В СЕРДЦЕБИЕНИИ"....
ЭТО ПРАВДА!!!
Оно особенное у Олеси!!!
Прекрасное,очень живое,горячее,страстное- от слова Жизнь !!!
***
С.  - Потому и ''дочь Пушкина''!

***

C. - Стихи-то о трагической судьбе. Сталинское - ''Лес рубят - щепки летят'' Кровавые щепки, человеческая жизнь для ''строителей социализма'' в фуражках НКВД только щепка.

''И в Петербурге и у лесосплава
сплошной занос – налево и направо,
и рубят лес подряд – в щепу, в труху.

Конец приходит вашей русской драме,
балам, бунтам, поджогам с холодами,
и прошлое теряется в крови..''

Просто так красиво, по Пушкински написано стихотворение, да и год написания его  1986 ещё советский, что не сразу  проникнешься, что ''сплошной занос - и налево и направо'' это и конвой, может быть и политический уклон от линии партии, и тогда людей превращали в труху. Это уже отразился в стихах фильм ''Покаяние''
Напрасно в обсуждениях мы пошли по ''любовному следу'', кто кому был любовником. В стихах этого нет. А есть героическая, благородная женщина, оставшаяся аристократкой духа в годы торжества ГУЛАГА.

***

 Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.

Сергей Федоров Мистик  Проза.ру  Vll глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2016/10/18/1080
http://www.proza.ru/2016/10/10/560
http://www.proza.ru/2016/11/30/1332
http://www.proza.ru/2016/11/29/1848
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
http://www.proza.ru/2016/11/27/1585
http://www.proza.ru/2017/02/16/390