Первоэлементы в медицинских и духовных традициях И

Любовь Звездина
Первоэлементы в медицинских и духовных традициях Индии, Китая, Тибета.
Мироздание, это постоянно изменяющийся поток взаимозависимых множественных проявлений и переплетений предвечного,, изначального, порождающего из тончайшей бесформенности плотную форму материй материального мира, упорядоченную на всех уровнях согласно одним и тем же принципами влияния. Проявляется это в принципах подобия, синхронизма, цикличности и так далее. На основе этого, мы можем заключить, что и в физическом теле человека, и в характере человека, или во взаимоотношениях с кем либо, или во внешних обстоятельствах, этот же механизм проявлен и является программой времени и ситуации. По этому Первоэлементы, их сочетания и способы влияния друг на друга, избыточность, недостаточность и равновесие проявляются на всех уровнях человеческого бытия и его контактах с окружающей действительностью.
Из Бародо Тодол: «О сын, благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. Хотя тебе до вчерашнего дня было показано явление света каждой из пяти семей, они смутили тебя, ибо ты был под влиянием дурных стремлений, поэтому ты остался здесь доныне. Если бы ты познал, что естественное сияние мудрости этих пяти семей является твоим же проявлением, ты растворился бы в радужном свете в сердце одной из пяти семей и стал бы Буддой в Теле Блаженства, но поскольку ты это не познал, ты доныне остался блуждать здесь. Так смотри теперь и не отвлекайся. Сейчас вместе явятся пять семей; четыре потока мудрости, соединившись, придут, чтобы вести тебя; познай их. О сын благородной семьи, воссияют четыре окрашенных света четырех очищенных стихий.»
Познав МУДРОСТЬ, присущую каждой СТИХИИ ты достигнешь Просветления. Не понимания подлинной сути, человек вынужден вечно скитаться в колесе Сансары, перевоплощаться.
Во несколько выдержек из текстов тибетской, китайской и индуистской философии о роли Стихии в Сансарическом мире.
В трактате «Бардо; Тодо;л» или «Освобождение в бардо; [посредством] слушания»подробно описаны этапы Бардо, через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса умирания физического тела и до следующего воплощения. Это не простой перечень состояний свойственных этапам умирания и зарождения в новом теле, а руководство по осознанному переносу сознания из одного тела в другое. В самый изначальный и в последний моменты проявляется подлинная суть создания и завершения жизни, это мистерия Первоэлементов.
В момент зарождения жизни человека, или любого другого объекта Мироздания возникает последовательность порождения Первоэлементов:
Из Пространства появляется ВОЗДУХ., из ВОЗДУХА — ОГОНЬ, ОГОНЬ и ВОЗДУХ ( жар и холод) порождает ВОДУ, плотность ВОДЫ порождает ЗЕМЛЮ. Продолжая смешиваться и влияь друг на друга элементы дают начало всему. В процессе формирования тела человека из первоэлемента ПРОСТРАНСТВА возникают сознания органов чувств: слух, зрение, чувствование вкуса и запаха и осязание. Ум же так же соотносится к органу чувств, он различает хорошее и плохое, субъект и объект.
В Трактате Желтого Императора, древней китайской медицины и организмики, в рассуждении о тайной истине, рассматривается самый сложный для понимания уровень функционирования физического тела. Указывается, что телесной форме наносит великий вред невежество, ибо оно перекрывает каналы, нарушает связи и телу приносится великий вред. Понятие о Инь и Янь, Пяти Стихиях является основополагающим. Во взаимодействии Стихий и циклах спрятана самая главная управляющая жизнью система.
Этот наитончайший уровень мы часто недооцениваем, принимая к сведению, но, не изучая детально. Описание цикличных процессов времени показывают как зарождается элемент, как набирает силу и как в проявленном элементе начинает зарождаться другой элемент. Как один элемент повреждает другой,, как недостаточность элемента усиливает другой элемент.
В Чжуд ши : описывается зарождение следующим образом: «под воздействием кармы и клеша соединяют свои первоэлементы и становятся причиной появления в матке (зародыша) это можно сравнить с тем, как при трении палочек появляется огонь. ….
Их ВОЗДУХА появляются: каналы, дыхание, кожа и осязание.
