Первоэлементы в труде Освобождение в бардо

Любовь Звездина
https://vk.com/bardo_todol
Выдержки из материалов представленных в группе:

Поскольку человек не является ни землей,
Ни водой, ни огнем, ни ветром, ни небесным пространством,
Ни сознанием, ни всем этим, вместе взятым,
То кто же он такой, отличающийся от этого?
81
Поскольку с точки зрения подлинной истины
Человек не является соединением шестерки первостихий*,
Постольку каждая из этих стихий порознь
Тоже не есть подлинная реальность**.
82
Группы (скандхи) дхармо-частиц не есть атман,
И они не пребывают в нем. Но и он не в них, и его нет без них.
Атман не соединяется с этими группами,
Как огонь с топливом. Что же такое атман?
83
Три основных качества земли*** не суть земля,
Они не в ней, она не в них и не без них.
То же самое относится к каждому из них по отдельности.
Будет заблуждением рассматривать основные качества подобно атману.
84
Земля, огонь, вода, ветер – каждая из этих первостихий
Сама по себе не обладает самосущим.
Когда отсутствуют любые три из них, тогда нет и никакой одной.
Но если же нет всего одной, то нет и трех остальных.
85
Если нет трех первостихий, то нет и одной.
Если же нет одной, то нет и трех.
Каждая по отдельности самостоятельно не существует.
Каким же образом произойдет их соединение?
86
Но если бы каждая из первостихий могла существовать сама по себе,
То почему же нет огня без топлива,
А ветра, воды и земли –
Без движения, сцепления и сопротивляемости?****
87
Да, этот случай с огнем и топливом очевиден,
Но почему же три другие первостихии не могут быть самостоятельны?
Для этой троицы неразумно предполагать такое,
Ибо было бы нарушение закона взаимозависимого происхождения.
88
Если первостихии существуют порознь и самостоятельно,
То возможно ли наличие между ними зависимости?
Если же они не существуют порознь и самостоятельно,
То возможно ли наличие между ними зависимости?
Нагарджуна «Драгоценные строфы наставления царю»
__
* Ибо они лишь понятия. (Аджитамитра 1990:65)
** Так как, по определению, земля и прочее являются таковыми лишь в силу соединения мельчайших атомов, то даже с точки зрения идеи самосущего земли и прочего в действительности нет. (там же)
*** Три основных качества земли – это твердость, способность держать форму, сопротивляемость.
**** В строфе названы неотъемлемые качества первостихий – соответственно каждой.
Растворение пяти стихий друг в друге происходит в самом начале чтения Бардо Тодол.
Наставления и молитвы
«Книги великого освобождения»
Часть 1
Почтим учителей, почтим Три Тела Будды:
Амитабху – Беспредельный Свет, Тело Дхармы,
Богов Лотоса, мирных и гневных, Тело Блаженства,
Падмасамбхаву, защитника сущих, Призрачное Тело.
О сын благородной семьи, пришло твое время искать путь. Когда остановится твое дыхание, тебе явится то, что тебе уже показал твой учитель, что называют исходной яркостью первого бардо. Это абсолютная суть бытия; открытая и свободная, как пространство, светящаяся пустота; чистый обнаженный ум без центра и границ. Познавай же, пребывая в этом свете, а я тем временем буду вести тебя.
Вот появляются знаки растворения земли в воде, воды в огне, огня в воздухе, воздуха в пространстве, пространства – в светоносной пустоте.
О сын благородной семьи, пришло то, что называют смертью, и тебе нужно понять:
«Пробил мой смертный час, и теперь, благодаря смерти, я увижу мир с позиций просветленного ума, дружелюбия и сострадания, достигну полного просветления ради всех живых существ в беспредельном пространстве. С этими мыслями, именно сейчас, ради всех живых существ я познаю светящуюся пустоту смерти как Тело Дхармы. Реализуя при этом Великий Символ, я буду действовать для блага всего живого. Если я этого не достигну, я узнаю бардо как оно есть; достигая же неделимой формы Великого Символа в бардо, я сделаю благо всему живому в беспредельном пространстве, какой бы путь ни вел к этой цели».
Не позволяй себе выйти из этого состояния и постарайся вспомнить и испытать учения о медитации, которые ты прежде познал.
"Книга Великого Освобождения"Тимоти Лири об опыте прохождения Бардо Тодол.
"Если вы подготовлены достаточно, чтобы распознать симптомы потери "Я" вам не нужна помощь со стороны. Если вам не удается ощутить Чистый Свет, вы тем не менее можете ощущать некоторые физические симптомы, к ним относятся:
1) Повышенное давление, которое в Тибете называют "земля-тонет-в-воде"
2) Липкий холод, сменяющийся лихорадочным жаром - "вода-в-огне"
3) Чувство распадения тела на атомы, дезинтеграции - "огонь-в-воздух"
4) Давление в голове и ушах, Американцы называют "ракета-в-космос"
5) Покалывание в конечностях
6) Чувство тела, расплавляющегося и текущего как воск
7) Тошнота
8) Дрожь, распространяющаяся от Таза к торсу
Эти физиологические реакции следует рассматривать как герольдов трансцеденции. Не трактуйте их как симптомы болезни, примите их, слейтесь с ними, наслаждайтесь ими и пестуйте их".
________________
Символизм на буддийских тханках:
Пейзажи.
Земля - скалистые образования, пещеры, луга и горы;
вода - озёра, реки, водопады;
огонь - узоры пламени и пылающие ореолы;
воздух - разные виды облаков;
пространство - небо, линия аур и радуга.
Анатомия природы:
земля - скелет природы,
вода - вены её жизни,
огонь - тепло и темперамент,
воздух - дыхание,
пространство - сознание.
Плоские символы элементов:
земля - жёлтый квадрат,
вода - белый круг,
огонь - красный треугольник,
воздух - зелёный полукруг или полумесяц,
пространство - синяя растворяющаяся капля.
Трёхмерные элементы:
земля - жёлтый куб,
вода - белый шар,
огонь - красная конуснообразная пирамида,
воздух - зелёная полусфера,
пространство - бесплотная растворяющаяся капля или исчезающая точка.
Эзотерические элементы обозначаются санскритскими словами:
земля - жёлтый слоа ЛАМ,
вода - белый слог ВАМ,
огонь - красный слог РАМ,
воздух - зелёный слог ЯМ,
пространство - синий слог ХУМ.
Пять драгоценных субстанций:
золото (земля),
серебро (вода),
коралл (огонь),
жемчуг (воздух),
драгоценные камни (пространство).
________________
"bar-do thos-grol"
«Освобождение в бардо; [посредством] слушания»).