IV. 9. Гоббс

Евгений Говсиевич
IV.9. Гоббс

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Гоббс (Англия, 1588-1679 гг.) – философ, мыслитель-номиналист.

Для Гоббса всё «общее» есть только условный «знак», «метка».
Основанием религии считал страх перед будущим, порождённый Невежеством.

Создал значительный труд «Левиафан», который относится к Великим книгам, посвящённый проблемам общественных отношений. Утверждал, что в обществе царят отношения «человек человеку – волк». Каждый стремится к удовлетворению своих интересов. Неизбежно возникает борьба «всех против всех». Единственный выход – переход к государственному строю: государство поглощает отдельных людей и возвышается над ними.

Спиноза тоже считал, что неизменную эгоистическую человеческую природу обуздать может только Государство. Но в отличие от Гоббса, он не признавал монархию, а был сторонником демократии.

В понимании предмета философии Гоббс близок к Бэкону, но тем не менее их взгляды существенно отличаются. Согласно Бэкону, предмет философии составляют Бог, Природа и Человек. В соответствии с этим она подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. У Гоббса же философия есть учение о теле. Всё, что не есть тело или свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Гоббс делает категорический вывод: «Философия исключает теологию».               

Говоря о пользе философии, Гоббс ссылается на физику и геометрию, отмечая огромное практическое значение техники. В развитии научных и философских знаний, в их практическом применении Гоббс видит причину и источник тех благ, которыми пользуются цивилизованные народы. Пользу же философии  морали и философии государства, по мнению Гоббса, можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который приносит их незнание.

Именно этим и объясняются, согласно Гоббсу, все бедствия, которые выпадают на долю людей в обществе. Учение Гоббса о человеке включает чрезвычайно важное положение о том, что «люди равны от природы».

К заслугам Гоббса следует отнести выдвижение им идей, положивших начало ассоциативной психологии. 
    
«Война всех против всех».
    
«Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие;   в-третьих, жажду славы».
    
«Богатство может оказаться мнимым благом, если оно вызывает у других людей лишь ненависть и зависть к богачу».
    
«Наука – это пища духа, имеющая такое же значение, как и предметы питания для тела. Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знанием».
    
«По объему способностей люди делятся на тех, кто склонен к фантазии (благоприятствует поэтическому творчеству) или же к рассудку (способствует занятиям философией и наукой)».
    
«Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям. Они действуют ради любви к себе, а не к другим. Таким образом, главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм».
    
«Человек является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи».
    
«Если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами».
    
«Как кровь, концентрируясь при плеврите в грудной оболочке, производит воспаление, подобно этому концентрация средств в руках частных лиц вызывает лихорадку в государственном организме».
    
«Чтобы люди жили в мире необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой».

Фото из интернета