Из первоэлемента ОГОНЬ: тепло тела, ясный цвет, глаза.
Из первоэлемента ВОДА появляются: кровь, язык, вкус и влага.
Из первоэлемента ЗЕМЛЯ образуются: мясо, кости, нос, обоняние.
Первоэлементы виджняны( сознание, память, ум, знания и так далее) «исключительно тонки и не могут восприниматься органами чувств, они постигаются только при йогическом созерцании». Зачатие представляется как слияние первоэлементов спермы, крови и виджняны в одно целое.
Через растворение друг в друге все более легких и тонких стихий (элементов) описывается процесс прекращения активности органов чувств.
Умирание связано с процессом разрушения связей между стихиями. Дисбалансом.
В Джудши признаки смерти: » Тело холодное, а появляются (признаки) жара; или мучается от холода, а от тепла отказывается; или мучается от жара, а от холода отказывается; Очень скорой (смерти признаки). Пять первоэлементов и пять органов чувств (Отражение тех же пяти элементов) распадаются последовательно. Сила Земли погружается в Воду — (больной) перестает видеть формы; сила Воды погружается в Огонь — высыхают отверстия; сила Огня погружается в Ветер — тепло убывает; сила Ветра уходит в Пространство — дыхание прерывается. На другом уровне, где Стихии проявляют себя в сознании органов восприятия: Когда слабеет орган зрения, формы теряют ясность и в звук погружаются; когда слабеет орган слуха, звук теряет отчетливость и погружается в запах; когда слабеет орган обоняния, запахи перестают различаться и уходят во вкус; когда орган вкуса слабеет, вкус становится неразборчивым и переходит в осязание; когда слабеет орган осязания, перестает ощущать прикосновение.
В причинах разрушающих здоровье упоминаются Невежество, состоящее из страсти, гнева и глупости, являющиеся тремя ядами, плоды которых ветер, желчь и слизь.
Желчь обладает природой Огня и горяча, находясь внизу, она устремляется вверх. Все болезни жара только от нее.
Возмущение слизи угнетает ОГОНЬ и тепло, ибо она обладает природой ВОДЫ и прохладна. Будучи наверху, она падает вниз. все болезни холода только от нее. ВОЗДУХ (Ветер) является общим и для холода и для тепла. На солнце он способствует перегреву, при луне — усиливает охлаждение. Он проникает и вверх -вниз, и внутрь — наружу. Раздувая распри между холодом и теплом. Ветер подлинная причина всех болезней. Элемент ЗЕМЛЯ рассматривается как основа физического тела. Она статична, не пребывает в движении, все процессы происходят в ней. Она форма и сила физического тела, пребывает в Пространстве, в котором находятся все элементы единовременно.
Здоровье организма это баланс. Дисбаланс проявлен в недостаточности, избыточности и в неверном сочетании (когда слишком близкое сочетается со слишком далеким, слишком избыточное с недостаточным). Устранение дисбаланса задача врачующего.
Следовательно, устранение недостаточности и избыточности и верного их сочетания — есть правильные действия во блага существования организма.
Весной излишне легкие и грубые условия приводят к накоплению Ветра (ВОЗДУХА) но тепло (ОГОНЬ) его подавляет. Если лето дождливое, то Воздух проявится в силу преобладания холода. Только осенью тепло усмирит ВОЗДУХ (Ветер).
В летнее время накапливается ОГОНЬ (желчь), но в движение она придет осенью, но стихнет от прохлады в начале зимы. В конце зимы от прохлады и тяжелого копится ВОДА (слизь). Но проявится только под солнечными лучами и тепла. Ее одолеют легкое и грубое летом.
Сезоны соответствуют первоэлементам. Проявленные в сезоны погодные условия формируют естественную цикличность увеличения и ослабления элементов. Образ жизни и питания и склонность к переживанию определенного типа эмоций (клеш) создают искусственный баланс или дисбаланс стихий в организме человека.
