Первоэлементы. стихии

Любовь Звездина
Стихии (греч.) - "первичная материя", или эелементы (лат.)
Понятие пяти метаэлементов («начал», стихий) являются основными для философских систем. В ряде концепций их так и осталось Пять, в других системах они делятся на 4. В рамках аристотелевской физики, в  Западноевропейской философской традиции  к числу пяти метаэлементов относили воздух, огонь, воду и землю, рассматривая их как четыре основных элемента подлунного мира, а также считали, что ЭФИР, пятый элемент относится к  надлунному миру (объектами которого являлись звезды, блуждающие звезды — планеты и Солнце). http://tablici.narod.ru/stichii.htm http://www.symbolarium.ru/index.php/
Каждому из  элементов приписывались естественные качества и движения. Например, для легких элементов (воздуха и огня) — движение вверх, для тяжелых (земли и воды) — вниз, а для надлунного эфира — по кругу.
Каждый элемент связан с двумя другими близкими элементами. С тем, который его питает и с тем, которого питает он. Один из элементов можно назвать «враждебным», так как он разрушает, забирает, а второй «нейтральным» или «питающим», так как он является источником энергии для элемента.
В астрологии пяти элементов круг порождения (или питания), идет по часовой стрелке: Огонь порождает землю, земля – металл, металл – воду, вода – дерево, дерево – огонь и круг замыкается.
Круг разрушения, идет по звезде: Огонь разрушает металл, металл – дерево, дерево – землю, земля – воду, вода – огонь и опять всё замыкается.
В астрологии 4 элементов 5 стихия присутствует в каждом из 4 элементов равномерно.
по этому если условно представить круг питания и круг разрушения, то они могли бы выглядеть так: Огонь порождает Землю (пепел) Земля порождает Воду (нефть, ил,грязь) Вода порождает Воздух (пар, облака) Воздух порождает Огонь.
И взаимное преодоление (вода тушит огонь, огонь плавит воздух, воздух  разрушает (распыляет) — Землю, а Земля засыпает или поглощает Воду). (Данное притянутое за уши взаимное влияние не однозначно и спорно)
Согласно Аюрведе круг порождения выглядит иначе:
Первоэлементом является Эфир, Пространство.  Эфир превращается в Воздух.  Воздух превращается в Огонь.  Огонь превращается в Воду. Вода превращается в Землю.
_________________________________
«По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометриюмногогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который использовал Логос, чтобы создать небесные тела.
Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиям литосфера,гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов.»

Буддийская Абхидхарма рассматривает стихии ( махабхути) как фундаментальные субстанции, которые по своей внутренней природе олицетворяют твердость, влажность, тепло, движение. Они являются основой материи. Их называют великими, потому что чувственно воспринимаемые комплексы земли, воды, огня и воздуха возникают благодаря проявлению в каждом из них функции соответствующего элемента. Хинаяна (Будды для себя) рассматривает четыре элемента Земля, Вода, Огонь, Воздух, а Махаяне к ним добавляется пространство,Акаша, форма сознания Виджняна. Анализируя индивидуальную личность, так называемое Я рассматриваются постоянные элементы, не подверженные бытию, не зависимые и непостоянные. К непостоянным, пребывающим в постоянной изменчивости относятся Земля, Вода, Огонь и Воздух, а к постоянным, не изменяющимся, изначальным — Пространство (Эфир)
Земля (твердость) — энергия, дающая вещам твердость, сопротивляемость против внешнего толчка. Вода (соединение) — энергия соединяющая, она контролирует упорядоченную пространственную взаимосвязь элементарных частиц. Огонь (разрушение) — элемент разрушения, идет в разрез против Воды и ее стремлению к соединению. Воздух (движение) — самый философский элемент — движение.
Сочетаясь элементы постоянно изменяются и порождают новое, а так же разрушаются. Они зависимы друг от друга и от совместного взаимодействия. Невидимый, необнаруживаемый элемент, который «нельзя показать другим», это элемент, лежащий в основе характера личности и он обусловлен четырьмя элементами, без них не проявляется. Он устанавливает связь между действиями личности в благоприятном и неблагоприятном отношении к ее освобождению из круговорота Сансары. И этот элемент непосредственно связан с теорией Кармы.  (Пять скандх)
Все существующие объекты и физические явления состоят из "элементов" стихий, условно называемых ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОДА и ВОЗДУХ. В ряде традиций присутствует пятый элемент ПРОСТРАНСТВО, то есть изначальная, безганичная пустота в сфере которой пребывают все остальные элементы. Стихия Пространство изначальна, бесконечна по этому она не обладает какими либо внешними характеристиками. Являясь первичной, неизменной, она не зависит от того, как в ней проявляются другие стихии,  не изменяется в след за последующими стихиями. По этому мы будем рассматривать четыре стихии ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОДА и ВОЗДУХ.
В теле человека ОГОНЬ  символически соотносим с теплом тела, с пищеварительным огнем.
ЗЕМЛЯ это ткани, мясо и кости.
Воздух это ритмичные процессы, такие как дыхание, сердцебиение.
Вода это лимфа, кровь и другие жидкости тела.
Так же первоэлменты проявляют себя и в нашем сознании.
ОГОНЬ это воспринимающие способности, а так же ясность постижения.
ЗЕМЛЯ - способность ума к анализу, логике, структуре.
ВОЗДУХ - неутомимость ума, непрекращаемость его постоянной активности и изменчивости.
ВОДА это непрерывность потока сознания, смешение различных уровней постижения, допустим, ощущения как источник информации. Способность к адаптации полученной информации, впечатлений, уровень принятия.
Совокупности жизненноважных физиологических функций (таких как сердцебиение, дыхание, пищеварения) с ментальными и иными активностями (мышление, речь, поведение) порождают подвижную структуру так называемых "нади" (схем, структурных путей, по которым проходит непрерывный поток праны, энергии, жизненной силы)
Огонь и Земля представляют крайние степени качеств?
Типы энергии жара – приводит в движение, рассеивает.
Холод – собирает, приостанавливает. Тип энергии холода связывает подобно сильному магнитному полю.