7. Биография художника из каталога

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: 2-я и 3-я страницы Каталога. На 2-й странице «Персональные выставки Фалька в Советском Союзе и за рубежом. На 3-й – биография художника.


На третьей странице каталога приведена биография Роберта Фалька.

Роберт Фальк родился в Москве 27 октября 1886 года. Окончив реальное училище в 1903 году, он занимается в частной студии И.И. Машкова.


В 1905 году Фальк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занимаясь у в. Серова и К. Коровина.

С 1906 года Фальк экспонирует работы на выставках «Молодых художников», «Московского товарищества» и т.д.

В 1910 году он принимает участие в создании объединения художников «Бубновый валет», с 1910 по 1922 год активно выставляется с «Бубновым валетом» и «Миром искусства».

С 1918 года Р.Р. Фальк – профессор живописи ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Он принимает деятельное участие в выставках советских художников в Голландии, Германии, Швеции, Японии, Италии и в экспозициях «Обществ Московских художников». С 1926 по 1928 год Фальк – декан живописного факультета ВХУТЕИНа и организатор выставок Ассоциации художников революционной России.

В 1928 году Р.Р. Фальк посещает Париж, а в 1930 году участвует в выставке «Советские живописцы» в Берлине, на вернисажах «Салона Независимых», «Осеннего салона» в Париже.

В 1938 году он возвращается в СССР и совершает поездки в Крым, Среднюю Азию, Башкирию.

Во время Отечественной войны занимается педагогической деятельностью в Самарканде.

В 1944 году, после возвращения в Москву, Фальк снова много выставляется, ездит по стране, активно работает в театре и кино.

Умер Роберт Рафаилович в Москве 1 октября 1958 года.

Нет смысла критиковать или комментировать написанное. Здесь многое пропущено или недосказано по вполне понятным причинам.

Есть и неточности в датах. О дате возвращения в СССР в 1937 году я уже написал.

Теперь о двух других:

Фальк не посещал Париж, а жил там с 1928 по 1937 год и вернулся Фальк в Москву не в 1944, а в 1943.

Кое-что нарочито приукрашено. Например, «снова много выставляется». На самом деле Фальк был предан забвению.

Использованное Макаренко слово «снова», рассчитано на то, что, если какой-либо запретитель знает, что Фалька выставлять нельзя, говорит о том, что сегодня Фальк уже не является запрещённым к показу художником.

Раз «снова много выставляется», – значит, позволили. Рассчитано на то, что там, наверху не проверят и пропустят…

О многом нельзя было писать.

Приехав в СССР в 1937 году (а не в 1938), он ждал ареста со дня на день, и полагают, что он не был арестован лишь благодаря знаменитому летчику Юмашеву, который увёз Фалька из Москвы в Среднюю Азию и Крым. Об арестах и репрессиях в те годы писать не рекомендовалось.

Не упомянута плодотворная работа Фалька с еврейскими театрами. О евреях и тем более о еврейской культуре в те годы в прессе не писали.

В жизни Фалька большую роль играли женщины – его музы. О них в биографии из каталога вообще ничего не сказано. Его четыре официальных жены в те годы приветствоваться не могли.

Ничего не сказано о том, что Фальк – яркий представитель раннего русского авангарда и советского неофициального искусства. Что во время проработочных компаний второй половины 40-х годов он подвергался критике как «формалист»,

а после 1939 года практически не выставлялся. Об этом умалчивалось тогда, да и сейчас об этом пишут редко и вскользь.

Небольшая выставка Фалька состоялась в 1958 году — увы, она оказалась последней прижизненной, когда Фальк был уже тяжело болен. А потом Фалька уже не выставляли. В 1962 году на знаменитой выставке в Манеже были показаны две работы Фалька: «Обнажённая» и «Картошка». Но сделано это было только для того, чтобы обратить внимание Хрущёва и направить его гнев на «формалистов и абстракционистов».

Пожалуй, выставка «Манеж-1962» была первой, открывшей «другое» искусство. Потом прошла выставка в Ереване (1965). А первая большая посмертная выставка Фалька, состоявшаяся в 1966 году, стала сенсацией. Наша выставка была следующей…

Вот эти три выставки (1958, 1962 и 1966) позволили М.Я. Макаренко утверждать, что Фальк «снова много выставляется».

А то, что выставка 1958 прошла практически незамеченной, а на выставке МОСХа 1962 года картины Фалька подверглись Хрущёвым разгрому Михаил Янович умолчал.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/17/306