Что поддерживало в жизни Иммануила Канта

Геннадий Пиль-Боголюб
Известно, что Имманиул Канту всю свою жизнь прожил девственником и домоседом.
Всего себя он посвятил науке, мудрым книгам и учёным беседам с другими мыслителями у себя за обедами.
Жизнь его была крайне упорядоченна и заорганизованна.
От подобного образа жизни люди обычно рано или поздно впадают в хроническую депрессию.


И Кант от такой жизни тоже часто грустил.

А далее я немного процитирую известного всем нам самобытного мыслителя нашего сайта Михаила Фёдорова:

"И все же Кант признавался, что одна вещь регулярно доставляла ему удовольствие. Его тайный «порок» был весьма специфического свойства: философ любил наблюдать за птицами и каждую весну с нетерпением ждал их прилета. По словам одного из его коллег, «единственной радостью, которую природа отвела ему… было возвращение пернатого певца, выводившего свои трели в саду за окном его дома».

Даже в печальной старости эта единственная радость оставалась с ним. Если его пернатый друг отсутствовал долго, Кант говорил: «Должно быть, в Апеннинах сейчас очень холодно». Шарфштейн, чьими блистательными воспоминаниями я активно пользовался, высказал предположение, что для Канта птицы были символом свободы.


К этому времени Кант являл собой печальное зрелище, его ум терял былую остроту. Говорят, что нередко ипохондрия – это своего рода защитный механизм, спасающий от паранойи.

И все же, вопреки скрупулезному следованию своему хобби, Кант постепенно впадал в паранойю."

Я, как и Кант, тоже очень увлекаюсь бёрдвочингом - наблюдением за птицами в природе.
Особенно интересен бёрдвочинг весной и начале лета, когда перелески и сады наполнены дивными птичьими голосами.
Но даже и в суровую зимнюю пору я люблю на просто подкармливать птиц, но и наблюдать за ними в пригородных парках и в зимнем лесу.
Мой бёрдвочинг действительно очень увлекательное занятие, здорово целительно помогающее моей душе! :)

На моей даче висят и кормушки и синичники.