Иоганн Людвиг Буркхардт о Палестине. Назарет

Влад Ривлин
Есть два прямых пути в Назарет: один через Кафр Себт и Эль-Хана, а другой - через Луби (Louby).
Мы выбрали третий, чтобы посетить некоторые места, упоминаемые в Новом Завете.
В часе от Тверии мы прошли ручей под названием Айн-эль-Раххам (арабск.).
Через два с половиной часа, дорога вывела нас через необрабатываемую долину на возвышенности к Хеджар эль-Носзара (арабск.), Камням христиан - четырем или пяти блокам из черного камня, о которых говорится, что Христос возлежал на них, обращаясь к людям,  которые стекались к нему.

Священники из Назарета остановились, чтобы прочитать несколько молитв над камнями.
Ниже этого места, по направлению на северо-восток простирается небольшая равнина, называемая Сахель Хоттин.
Местность пересекают вади.
Примерно в часе пути от камней, на том же уровне, стоит холм продолговатой формы, с двумя выступающими  вершинами на одной из своих оконечностей.
Местные жители называют их  Керун Хоттин , что в переводе с арабского означает рога Хоттина.
Христиане дали ему название Mons Beatitudinis, и утверждают, что там были накормлены пять тысяч человек (История о пяти хлебах и пяти рыбах, которыми Иисус накормил пять тысяч человек).
Мы путешествовали по неровным, необрабатываемым землям, пока мы не приехали в Кафр Кенна, в четырех с четвертью часах от Тверии - ,аккуратную деревни с обильными источниками,  в окружении плантаций оливковых и других плодовых деревьев, населённую основном населен христианами-католиками.

Это Кана(Галилейская), которая упоминается  в Новом Завете в связи с чудом во время брачного пира и дома, в котором наш Спаситель совершил это чудо(Имеется в виду первое чудо, сделанное Иисусом - превращение воды в вино)
Мы отдыхали под огромной смоковницей, что давала укрытие от солнца дюжине мужчин и стольким же лошадям и мулам.
Отсюда дорога поднимается, и продолжается через меловые холмы, поросшие низким кустарником.
Мы путешествовали из Тверии до до Насзера (Naszera, арабск.) или Назарета, восемь часов. Я остановился в монастыре [с.337] принадлежащем миссионерам Терра Санта (Terra Santa).
Здесь мистер Брюс представил меня леди Эстер Стенхоп , которая прибыла несколькими днями раньше из Иерусалима и Акка и готовилась посетить северную часть Сирии и среди прочих мест, Пальмиру.
Мужественный дух и просветленное любопытство этой леди должны заставить стыдиться  многих современных путешественников, которые с ленивым безразличием торопятся по зарубежным странам.
Она многое замечает и тщательно исследует то, что видит.
Но следует надеяться, что вежливый и достойный приём, которой она, повсюду имела от  губернаторов страны, не слишком повлияет на её  благоприятное мнение о турках в целом, а также об их отношении к народам Европы,
Насзера является одним из главных городов пашалыка Акка.
Его жители трудолюбивы, потому что отношение к ним менее суровое, чем к жителям других городов страны.
Две трети из них (жителей города), составляют турки, и одну треть - христиане.
(В городе)есть около девяноста латинских семей вместе с конгрегацией греко-католиков и маронитов.
Дом Иосифа демонстрируется  паломникам и путешественникам.
Но главной достопримечательностью Назарета является монастырь латинских монахов, очень просторное  и вместительное  здание, которое было капитально отремонтировано и значительно расширено в 1730 году.
Внутри церкви Благовещения Пресвятой Богородицы находится место, на котором стоял ангел, когда он передавал Пресвятой Деве весть о Мессии.
За алтарем подземное помещение,  разделенное на небольшие гроты. Там, как говорят, жила  Дева и можно увидеть её кухню, комнату и спальню, а также узкое отверстие в скале, в которой ребенок Иисус однажды спрятался от своих преследователей.
У сирийских христиан есть обильный запас таких традиций (историй), не имеющих никакого отношения к Писанию.
Паломники, посещающие эти святые места, имеют привычку откалывать небольшие кусочки камня из [с.338] стен гротов, которые, таким образом, постоянно увеличиваются(расширяются).
В церкви верующие  до сих пор могут наблюдать (следующее) чудо: прекрасная гранитная колонна основание(церкви)  и верхняя часть остаются, (в то время как) средняя часть (церкви) утрачена.
Согласно традиции, она была разрушена сарацинами и с тех пор, верхняя часть чудесным образом удерживается (как-будто) с крыши, будто подпирается  тяжелым камнем.
Все христиане из Назарета, с монахами, разумеется, во главе, верят в это чудо, хотя совершенно очевидно, что верхняя часть колонны соединена с крышей.
Церковь является красивейшей в Сирии, после Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Внутри Церкви есть два органа в относительно хорошем состоянии.
В стенах монастыря два сада, а также небольшое кладбище.
Стены (монастыря) очень толстые, и иногда служат в качестве крепости для всех христиан города. В настоящее время в монастыре (живут) одиннадцать монахов.

