Атеист. Если жизнь одна

Ульянов Виталий
Здесь я кратко изложу свои взгляды на жизнь и смерть, бессмертие и загробную жизнь, память и взаимозаменяемость людей.


— Если жизнь одна… —

Есть ли жизнь после смерти? На этот вопрос мы до сих пор не знаем ответа. Предлагаются различные варианты посмертного существования, однако ни один из них пока не доказан и не опровергнут. Поэтому, пока нет объективных данных, лучше на всякий случай относиться к земной жизни как к единственной. Что же из этого следует?
Во-первых, самым ценным ресурсом становится время, которое нельзя восполнить или сберечь, а можно лишь разумно потратить. Будучи ограниченными во времени и не зная, когда придёт конец, мы вынуждены расставлять приоритеты и решать, что достойно нашего времени, а что нет. И в этом мы равны.
Во-вторых, ценен и сам человек. В идеале каждый, хоть на практике иногда приходится пренебречь человеческой жизнью. Тем не менее в нормальных условиях окружающие люди, особенно близкие, имеют большое значение, так как человек сам по себе социален. А раз потерянного человека, как и потерянное время, не вернуть, нужно по-настоящему искреннее и полезное общение, чтобы быть готовым потерять кого-то навсегда и уйти самому.


— Бессмертие —

Как ни странно, даже вопрос бессмертия можно и нужно рассматривать с разных сторон, несмотря на то что многие готовы быстро согласиться жить вечно.
Мы не выбираем, рождаться или нет, ибо сама возможность выбора появляется у нас после рождения. И если мы выбираем бессмертие без дополнительных условий и возможностей, то получается, что смертный обязательно когда-нибудь умрёт, а бессмертный обязательно не умрёт никогда. Иными словами, это два варианта несвободы, где первый покажется даже приятнее. Бессмертие с возможностью умереть по желанию можно назвать более предпочтительным, так как рано или поздно условия на Земле станут невыносимыми для жизни, например по причине космических катастроф.
Ещё один важный нюанс — кто будет бессмертен? Возможно, неплохо, если многие или все сразу. Но бессмертие единиц больше похоже на проклятье, нежели на благо. Мало кому захочется жить вечно с пониманием, что люди вокруг продолжат умирать. Есть вероятность, что из-за бесконечных потерь бессмертный человек станет воспринимать общение как рутинное занятие, а людей — как вещи, постоянно сменяющие друг друга с течением времени. По крайней мере, неравенство между смертным большинством и бессмертным меньшинством вполне может пагубно сказаться на общении. Поэтому вопрос бессмертия требует не меньше ответственности и вдумчивости, чем вопрос смерти.


— Загробная жизнь —

Существуют различные идеи загробной жизни, но практически все вызывают вопросы и подходят далеко не всем. Отмечу, что религиозным людям зачастую свойственно всё наделять особым, высшим смыслом. Однако вопрос «во имя чего?» можно распространить на бессчётное количество тем, включая жизнь после смерти.
Например, загробная жизнь может быть представлена как продолжение земной, причём нередко в неё переходят такие особенности нашего существования, как род занятий и имущество. Но есть ли смысл в подобном потустороннем мире, если он практически не отличается от здешнего мира, и в чём он состоит?
Также спорны идеи ада и рая. Ад очень часто изображают местом вечных страданий, местом, где уже невозможно стать лучше и спастись. Ад — не только бессмыслица, но и зло, потому как вечные мучения суть не что иное, как наказание ради наказания, то есть жестокость. Да и вечное блаженство в раю тоже имеет существенные недостатки. Так, некоторые утверждают, что праведные в раю бесконечно совершенствуются и постигают истину. Однако мудрость, которой нельзя поделиться и которую нельзя применить, есть не благо, а бремя. Увы, получается, что райская радость за себя вытесняет столь ценимое на земле сочувствие, побуждающее мудреца просвещать и помогать. Ни ад, ни рай, таким образом, не оставляют человеку того, что делает его человеком, уничтожая полноценное общение, возможность совершенствоваться и возможность побеждать трудности и использовать знания для общего блага.


— Память и взаимозаменяемость —

Моё утверждение может на первый взгляд показаться странным, но я действительно считаю, что люди одновременно и неповторимы, и взаимозаменяемы. Неповторимость, по крайней мере относительная, проявляется в изумительном сочетании биологических и социальных черт. Мы различны как представители биологического вида Homo sapiens и как личности, на нас влияет множество факторов: генетика, воспитание, общество, физическое и умственное развитие, местность и многое другое. Неудивительно, что, потеряв человека, мы теряем всё это сочетание, которое не в силах повторить. Но при этом люди взаимозаменяемы. И это, как ни странно, хорошо. Мы не вечно носим траур, печаль постепенно угасает, и всё то, что мы готовы были дать ушедшему из жизни человеку, мы склонны отдавать другим, рано или поздно осознавая, что другие тоже достойны внимания. Нужно радоваться этому нашему свойству, ибо «завещать» все чувства покойному — это не память, а скупость. В отличие от сухого обряда воспоминания, память существует, пока мы черпаем из факта чьей-либо смерти нематериальную пользу. Неискренне вспоминать человека по принуждению, от кого бы оно ни исходило; жестоко и несправедливо вспоминать человека, чтобы сберечь в себе накопившееся богатство мыслей и чувств, словно богач, трясущийся над каждой монетой. Мёртвым от нас уже ничего не нужно, а от них мы не получим ничего, кроме уроков жизни. И только такие, обогащающие наш разум воспоминания я могу называть памятью. Так будем помнить исключительно ради общего блага. Живые могут дарить себя лишь живым, и лишь в живых нуждаются живые.