Первоэлементы в астрологических традициях

Любовь Звездина
ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ В АСТРОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ
Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний.
Понятие ЭЛЕМЕНТОВ- СТИХИЙ, мы можем встретить в любой традиции и выяснять, какая из них первичная, какая вторичная, но это дело не благодарное и не надежное.

К примеру Тибетская астрология возникла из нескольких различных традиций: индийской, китайской, местной религии Бон и буддийской Тантры Калачакры. Истоки китайской и индийской традиции, что и кем было заимствовано из них, уже просто не возможно выяснить достоверно.
Тибетская астрология является синкретической системой и имеет два раздела Карци Белая астрология, рассматривающая влияние Звезд и Чжунци Черная астрология, опирающаяся на понятие ЭЛЕМЕНТЫ, изначально привнесенные в традицию из Китайской астрологии. Позднее ученые Тибета углубили свое понимание ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ и на основе синтеза знаний и опыта возникла новая работоспособная система. Астрология Чжунци интересна тем, что она наиболее проста в расчетах, при этом богата интерпретациями, что позволяет широко применять ее в быту, а так же медицине.

Китайская астрологическая традиция насчитывает около 5.000 лет.
Развитие китайской астрологии тесно связано с расцветом астрономии, произошедшим в эпоху династии Хань. "Вопрос о происхождении учения о пяти стихиях в китайской арифмосемиотике еще не конца изучен в синологии. Традиция приписывает создание учения о пяти стихиях  правителям глубокой древности. Оно также связывается с именем Цзоу Яня (305-240), являвшегося видным деятелем академии Цзися в царстве Ци. Его трактаты не сохранились.
Китайский Зодиак является одной из самых старых систем гороскопа в мире и состоит из двенадцатилетних циклов, где год рождения человека представлен одним из животных, символизирующих один из двенадцати знаков Зодиака, а так же из пяти первоэлементов природы: воды, дерева, огня, земли и металла. Согласно китайской астрологии, судьба человека может быть определена положением планет, положением Солнца и Луны на время человеческого рождения и элемента.

Индийская астрология зарождалась в Месопотамии, там же, где и астрология Вавилона.
Индийская астрология делится на три части. Самхита – это астрология предзнаменований, Ганита представляет собой астрономические основы науки, Хора – составление гороскопов. Стихии учитываются, но не рассматриваются как серьезный показатель, зато их сочетания Доши очень важный показатель физической и психической конституции.

Около 550 годов до Новой Эры греки обосновали понятия ЭЛЕМЕНТЫ и их Качества. ЭЛЕМЕНТЫ считались неизменяемыми и их взаимодействие, конфликт двух групп противоположных качеств; тепла и сухости с холодом и влагой, порождали наш феноменальный мир.

Около 350 до Новой Эры Аристотель привнес новое понимание ЭЛЕМЕНТОВ, доказав, что один элемент может превратиться в другой, пройдя циклический процесс. В качестве примера подобного цикла изменений можно привести чередование времен года. Каждый элемент представляет собой комбинацию двух качеств из четырех противоположностей. Все феномены мира существуют как временное взаимодействие четырех элементов в разных пропорциях. Энергия порождаемая контактом противоположностей является той силой, которая связывает между собой все проявления этого мира.Элементы пребывают состоянии постоянной трансформации друг в друга не случайно или прогрессивно, а циклично, так как активные качества (горячее и холодное) всегда находятся в паре с одним пассивным качеством (влажным или сухим)