Ежегодные расходы (данного) учреждения составляют более 900 фунтов стерлингов, небольшая часть которых покрывается за счёт сдачи в аренду нескольких домов в городе, а также урожаем кукурузы с нескольких акров земли.
Остальное перечисляется из Иерусалима.
В целом же, ежегодные расходы монастыряей Terra Santa составляют  около 15000 фунтов стерлингов.
Они (конгрегация) очень сильно прочувствовали на себе (в плане денежных поступлений. прим. переводчика) чувствовали оккупацию Испании французами, поскольку (ими) мало было получено из Европы в течение последних четырех лет.
В  то же время, турецкие власти собирают ежегодную дань и чрезвычайные взносы, как и прежде, [Терра Санта платит паше Дамаска около 12000 фунтов стерлингов в год.
Греческий монастырь Иерусалима платит гораздо больше для того, чтобы сохранить свои собственные привилегии и при возможности посягнуть на владения латинян.], так что если Испания не будет вскоре освобождена, то следует опасаться, что все владения  Terra Santa будут потеряны.
 Это может стать большим бедствием, ибо не подлежит сомнению, что они (Терра Санта) сделали немало во славу имени европейцев в Леванте [с.339] и очень полезны для дела христианства в современных условиях Востока.

Монахи являются выходцами главным образом из Испании.
 Они настроены против Франции, которая претендуя на право защитника монахов, в то же время не добивается для них ни  малейшего облегчения от притеснений пашей [я понял из (беседы с испанским консулом в Каире, что, когда известие о взятии Мадрида в августе 1812 года, достигло Иерусалима , испанские священники отметили это событие праздничной литургией Te Deum (Хваление Господу) и дали клятву (приняли присягу), предусмотренную новой конституцией кортесов.
Однако они обязаны принять протекцию Франции, так как испанский посол в Константинополе еще не признан Портой.
Они (монахи) достойны внимания любого посла в Порте, правительство которого стремится сохранить своё влияние в Сирии, т.к. они(монахи) командуют совестью свыше восьмидесяти тысяч душ(Дословный перевод, очень удачный по мнению переводчика).

Когда французы вторглись в Сирию, Назарет был занят шестью или восьмью сотнями человек, чьи передовые посты находились в Тверии и Сафаде.
 Спустя  два часа после этого, генерал Клебер с корпусом, не более  полуторы тысячи человек, подвергся нападению всей сирийской армии, численностью  не менее двадцати пяти тысяч.
Он (Клебер) расположился на равнине Эсдрелон, недалеко от деревни Фуле, где он построил свой батальон в квадрат и сражался от восхода солнца до полудня, пока французы не израсходовали почти все боеприпасы.
Получив информацию о бедственном положении Клебера, Бонапарт двинулся ему на помощь с шестью сотнями человек.
 Не успел он попасть в поле зрения противника и дать залп по равнине, как турки, полагая, что на них движется большая сила, опрометчиво обратились в бегство, во время которого были убиты несколько тысяч, и многие утонули в реке Дабури.
Потом трупами убитых была заваленачасть равнины.
Бонапарт обедал (в тот день) в Назарете, в самой северной точке, которой он достиг в Сирии, и вернулся в тот же день в Акку.