(Пример увеличения, накопления элемента ВОЗДУХ в организме за счет: » избыток горького, «легкого», «грубого», половые излишества, голод, недосыпания, чрезмерная работа па пустой желудок, обильное кровотечение, сильные рвота и понос, охлаждение на морозе, плач до утомления, горе в сердце, многословие, питание долгое время не сытной пищей, сдерживание позывов, а также потуги чрезмерные.» )
Локализация избыточных, неправильных элементов в теле человека:
ВОЗДУХ (Ветер) размещается в костях, ОГОНЬ (желчь) — в крови и в поте, ВОДА ( слизь) — во всех остальных силах тела. Так как силы тела,ЗЕМЛЯ, являются для них опорой,то от смятения вредных начал силы тела, ЗЕМЛЯ, становятся тоже опасными.
Места, на которые опирается проникшая болезнь:
Болезнь связанная с дисбалансом элемента ВОЗДУХ — место переваривания, вертлужная впадина, кости, суставы, осязание и уши, место переваривания, толстая кишка.
Болезнь связанная с дисбалансом элемента ОГОНЬ— пупок, желудок, кровь, пот, прозрачный сок, чху-сер, глаза и кожа, а в особенности — граница между переваренной и не переваренной (пищей).
Болезнь связанная с дисбалансом элемента ВОДА — Слизь находится в груди, шее, легких, голове, в прозрачном соке, жире, костном мозге, семени, кале, моче, в носу, языке, а в особенности там, где пища еще не переварена.
Болезни связанные с дисбалансом элемента Земля проявляются в общем упадке физических сил, депрессиях, они угнетают весь физический организм равномерно.
Если питание и образ жизни неблагоприятны или плохо сочетаемы, если не соблюдаются правила, что принять, от чего воздерживаться, то истощаются силы тела, элемент ЗЕМЛЯ.
От загорания и затухания огненной теплоты тела зависит накопление и истощение элемента ОГОНЬ, кал, моча, кожа и глаза желтеют, ярко проявляются голод и жада, тело горит, бессонница и понос. Истощение элемента теплота и цвет слабеют, тело темнеет, мерзнет.
Отличительные черты накопление ВОЗДУХА (Ветра) тело сохнет, темнеет, мерзнет, дрожит, живот вздувается и задерживается кал, появляются многословие, головокружение, сон пропадает и слабеют органы чувств. Истощение ветра — слабость, не хочется разговаривать, тело неспокойно.
При накоплении элемента ВОДЫ (слизи) мало тепла, плохо переваривается пища, тяжесть в теле, бледность, боль в груди, слабость конечностей, обильное слюноотделение, мокрота, сонливость, неровное дыхание и так далее. Истощение — нечеткость памяти, кружится голова, сердцебиение, слабость суставов и связок.
Расстройство каждого элемента имеет несколько градаций по векторам накопления и истощения.
Далее в трактате в главе «Сезонный образ жизни» указывается какое начало в какой период усиливается, ослабляется и куда направляется и какие действия гармонизируют балансы взаимосвязей стихий.
В главе о Вкусах описывается, что лечатся болезни лекарствами, главными составляющими которых являются вкусы.
У вкуса есть опора, порождаемая пятью элементами. Ни один первоэлемент не имеет собственного вкуса, но их пары производят шесть вкусов.
Лекарства ЗЕМЛИ тяжелы, крепки, тупы, мягки и сухи. Они уплотняют, укрепляют, соединяют и лечат болезни ветра (ВОЗДУХА)
Лекарства ВОДЫ жидки, прохладны, тяжелы, тупы, маслянисты, податливы, они увлажняют, смягчают, собирают и изгоняют болезни ОГНЯ (желчи)
Лекарства ОГНЯ горячи, сухи, жестки, легки, маслянисты, подвижны, они порождаю тепло и способствуют созреванию, вырабатывают цвет и подавляют ВОДУ (слизь).
Лекарства ВОЗДУХА (Ветра) легки, подвижны, холодны, жестки, белесы, сухи, они дают твердость, подвижность, проницаемы и подавляют ОГОНЬ и ВОДУ.
Лекарства направленные вверх происходят от ОГНЯ и ВОЗДУХА, направленные вниз от ЗЕМЛИ И ВОДЫ.
Сочетаясь ЗЕМЛЯ и ВОДА обеспечивают сладкий вкус.
ОГОНЬ и ЗЕМЛЯ — кислый.
