Где зарождаются эмоции?

Лариса Павлович 2
   На этот вопрос люди, не задумываясь, отвечают, что в сердце. Его обычно ставят даже выше ума, потому что ум якобы выдаёт поверхностные мысли и суждения, а сердце производит глубокие. Но давайте разберёмся, так ли это.

   Начнём с того, что мозг и само физическое сердце не мыслят и не чувствуют, потому что они материальны, а материя не может ни мыслить, ни чувствовать. Мозг можно сравнить с компьютером, где хранится и перерабатывается информация, но мыслящего субъекта в нём нет. В компьютер можно заложить информацию, но управляет им всё же пользователь. Если бы машина могла мыслить, она бы стала личностью и субъектом, но она мыслить не может и является только объектом для субъекта. Есть чёткое разделение функций между мозгом и душой: мозг хранит информацию и обеспечивает работу тела, то есть заведует теми функциями, которые выполняются подсознательно: дыхание, сердцебиение, переваривание пищи, мочевыделение и потовыделение, половое влечение, навыки ходьбы, плавания, вождения транспортных средств и так далее. Это называется условные и безусловные рефлексы, или инстинкты. Самые глубокие из них находятся в душе, а не в мозге, но в своей жизни мы настолько связаны с телом, что начинаем думать, что оно - это мы, принимая объект за субъект. И существует некоторая грань этой поглощённости телом, перейдя которую, человек перестаёт верить в душу и полностью соглашается с тем, что он - тело. (К сожалению, отсутствие души вдалбливалось советским режимом в головы подданных, потому что присутствие души ослабило бы ту мёртвую хватку, которой государство схватило личность).

   Доказывать, что душа существует, бесполезно: умный сам это поймёт, ну а поглощённый своим телом будет её отрицать. Хотя, чтобы понять, что в мире, кроме материи, есть ещё и душа, не нужно быть адептом той или иной религии: достаточно просто ясного мышления, простой философии. Декарт упомянул две субстанции: материю и душу. Но в этой статье я не задаюсь целью разгромить материализм, а хочу исследовать зарождение эмоций.

   Откуда берутся эмоции? Где они зарождаются? В сердце, в мозгу или в душе? И где располагается душа? Как бы религиозные люди не восхваляли сердце, эмоции находятся в душе, а душа располагается в голове. Она находится в сАмой середине мозга, но не является частью мозга. Она нематериальна, но находится  в мозгу, там, где "турецкое кресло". Через мозг к ней поступают различные сигналы, которые она расшифровывает и делает выводы. Ну, например, все мы знаем, что глаза - это просто продолжение мозга, выставленное наружу. Они представляют собой линзы, которые переворачивают изображение и транслируют его в мозг. Мозг получает перевёрнутое изображение, он "переворачивает" его в правильное и передаёт в душу. Именно в душе происходит осмысление изображённого, и эту работу проделывает ум. И уже потом, когда работа ума проделана, в душе появляются те или другие эмоции. Возможно, они направляются из головы в сердце, вернее, в сердечную чакру, но зародились они всё же в уме, а не в сердце.

   Например, два человека повстречали третьего. Один из них любил этого человека, а другой ненавидел. У обоих сработал мозг, но так как все люди разные, мозг каждого выдал свой вердикт. Из-за этого в сердце каждого устремились разные эмоции: у одного в сердце появилась любовь, а у второго - ненависть. Кто из низ прав, неизвестно, потому что ум каждого был субъективен. Нам важен лишь тот факт, что эмоции зародились в голове, то есть в душе, после того как мозг передал ей изображение данного человека.

   Поэтому все заверения верующих, что сердце выше мозга, и что оно мудрее - преувеличение. Просто верующие построили у себя в душе некий образ мышления, возникший из принятия неких религиозных аксиом, или догм. Например, у христианина образ Девы Марии и Христа вызывает прилив чувств в сердце, а у мусульман или неверующих этот образ либо не вызывает никаких чувств, либо вообще раздражает. Ум у верующих устроен так, что он не может переступить за некую догму своей религии, которая субъективна, поэтому и чувства их субъективны.

   У неверующих та же картина: догмы, которые сформировались под воздействием тела на душу, не дают им ни почувствовать, ни помыслить духовный мир. Думая, что мыслит мозг, они рисуют картины будущего, где будет править искусственный интеллект. Но как интеллект сможет мыслить и принимать решения без души? Сколько бы в нём ни стояло программ, он всё равно не оживёт. Так что нам не стОит опасаться нашествия взбунтовавшихся роботов.

