Катастрофа

Алексей Крутов-2
                КАТАСТРОФА
       (важное дополнение к «ЗАМЕТКАМ О МАШИНОСТРОЕНИИ» (брошюра "ПАРОВОЗ"))

     Выдержка из статьи Антона Юлаева о катастрофе российского инженерного образования: 

   «В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров». *



     ... Весьма полезная статья о состоянии современного российского инженерного образования. Однако не всё так однозначно, как представляется академикам с высот сколковских.
     Невозможно согласиться с последующим в статье высказыванием: «Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего». Элементарные понятия о материалах и свойствах металлов, способах металлообработки, сопромате, основные представления о допусках и посадках из раздела ЧЕРЧЕНИЕ вместе с его правилами, измерениях и стандартах и т. д. не могут не присутствовать в арсенале подготовки инженеров–машиностроителей, как былых, так и современных.
      Совершенно не случайно американцы и сегодня предпочитают советские двигатели для космических кораблей, спроектированные на кульманах советскими инженерами с настоящим политехническим образованием ещё полвека назад, а в СКБ и производственных цехах компании BOEING инженеры почему-то общаются, в основном, на русском языке... 

      В любой специальности обязательно есть классическая основа.  У профессиональных музыкантов, например, издавна основой музыкального образования  –  кроме, разумеется, наличия музыкального слуха –  была и есть нотная грамота. У советских  инженеров такой основой со школьной скамьи был обязательный предмет средней школы  –  Черчение. Отсюда, во многом, и проистекают технические успехи  индустриально–развитой по времени и независимой страны СССР. 
     Если же современный инженер–машиностроитель не владеет основой свой специальности –  машиностроительным черчением, как ТЕХНИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ, то никакая суперсовременная компьютерная программа для станков с ЧПУ и всевозможные САПРы ему уже не помогут создать что–либо толковое и полезное для отечественного машиностроения.   
          
     Отсутствие политехнического принципа обучения в современной средней и высшей школе также явно ухудшает положение дел с подготовкой кадров инженеров. Наверное, стоит признать, что во многих технических вузах теперь осталось лишь одно название – «политехнический»... 
   
     После отмены в средней школе предмета ЧЕРЧЕНИЕ в стране только усугубился дефицит инженеров и квалифицированных рабочих. Оказывается, работающие настоящие инженеры  –  кто ещё в девяностые не удрал за границу или почему–то не умер в родном отечестве от безысходности – теперь большая редкость!.. Они ведь давно на пенсии –  в предсмертном возрасте, так сказать, когда многим из них уже сложно освоить ту же компьютерную программу для станков с ЧПУ или успеть за современными производственными технологиями. А молодых толковых инженеров, подготовленных политехнически и владеющих основой инженерного дела  –  техническим языком, практически нет. Неужели опять, как и в 1929 году, остаётся приглашать в Россию настоящих инженеров из-за рубежа? Ведь в родном Отечестве в поисках таковых днём с огнём почему-то теперь чаще попадаются лишь потребители гаджетов и компьютерные наркоманы...   

     Интересно, потуги современных именитых академиков, летающих в сколковских облаках, способны ли изменить в лучшую сторону провальную ситуацию с подготовкой технических кадров в стране, когда всё давно упёрлось в образовательную систему, в отсутствие государственного комплексного подхода к подготовке инженеров, в проблемы воспитания и профориентации молодёжи? Тот же академик Александр Кулешов  в своей лекции в Тюмени, по свидетельству Антона Юлаева, почему-то изрекает: «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент - это флэшка, а не золотые руки». Как видим, академик с мировым именем не ведает, что деталь на станке вытачивается не слесарем, а токарем, который с помошью собственных внимательных глаз ориентируется вовсе не на звук, а на положение режущей кромки резца относительно обрабатываемой детали... 

     Таким академикам, видимо, глубоко плевать на то, что станки с ЧПУ, всевозможные софты, САПРы и робототехника не нужны на ремонтных машиностроительных заводах автомобильной и авиационной промышленности, МТМ по ремонту той же сельхозтехники на селе, судоремонтных заводах.  Так же нет нужды в них во многих СКБ космической отрасли, в энергетической и многих других отраслях индустрии.  Ведь они уместны и необходимы разве лишь на производстве массовой одномерной продукции; например, патронов, снарядов да ракет, выпускаемых теперь, как сосиски…

      Именно грамотный, политехнически подготовленный квалифицированный рабочий с золотыми руками и настоящий инженер и определяли, и определяют во многом успех отечественного машиностроения. И двигатель для космических кораблей, и автомат Калашникова, и танк «армата», и крылатая ракета, и тот же мобильный телефон не придуманы в Сколково с его бюджетными затратами на, казалось бы, исследования в области науки и техники. **

    ...Очевидно, кто отменил преподавание в средней школе основы инженерного дела – технический язык (черчение), тот и виноват в развале отечественного машиностроения вместе с тем, кто назначил его на важный государственный пост. Плоды ДИВЕРСИИ в Народном Образовании теперь наглядно представлены пред очи наши и ещё раз подтверждают острую необходимость на самом деле называть вещи своими именами, а не мямлить об этом десять раз на дню на ЦТ вот уже десятилетие.

Давно пора разоблачать проходимцев у власти из «бандитского петербурга», завоевавших посты в чиновничьей распределительной пирамиде и посадивших страну на нефте-газовую иглу. Только подлецы и воры могут по–прежнему успешно наживаться на разрушении научных и технических достижений Советского Союза.


 

ПРИМЕЧАНИЯ:


*Ссылка на статью Антона Юлаева с откровениями Академика РАН, ректора Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александра Кулешова:



** "Согласно официального отчёта Счётной Палаты по результатам проверки ИЦ «Сколково» в 2016 году, выявлены огромные масштабы нецелевого использования бюджетных денег и низкая эффективность реальной работы сколковцев. Группа мошенников под управлением Виктора Вексельберга израсходовала за 2013 – 2015 годы  65,5 млрд. народных рублей, из которых на зарплату потрачено 8,9 млрд., а на исследовательскую работу всего 4, 5 млрд. рублей".
            (из миниатюры "Удачный распил")

(последняя редакция и дополнение 23.10.16. 17:55 (московское время))