ВОДА и ОГОНЬ — соленый.
ВОДА и ВОЗДУХ — горький.
ОГОНЬ и ВОЗДУХ — жгучий.
ЗЕМЛЯ и ВОЗДУХ — вяжущий.
Кислое угнетает ВОДУ но усиливает ОГОНЬ.
Соленое угнетает ВОЗДУХ и ВОДУ
Горькое угнетает ОГОНЬ, усиливает ВОДУ и ВОЗДУХ
Жгучее угнетает ВОЗДУХ и ВОДУ.
Вяжущее угнетает ОГОНЬ.
Сочетаясь (перевариваясь под воздействием всех четырех элементов) они трансформируются:
Сладкое и соленое становится сладким.
Кислое остается кислым.
горькое, вяжущее и жгучее становится горьким.
_____________________________________

Дополнение из Трактата Желтого Императора о внутреннем:
«Если хозяин не обладает мудростью, тогда и двенадцать функций находятся в опасности. В результате перекрываются пути, нарушается сообщение, телесной форме наносится великий вред. » Трактат Желтого Императора.
и там же
«Достижение пути осуществляется в мельчайшем-таинственном, и трансформации не могут истощиться. Так кто же способен познать их источник? Воистину, сложное это дело. И даже талантливые люди усердно изучая, разве могут постичь они сущность происходящего? А темные неучи, разве могут понять они, в чем кроется польза такого постижения? Ведь цифры туманного небытия, они рождаются в мельчайших долях бытия, и лишь цифры бытия, мельчайшие цифры, они выражаются количественно, и умножая их в тысячи и десятки тысяч раз, можно дорасти до великого, и потом развивая великое, можно прийти к созданию телесной формы и руководству ей.»
«…. Ибо с древних времен небо понималось именно таким образом, и корень рождения заключается в субстанциях инь и ян. Дыхание-ци девяти областей (земли) и девяти отверстий (человеческого организма) обязательно сообщается с дыханием-ци неба. Таким образом рождается пять Стихий.
Каждый из сезонов управляет соответствующей стихией. Таким образом движения пяти стихий преемствуют друг друга, управляя всем сущим, и заканчивается годичный цикл после последнего дня, после которого все повторяется сначала. Устанавливаются четыре сезона, а по сезонам распределяются дыхания-ци, и движение подобно кругу, не имеющему конца. Точно так же повторяются периоды-хоу. Потому и говорится: если не знаешь, каким образом прибавляется годичный цикл, каковы периоды расцвета и упадка дыхания-ци, в результате чего возникает пустота и наполнение, тогда не сможешь стать мастером.
Пять дыханий-ци сменяют друг друга в течение времени, и для каждого есть время порождения, расцвета и опустошения; они сменяют друг друга, и данный закон действует постоянно. Каким образом можно узнать о взаимной победе стихий друг над другом?
— В первую очередь следует определить, когда начинается сезон дыхания-ци. Обычно отсчет начинается с начала весны ли-чунь. И если определенный сезон еще не наступил, а дыхание-ци соответствует данному сезону-ци, то такая ситуация называется избыточностью тай-го. При избыточности может происходить подавление, угнетение дыхания-ци сезона, которым оно не должно побеждаться. Кроме того происходит притеснение дыхания-ци, которым оно должно побеждаться. Такая ситуация называется разнузданностью дыхания-ци или ци-инь. Если же сезон уже наступил, а дыхание-ци еще не пришло в соответствующую форму, то данная ситуация называется недостижением. В данном случае то, что побеждает, ведет себя абсурдно-хаотично, а то, что порождается, наоборот, заболевает, так как то, что не побеждается, подавляет его. Такая ситуация называется подавлением дыхания-ци. Когда говорится об ожидании прихода дыхания-ци, то имеется в виду, что во время прихода определенного дыхания-ци нужно очень внимательно следить за изменениями характеристик времени, чтобы можно было предсказать эти изменения в зависимости от смены периодов-хоу и периодов цзе-ци. Если не соответствуешь времени или нарушаешь законы данного периода, не различаешь времени расцвета пяти стихий, тогда внутри организма возникают патологические процессы, которые не сможет остановить даже искусный врач.