   Остаётся открытым вопрос, почему же всё-таки сердце считают более мудрым, чем разум. Отвечу на него так: поверхностные эмоции рождаются умом, а глубокие чувства рождаются подсознанием. Помимо мышления, облечённого в мысли, душа занимается и подсознательным мышлением, которое гораздо глубже. Именно оттуда приходят озарения и необычные ощущения, которые мы принимаем за мудрость сердца. И только тех, у кого эмоции появляются не из сознания, а из подсознания, можно назвать глубокими людьми. Ведь религию человек принимает иногда лишь потому, что он родился в определённой стране и культуре. Родись он в другом регионе, он бы стал не христианином, а мусульманином или буддистом. Но на самом деле в его душе на уровне подсознания и заложено то, кем он должен стать в религиозном мире. Здесь возможны три варианта: первый: его интеллект настолько поглощён телом, что в любой стране он станет убеждённым материалистом. Второй: он способен принять Бога лишь на уровне религии, то есть на уровне тех или иных догм. Третье: он способен к свободному мышлению и может распознать Бога таким, каков он есть, без догм, на самом деле. Скажу, что таких людей мало, и ещё меньше среди них тех, кто способен разглядеть свою и его сущность ясно и чётко. Такие люди выше религии, и всё же они тоже располагаются по порядку номеров.

   Остаётся немножко прокатиться на велосипеде разума по так называемым интеллектуалам. Я не буду называть имён, чтобы никого не обижать, но они часто появляются и в Интернете, и на телевидении, дают интервью и т.п. На поверхностный взгляд их мышление кажется глубоким, но вдруг узнаёшь, что они не верят в Бога и преклоняются перед Сталиным. Тогда понимаешь, что даже простая бабка, верящая в Бога, умнее их, потому что у неё есть глубина подсознания, а у этих умников её просто нет. При этом они могут быть академиками и признанными мыслителями, хотя на деле даже деревенская бабка умнее их. Не удержавшись, две фамилии всё же назову: Фурсов и Вайсерман. Их интеллект подобен червю, разросшемуся до размеров змеи, и пожравшему сердце, печень и все внутренности вообще. Как бывают жертвы абортов, бывают и жертвы интеллекта. Ну с Фурсовым всё ясно: это дитя советского времени, так и не вышедшее из советских материалистических пелёнок. Но как мог Вассерман, дитя глубоковерующего еврейского народа, выбросить из сердца и ума веру своих предков и заменить её пустым светским умничаньем, я не понимаю.

    Что же касается науки как таковой, то она не противоречит вере в Бога. Есть материальный мир, и мир духовный. Если у человека есть склонность к познанию физических законов, то в этом нет ничего плохого. Например, академик Павлов был верующим. А тот факт, что большинство учёных всё же не верят в духовность, говорит лишь о том, что ум, если дать ему бесконтрольно расти, может навредить душе вместо того, чтобы приносить ей пользу. Например, если у человека вырастет вместо обычной руки шестиметровая, то это ему только навредит. Такой рукой он не то что не сможет работать, но даже поднять её не сумеет, да и таскать её за собой ему тоже будет очень трудно.

   Вообще ум у человека может быть огромным, а интеллект, то есть способность делать правильные выводы - маленьким. Учёные повторяют одну и ту же ошибку: исследуют мир так, словно он состоит только из материи, и не признаЮт субстанцию духа. Из-за этого картина мира, которую они создали, получается однобокой. У верующих же другая ошибка: они слепо верят в догмы. Истину не видят ни те, ни другие. Однако лучше верить в догмы, чем вообще ни во что не верить, потому что верующие хотя бы признаЮт духовную реальность, а материалисты попросту слепы.

   Подсознание человека существует изначально. Оно дано ему ещё до рождения и не формируется в течение жизни. Со сменой жизней меняется только сознание и его аксиомы. Аксиомы же подсознания не меняются, но с течением жизней нам до него всё труднее достучаться: ум создаёт очень толстую прослойку различных построений и наслоений. Душа приходит в этот материальный мир не чистой доской, не "табула раса". Ещё до рождения нашего тела душа существует вместе со всеми подсознательными аксиомами, заложенными в ней. Вера в дух, то есть в самого себя, была заложена в каждом из нас, но у одних она слишком быстро угасла под наслоениями физической, или биологической жизни и её телесных впечатлений. У других же, наоборот, веру в дух эти наслоения лишь ослабили, но не смогли полностью заглушить. Когда понимание души не очень отчётливое, тогда говорят. что вера живёт в сердце. Но если распознавание души более чёткое, тогда понимают, что все эмоции рождаются из мысли, а мысль живёт в уме, ум - в душе. Если же распознавания души вообще нет, тогда говорят, что мыслит мозг.

   В этом распознавании души и духовности, а не в цвете кожи или в древности культуры и есть главное отличие между людьми.