БОСХ. Святой Антоний

Алина Алексеева-Маркезин
   
   Иероним БОСХ.Святой Антоний.1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.

         В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Антония». В Лувре хранится несколько подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям.

         Эта картина менее известна.Здесь Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.

         О СВЯТОМ АНТОНИИ.
           Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет).

                Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

         О КАРТИНЕ.

         На этой небольшой картине святой предается молитвенному созерцанию в странной хижине-шалаше на фоне освещенного солнцем пасторального ландшафта. Отшельничество Антония контрастирует с картиной всеобщего благоденствия. Святого окружают разнообразные дьяволы и чудовища, похожие на механизмы, но взгляд Антония устремлен вдаль..

   Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака.

         Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают? Если верить Рюйсбруку, то нет: они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть». Как и в досках, изображающих Св. Иеронима, чертовщина, окружающая Св. Антония, не кажется страшной: черти сведены к игрушечным размерам и никто не только не нападает на отшельника, но и не обращает на него внимания, за исключением гримасничающего в воде монстра.

      Изображения дьяволов и непривычный пейзаж заставили усомниться в том, что работа принадлежит кисти Босха. Сомнения эти не лишены оснований, однако образы и манера письма Босха настолько оригинальны и неповторимы, что трудно представить другого автора этой картины. Позднее Питер Брейгель Старший использовал некоторые сюжеты и символы Босха, но живописная техника у этих художников столь разная, что их трудно перепутать.

         В этой картине  Босха изображен внутренний конфликт человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?