Почему Сёрл не читает Аристотеля?

Михаил Белянин
Почему американский философ Джон Сёрл манкирует историей философии? У него есть собственный ответ. Попробуем дать альтернативный.

Для этого восстановим основные события его ранней биографии.

Джон Роджерс Сёрл родился в 1932 году в Денвере, столице штата Колорадо. Его мать работала врачом, отец – инженером. Однако экспериментальная нью-йоркская школа Horace Mann Lincoln при Колумбийском университете, в которой будущий философ учился с тринадцати лет, переориентировала его на социальные науки. Там же он получил первые навыки ведения интеллектуальных споров. Первой серьезной книгой, прочитанной им в подростковом возрасте, стала «История западной философии» Б. Рассела. (В одном из поздних интервью в числе самых важных книг, когда-либо им прочитанных, Сёрл назовёт также «Дорогу к рабству» Фридриха фон Хайека и «Улисса» Джеймса Джойса).

После окончания школы в 1949 году Сёрл отправился на север США, поступив в Университет Висконсина, где проучился три года. Там его лучшим, по оценке Сёрла, преподавателем был Юлиус Вейнберг, писавший историко-философские работы о Юме, Декарте, Венском кружке, а также о средневековых номиналистах (в основном об Оккаме и Николае из Отрекура). В это время Сёрл интересовался литературой, читал модернистских авторов – Дж. Джойса, Т. Манна, М. Пруста. Он пережил кратковременное увлечение фабианской разновидностью социализма, но планов стать философом у него тогда не было.

Когда Сёрл учился на первых двух курсах в Висконсине, университет ввёл образовательную новацию – т.н. «интегральные либеральные исследования», совмещающие три блока - естественные, социальные и гуманитарные науки. По словам Сёрла, эта программа очень на него повлияла – потому, вероятно, что составители программы не стали чётко разделять естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Возможно, спустя годы это проявилось в отказе Сёрла выделять физическое и ментальное в отдельные онтологические категории. Отказ проводить четкую грань между наукой и философией также, вероятно, идёт из тех лет. Свойственный многим чистым гуманитариям скепсис в отношении естественных наук был исключен для него с самого начала. Получив раннюю прививку от скептицизма, направленного против науки, он впоследствии привнёс в свою философию убежденность в бессмысленности такого рода скептицизма.

Но, разумеется, своей alma mater Сёрла всё же стал Оксфорд, куда он отправился продолжать образование после Висконсина. По его словам, в Оксфордском университете его встретили так, словно он начинает свое образование с чистого листа – прежняя учеба в счет не шла. В Британии он провел в общей сложности семь лет, включая год на подготовку докторской диссертации и три года в качестве сотрудника факультета. Среди оксфордских учителей Сёрла были знаменитости: философ обыденного языка Джон Остин, создатель аналитической дескриптивной метафизики Питер Стросон, а также Гилберт Райл и Джим Урмсон. Преподавал в те годы в Оксфорде и Пол Грайс, разрабатывавший проблему значения.

Вернувшись в США в 1959 году, Сёрл некоторое время сотрудничал со знаменитым лингвистом Ноамом Хомским (с ним его познакомил Остин), вскоре после чего получил работу на философском факультете Университета Беркли (штат Калифорния). В 1967 году он стал профессором в Беркли и работает им до сегодняшнего дня, совмещая эту деятельность с чтением лекций в ведущих университетах по всему миру.

Сёрл не раз заявлял, что главная профессиональная обязанность философа - способность изобретать аргументы, а не умение опираться на традиционные решения. Он не знает латыни, и не смущается этого. Он без всякого стеснения признался, что «не очень много читал Платона и Аристотеля», и даже о Витгенштейне, до того, как попал в Оксфорд после Висконсинского университета, имел весьма туманное представление [Feigenbaum, 19]. А уже будучи очень известным философом, автором собственной концепции сознания и прославленного аргумента «Китайская комната», Сёрл сообщил, что впервые ознакомился с работами Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, назвав их «скучными», «плохо написанными» и «путанными» [Searle 2008, 111-112]. Сёрл почти всегда берется за решение философских проблемы, так сказать, с нуля, не тратя времени на исторические исследования и не испытывая страха перед великими предшественниками.

В «Интенциональности» (1983), своей, возможно, важнейшей книге, Сёрл признает только два влияния на себя – со стороны Фреге и Витгенштейна; даже Остина он не упоминает. Однако преувеличивать незнание Сёрлом истории философии не нужно. Нужно отличать бравады от реальности. Вообще странно подозревать в невежестве одного из блестящих выпускников старого Оксфорда. По крайней мере британских классических авторов Сёрл читал совершенно точно: в списке для дополнительного чтения книги «Сознание, язык и общество» есть Беркли и Юм, из небританских – Декарт, Макс Вебер и Джордж Герберт Мид. Важно и то, что книги, до которых у самого Сёрла всё-таки дошли руки, он прочитал чрезвычайно внимательно. Об этом можно с уверенностью судить по его сборнику книжных рецензий «Мистерия сознания».

В Москву Сёрл приезжал с лекциями дважды: в первый раз ещё в советское время, второй – в 2011 году. И именно в России, где традиционно кафедры истории философии считаются самыми престижными, сёрловские саморазоблачения вызывали, возможно, максимальное раздражение.

Однако объяснить показное безразличие Сёрла к истории философии совсем не сложно. Причина этого безразличия отнюдь не в лакунах в его образовании. Скорее, наоборот. Вспомним, что ни один из оксфордских менторов Сёрла не преподавал ему историю философии. Они преподавали ему философию, а не историю философии. Вероятно, неприятие Сёрлом историко-философских штудий объясняется в том числе и тем, что, попав после Висконсина в престижный Оксфорд, он автоматически стал воспринимать основные занятия своего бывшего висконсинского преподавателя Ю. Вейнберга как что-то вторичное. Если Вейнберг изучал историю схоластики, то Сёрл, став студентом Оксфорда, сам стал писать эссе на темы, которые могли бы заинтересовать средневековых номиналистов.

Литература:
1. Searle J. R. Philosophy in a New Century: Selected Essays by John R. Searle. Cambridge University Press, 2008.
2. Searle J. R. The Mystery of Consciousness. L., 1997.
3. Faigenbaum G. Conversations with John Searle. 2001.
4. Conversations with John Searle, by Harry Kreisler, 1999 
5. Interview With John Searle By Julian Moore.