6. Эренбург к выставке Фалька в Академгородке

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Внутренняя сторона обложки и первая страница каталога к выставке Фалька с автографом Ильи Эренбурга


Я не помню, как появилось письмо Ильи Эренбурга, написанное им для Каталога нашей выставке. Скорее всего, Эренбурга об этом попросила Ангелина Васильевна. Впрочем, Макаренко вполне мог подготовить письмо с просьбой прислать несколько строк или попросить Ангелину Васильевну обратиться к Эренбургу с такой просьбой.
Обычно все официальные письма Макаренко я редактировал сам. Некоторые и подписывал.

Если требовалась подпись академика М.А. Лаврентьева (для солидности), я сам ходил с этим письмом к нему. А вот, письма Эренбургу не помню. Наверное, мы его и не писали. Так или иначе, Илья Эренбург прислал нам несколько слов, которые вошли в Каталог в качестве предисловия.

Приведу текст И. Эренбурга для нашей выставки:

«Роберт Рафаилович Фальк был фанатиком живописи не только своей, но и чужой, подлинный фанатик. Он был вполне мирным человеком, не говорил дурного о других художниках, отличался терпением, хорошо учил молодых, фанатиком я его называю по его отношению к живописи; он работал исступлённо, не отрываясь.

Вечером он приходил к своим друзьям, пил чай, говорил о живописи, о музыке, порой о том, что, казалось, было ему далеко. Он интересовался многим, но говорил об этом многом на языке живописи.

Недавно в Москве была устроена выставка Фалька.
Бедный фанатик победил: холсты Фалька стали необходимы многим, как воздух, хлеб, вода.
Преклоняюсь перед его подвигом.

Илья Эренбург»

Нет никакого сомнения в том, что Илья Эренбург, который познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко), пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо), хотел вызвать из забвения и имя Р.Р. Фалька.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/17/300