Проявление стихии в чистом виде случается крайне редко. Совокупности разных влияний, взаимосвязи, взаимозависимость создают фактуру, геометрию. Неповторимое сочетание энергий, фрактал.
Рассматривая элемент, стихию, мы должны учитывать, что планета наиболее ярко соответствующая его принципу (Марс, Солнце, Юпитер — ОГОНЬ, Луна, Нептун, Плутон — ВОДА, Меркурий, Уран, Венера — ВОЗДУХ, Меркурий, Венера, Сатурн — ЗЕМЛЯ.) может пребывать в натальной карте в любой из 4 стихий, что непременно скажется на ее качествах.
Аналогично мы можем соотнести 1, 5 и 9 дома с природой элемента ОГОНЬ,
2, 6 и 10 — ЗЕМЛИ
3,7 и 11 — ВОЗДУХА
4, 8 и 12 — ВОДЫ,
И это всего лишь часть переплетения влияния Элементов.
Далее мы можем рассмотреть кресты.
Кардинальные дома будут обладать природой ОГНЯ
Фиксированные природой ЗЕМЛЯ
Мутабельные природой ВОЗДУХА
И возникает вопрос, где же элемент Воды?
Любое целое может быть поделено на части.
Каждая отдельная часть будет обладать своими собственными характеристиками, особенностями.
( Предположим мы разделили яблоко на части. У каждой части свой вес, свой цвет и так далее. Если углубиться в поиск различий, то окажется, что материя не однородная и не равномерна, каждый кусок яблока не может быть абсолютно одинаков с каким либо другим кусочком. Хотя бы потому, что у яблока есть середина и внешняя граница, верх и низ. Микроэлементы и витамины распределены согласно сокодвижению внутри яблока. Мы можем отследить как это работает и на яблоке и на арбузе, на дыне, огурце, кабачке — на любом овоще)) Если взять два одинаковых плода и отрезать у одного из них часть ближе к плодоножке, а у другого противоположный конец, то храниться они будут по разному. Тот срез который ближе к плодоножке будет более сухим. Потому, что влага поступает через плодоножку, новое не поступает, а обратное сокодвижение настолько слабо, что мокрым срез не станет.
В той части, которая была срезана с противоположной стороне, спустя время выступит большое количество сока, так как сокодвижение продолжается внутри срезанного плода, согласно предполагаемым линиям роста. Очевидно, что часть плода ближе к плодоножке и противоположная часть плода обладают различиями.)
При желании вы можете самостоятельно отследить насколько отличаются части одного целого друг от друга, делить же на части можно бесконечно.
Интересно рассмотреть, как делилась материя в Китайской традиции.
Изначально рассматривалось Восемь Гуа Вэнь Вана.
Гуа можно перевести как ба — гуа, триграмму. Удивительная, непостижимая глубина прослеживается в пришедшей из прошлого мудрости.
На основе Гуа, на тех энергиях, которые они символизируют, были сформированы такие стили боевых икуств как Багуачжан, Тайцзицюань, Бацзицюань, Люхэбафацюань.
Восемь Гуа:
Цянь — Северо — Запад НЕБО
Кунь — Юго — Запад ПОЧВА
Чжэнь — Восток ДЕРЕВО
Кань — Север ВОДА
Гэнь Северо — Восток ВЕТЕР
Ли — Юг ОГОНЬ
Дуй — Запад МЕТАЛЛ
Помимо деления на Триграммы в древней китайской натурофилософии существовало деление на 2. Инь и Янь.

Ян и Инь определяют взаимодействие крайних противоположностей: женского и мужского начал, света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного, светлого и тёмного, твёрдого и мягкого и т. д. Инь и Ян различные аспекты единой действительности.
К Ян относятся элементы ОГНЯ и ВОЗДУХА, к Инь ЗЕМЛИ и ВОДЫ.
Учение Инь-Ян является основой китайской медицины.
В Индуизме Инь и Ян рассматриваются как Пуруша и Пракрити.
В Каббале Ор и КЛи
В младшем аркане рун Альгиз и Ир
В психологии Юнга Анима и Анимус.
Помимо деления на Ян и Инь существовало деление на 4. Четыре свойства взаимодействия сил, так называемые Диаграммы.
Четыре символа изображаются появлением двух точек противоположного цвета внутри двух запятых («рыбок»).

Старая Инь, Молодой Ян, Молодая Инь, Старый Ян.
Можно символически соотнести это деление со стихиями.
Старая Инь это ЗЕМЛЯ.
Молодой Ян это ВОЗДУХ
Молодая Инь — ВОДА
Старый Ян — ОГОНЬ,

Взаимодействие Инь и Ян согласно У-син порождают пять стихий(первоэлементов)
из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).
В античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии помимо широко известных стихий есть и тончайшая пятая стихия ЭФИР.
При делении на 4 стихии, мы должны учитывать, что за ними, за их чистым проявлением вторичным проявлением на самом тонком плане присутсвует пятый элемент ЭФИР, ПРОСТРАНСТВО.

