IV. 17. Монтескьё

Евгений Говсиевич
IV.17. Монтескьё

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Монтескьё (Франция, 1689-1755 гг.) – просветитель.

Монтескьё и Вольтер являются первыми представителями Французского Просвещения.

Основные философские труды: «Персидские письма» и «Размышления о причинах величия и падения Римской империи».

Основная идея «Персидских писем» заключается в том, что народ («троглодиты») может счастливо жить, если руководствуется принципом: «выгода отдельных лиц всегда заключается в выгоде общественной». Но как только троглодиты забыли об этом и избрали себе царя, всё изменилось: честолюбие, страсть к приобретению богатства, пороки обуяли их, и славный народ погиб в злобе и взаимной вражде. В этом романе Монтескьё рассматривает два типа государства: восточную деспотию (Персию) и европейскую монархию (Францию). Он критикует оба эти типа государства, сравнивая их с республикой. В монархии господствующим стимулом, сдерживающим или побуждающим людей к действию, становится честь, тогда как в деспотии таким стимулом является страх. Несмотря на то, что монархия имеет ряд преимуществ перед деспотией (больше свобод, положение женщин и др.), Монтескьё считает, что, в конечном итоге, монархия всегда вырождается в деспотизм, а деспотизм нивелирует людей и подавляет индивидуальность. Эта мысль высказана впервые в романе Монтескьё.

Монтескьё саркастически относится к католической церкви. «Функции епископов сводятся к разрешению верующим нарушать законы за соответствующие денежные взносы. Такова же функция и Папы римского». Религию Монтескьё рассматривает с позиции материализма, считая, что боги не что иное, как порождение фантазии самого человека. Более смелого отрицания религии в то время во Франции не было.

Поэтому духовенство ополчилось на его книгу, заявив, что «Персидские письма» – кощунственная книга». Церковники увидели в книге величайшую опасность для существующих устоев. Когда кандидатура Монтескьё была выдвинута во Французскую академию, его книга послужила серьёзным препятствием для избрания его академиком и была запрещена церковью.

Как идеолог буржуазии Монтескьё защищает принцип частной собственности, заявляя, что там, где неприкосновенность частной собственности не обеспечена законом, там не может быть общественного благосостояния и прогресса.

Монтескьё считал, что характер внутренних законов различных государств тесно связан с ментальностью людей, проживающих в данном государстве. А дух нации определяется Географической средой: климатом, географическими условиями, качеством почвы, религией, нравами и т. д. Поэтому законы одного народа не пригодны для другого. В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие, поэтому там они изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах вследствие холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит, мужеством, отвагой, в них меньше подозрительности, политиканства.

Соответственно в жарких странах царит дух рабства, и для них наиболее подходящими являются Деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящей является Монархическая или Республиканская форма правления. Он также считал, что «бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закалёнными в труде, мужественными, способными к войне,              т. к. они сами должны добывать себе то, в чём им отказывает почва». Вольтер был не согласен с такой позицией, считая, «что все искусства идут из тёплых стран». Дидро и

Гельвеций также критически отнеслись к взглядам Монтескьё.

Указанные идеи Монтескьё изложил в своём главном труде «Дух законов», над которым он работал более 20 лет.               

«Географический детерминизм и материализм» Монтескьё повлиял на развитие концепции Геополитики XX в.

«Жестокость законов препятствует их соблюдению».

«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».

«Несправедливость, допущенная по отношению к одному, – угроза для всех».

Фото из интернета