О границе покорности властям...

Филин Дмитрий
О покорности властям...или отчего не следует толковать Писание самому.



В одном из диалогов, по видимому с протестантом, получил от последнего заявление, что дескать мы, православные, должны всегда и во всем подчиняться любой власти без ограничений:

"Ещё раз цитирую апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению». Рим. Гл. 13;
Это было сказано в то время, когда власть в Иерусалиме принадлежала Римлянам, которые преследовали христиан. Это библейская аксиома, которой должен следовать каждый христианин, а не ставить себя выше апостолов, противопоставляя себя Богу или переиначивая Библию на свой лад."

Слова прозвучали в ответ на мое разъяснение:

" православный должен подчиняться властям, но лишь до того, как власти не заставят его нарушить Заповеди. То есть, послушание, но есть предел послушанию.
"

В чем же ущербность логики подобных "толкователей"?
Да ровно в том, что они не пытаются осмыслить Писание в целом, а выдергивают отдельные цитаты из него и тем самым, не в силах оказываются восприять текст неискаженным. Потому-то и требуется обращаться к толкованиям святых отцов, которые были исполнены Духа Святаго и оттого видели смысл незамутненно.

Но в указанном примере логика протестантская не проходит проверку даже и при простом исследовании...

Сказано Господом:

" отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22: 21).

Кесарь - это власть. Власть может потребовать того, что принадлежит Богу. И в этом случае мы уже не можем повиноваться этой власти или в противном случае, мы будет противниками Богу, т.к. от нас Он требует обратного - отдавать Ему то, что Его.

А что у нас Божье? а Божьи у нас Его заповеди к нам. И это то, чего мы не можем отдать кесарю, потому как уподобимся тем, кто слушает Его слово и не исполняет. А надобно напротив, ибо иначе привяжемся мы более в власти, нежели к Богу.

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10: 37).

Вот и ограничение нашего повиновения властям - до тех пор, покуда, оказывая повиновение, мы не нарушим заповедь Его (возлюбим власть более, чем Господа).

Тому мы находим пример в подтверждение и в Деяниях апостолов:

"Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
......
Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.

Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян. 4 1:20).

Таким образом и апостолы подтверждают, что послушание наше власти имеет ограничение.

Но можно было, конечно, просто обратиться к толкованиям у убедиться, что апостол Павел рассуждает не вообще о любом начальнике, а о власти вообще, как о понятии.

"Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

"Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. " (блаж. Феофилакт Болгарский, Римлянам, толкование).

И правда, если бы речь шла вообще о всяком начальнике, то по логике подобных господ повинен пред Богом был бы всякий, кто не примет на себя печать антихристову...
Вот такая беда. А ведь как просто - не толкуй Писание сам, доверься святым отцам и Церкви и будешь иметь направление к спасению неложное...

Помоги нам всем Господь!

(http://filin-dimitry.livejournal.com/779363.html)