Китайская философия продолжает анализировать мироздание проводя следующее деление на триграммы, которые согласуются между собой в гексаграммы. Знаменитая книга перемен, настольная книга современного Китая существует так же более 5.000 лет. Столь большой срок ее популярности является самым большим доказательством ее эффективности, актуальности и реального проявления в материальном мире энергий, стихий, ветров — тонких, не видимых в обычной жизни человечеству, но тем не менее, являющихся отражением в математике, в геометрии, в знании, в прикладном инструменте для тех, кто пытается согласовывать свои действия с настоящим мгновением времени. Все окружающее пребывает в постоянной изменчивости, трансформации и все зависит от всего. Части от целого и целое от частей.
8 Гуа взаимодействуя между собой порождают 64 гуаю Гексаграммы. Это деление завершает китайский космогенез, выраженные через комбинации из шести черт (яо), каждая из которых может быть Ян или Инь. Каждая гексаграмма геометрична. Ее следует рассматривать как сочетание двух триграмм, либо как сочетание трех пар черт, отражающий универсальный круговорот мироздания.

Делиться наш материальный мир может как угодно, каждое деление будет подчеркивать особые грани реальности, и каждая из систем будет в своей глубине отражать и повторять изначальный принцип.

По этому, деление на 5 стихий и на 4 хотя и сильно различны, но являются рабочими системами. Так же и деление на 3 креста можно соотнести частично с проявлением 3 стихий. Но на более глубоком уровне мы увидим, что КАРДИНАЛЬНЫЙ крест содержит в себе элемент ОГНЯ и вторичный элемент ВОДЫ,
Фиксированный крест содержит элемент ЗЕМЛИ и вторичный элемент ВОДЫ
Мутабельный крест проявляется подобно элементу ВОЗДУХ и вторично, как элемент ВОДЫ, То есть — все СОСТАВНОЕ. Нет ничего не зависимого и однородного. Только изначальное, не проявленное в материальном мире проявление СТИХИЙ, изначальный абсолют.

В заключении хочется привести выдержку из текста "Учение о пяти стихиях" школы Вин Чун "Улыбка Дракона":
"На 8-м году правления чжоуского Ю-вана (782—771 гг. до н. э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнского правителя Хуань-гуна, говорил: «А ведь гармония фактически рождает все вещи, в то время как единообразие не приносит потомства. Уравнение одного с помощью другого называется гармонией, благодаря гармонии все бурно развивается и рождаются предметы. Если же к вещам одного рода добавлять вещи того же рода, когда вещь используется до конца, ее приходится выбрасывать. Именно поэтому покойные ваны смешивали землю с металлом, деревом, водой и огнем, создавая благодаря этому все вещи» (Го юй, гл.16). Это весьма показательная, к тому же с ясно выраженным смыслом цитата. В ней указывается, что гармония и единообразие не одно и то же, их необходимо различать. Гармония рождает новые предметы, в то время как единообразие — нет."
http://www.winchun.ru/pyat_stihij_pervrelementov_.html
Дополнительные материалы по теме:
http://www.astrologic.ru/library/history1.htm
http://unienc.ru/w/ru/728877-tibetskaya-astrologiya.html
http://www.муж.рф/…/tibetan_horos…/forumtheme-2/
http://yogini.net.ru/SaChe-elements.shtml
http://ligis.ru/librari/3427.htm)
http://www.erfolg.ru/stars/china_01.htm
http://astroved1.narod.ru/sch1/INR.htm
http://smallbay.ru/lustrio.html
http://smallbay.ru/lustrio2.html
http://smallbay.ru/lustrio3.html
http://smallbay.ru/lustrio4.html
http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=966
http://www.03www.su/goroskop2/261105-06.htm
http://teurgia.org/index.php…
https://ru.wikipedia.org/…/…
http://geocult.ru/feng-shui/chto-takoe-in-yan-v-fen-shuy
http://www.winchun.ru/pyat_stihij_pervrelementov_.html

in-yan2-pagespeed-ce-jd7xdbir2t