После отступления французов из Акки, Джеззар-паша решил вырезать всех христиан в своём пашалыке  и уже отправил приказы на этот счет в Иерусалим и Назарет.
Но сэр Сидни Смит будучи уведомлен о его намерениях, упрекал пашу за жестокость в самых суровых выражениях и пригрозил, что если упадёт голова хотя бы одного христианина, он подвергнет бомбардироке Акка и предаст город огню.
 Джеззар после этого  был вынужден отправить отменить свои приказы и вмешательство сэра Сиднея до сих пор вспоминают с сердечной благодарностью  все христиане, которые видят в нём своего избавителя.
Я часто слышал, как турки и христиане восклицали, что его (сэра Сиднея) слово ,воспринималось как  слова самого бога и он никогда не нарушал своих обещаний.
 То же самое нельзя сказать о его антагонисте в Акке, который производил злое впечатление на христиан и конечно, гораздо больше заботился о своей выгоде с мыслью о своём скорейшем возвращении из Египта.
 Отступая из Акка, он обратился к своим партизанам в Сафаде и Назарете, призывая  решительно решительно действовать против турок только в течение трех месяцев, заверяя их  своей честью и со многими (другими) клятвами, что он вернется с гораздо большей силой, и избавит их от своих угнетателей.

(с.340)

Жители Назарета несколько отличаются чертами и цветом от северных сирийцев.
Их физиономии ближе по сходству  с египтянами, в то время как их диалект и произношение сильно отличаются от тех, что в Дамаске.
В западной части Палестины, особенно на побережье, жители, кажется, в общем, имеют больше сходства с выходцами из Египта, чем с северной Сирией.
К востоку от Палестины, напротив, особенно в деревнях около Наблуса, Иерусалима и Хеврона, они, очевидно, истинно сирийского происхождения в чертах, хотя и не в языке.
Было бы интересной темой для художника точно передать разный характер черт сирийских народов: жителей Алеппо, туркмен, уроженцев гор Ливана, Дамаска, морского побережья от Акка до Бейрута и бедуинов.
[с.341]
Хотя все они живут в одной стране, но  имеют разные национальные физиономии и небольшое знакомство с ними позволяет определить их родину в Сирии почти с такой же уверенностью, как англичанин можно отличить с первого взгляда итальянца от жителя юга Франции.

Христиане из Назарета наслаждаются большой свободой.
Монахи в одиночку ходят на охоту  в своих монашеских одеяниях на расстояние до нескольких часов ходьбы от монастыря, никогда не оскорбляются турками.
Мне сказали, что около тридцати лет назад падре из монастыря был шейхом(главой города) или главным судьёй города - должность, за которую он ежегодно платил определенную сумму паше Акка.
 Следовательно, полиция города  была  в его руках, и если происходило любое нарушение, преподобный отец брал свою палку и чинил суд на месте, делая это свободно, независимо от того, являлся ли нарушитель туркомили христианом.
Опекун (города) всё ещё имеет большое влияние в городе, потому что он, как предполагается, находится  в хороших отношениях с пашой.
Но в настоящее время главным человеком в Назарете является М. Catafago, купец франкского происхождения, родившийся в Алеппо.
Он арендовал у Паши около двенадцати деревень, расположенных в окрестностях Назарета и равнины Эсдрелона, за которую он платит ежегодно свыше 3000 фунтов стерлингов. [Деревни в пашалыке Акка,  которые турецкое законодательство называет Мелк, все зарегистрированы(в налоговых ведомостях).
Все они оцениваются в определенных ежегодных суммах, которые каждая деревня обязана платить, каково бы ни было число её жителей.
Это одна из главных причин депопуляции во многих частях Сирии.]
Его прибыли весьма значительны, и ктак, как он принимает активное участие в политике и интригах страны,то стал очень влиятельным человеком.. Его влияние и рекомендации могут оказаться весьма полезными для путешественников в Палестине, особенно для тех, кто посещает опасные районы Наблуса.
Наблус
[с.342] Так, к счастью, получилось, что  во время моего пребывания в Назарете, что два мелких торговца прибыли туда из Зальта (Szalt), чтобы взять определённое количество товаров, которые они продают в Зальте под эгидой хозяина этого места.
Зальт был именно тем местом, которого я хотел бы достичь, не имея возможности посетить его во время моего последнего  тура в горы Мерада (Moerad)
Когда они возвращались, я с радостью присоединился к их маленькому каравану и мы покинули Назарет в полночь на первое июля.