Буркхардт о Палестине Окрестности Тверии часть вто

Влад Ривлин
Древний Тибериас похоже не присутствует ни в одной из частей современной Тверии, но, вероятно, был расположен на небольшом расстоянии дальше на юг, вблизи границ озера.
Его руины начинаются в пяти минутах ходьбы от стен современного города, на дороге к горячим источникам.
От древности остались несколько колонн, нагромождения камней, несколько полуразрушенных стен и фундаментов домов.
На берегу моря, недалеко от воды, находятся руины длинной толстой стены или мола, с несколькими колоннами из серого гранита, лежащего в море.
 На полпути между городом и горячими источниками, посреди равнины, я увидел семь колонн, только две из которых стоят вертикально.
Возможно лежащих на земле колонн больше и они скрыты высокой травой,  которой покрыта равнина.
 Они(колонны) из серого гранита, длиной около двенадцати или четырнадцати футов, и пятнадцать дюймов в диаметр.
 На небольшом расстоянии от них фрагмент красивой колонны из красного египетского гранита, более двух футов в диаметре.
Эти руины тянутся вдоль морского берега, горячих источников, и простираются примерно до трехсот ярдов вглубь (этой территории).
Источники находятся в тридцати пяти минутах от современного города, и двадцати шагах от кромки воды.
 Они, вероятно, находились в непосредственной близости от ворот древнего города.
Никаких останков зданий любого размера не видно здесь, кроме руин небольших арочных строений и груд камней.
[с.329]

Сохранились и некоторые другие останки древних поселений на северной стороне города, на холме соединяющемся с горами, недалеко от моря.
 Здесь также есть несколько толстых стен, которые указывают, что эта точка, доминирующая над городом, в древности была укреплена.
Ни одно из разрушенных зданий Тибериаса  или в его окрестностях не было построено из больших камней, обозначая таким образом время постройки.
Все стены, от которых ещё остались какие-либо  фрагменты, построены из маленьких черных камней сцементированных очень толстым слоем цемента.
На невысоком холме в юго-западной части города стоит хорошо построенная мечеть и часовня в честь святой.

Современные  горячие ванны построены вокруг источника, вблизи города, и состоят из двух двойных помещений.
Помещения для мужчин отделены от женских помещений. Последние представляют собой сводчатое квадратное помещение с большим каменным бассейном в центре, в окружении широких каменных скамеек.
Вода источника выходит из стены и наполняет бассейн или ванну.
После пребывания в воде в течение приблизительно десяти минут, купальщики усаживаются обнаженными на каменных скамьях, где они остаются в течение часа.
С этим помещением связана кофейня, в которой живёт слуга в период купального сезона, и откуда  посетителям на расстояния можно подать кофе.

[с.330] Родник, который используется в бане, крупнейший из из четырёх горячих источников.
Объема его воды хватило бы для работы мельницы.
Продолжая движение вдоль берега,  примерно в двухстах шагах (от этого места) находятся три или четыре, если считать два самых маленьких расположенных рядом друг с другом,  других источника
Самый южный из них кажется самым горячим из всех: в нём невозможно удержать руку.
Водные отложения на камнях, по которым она течет на своём пути к морю, представляют собой толстый слой, но его цвет не одинаковый у всех источников: у одних он белый, у других  красно-желтого оттенка.- Обстоятельство, которое, кажется, указывает, что природа воды не то же самое во всех источниках. Там нет никаких остатков независимо от древних зданий возле самой горячей весны.
Нет никаких следов древних строений возле самого горячего источника.
Люди со всех уголков Сирии пользуются этими ваннами, эффект от которых считается наиболее сильным в июле.
Они(бани) рекомендуются,  главным образом,  при жалобах на ревматизм и на ранней стадии дебильности.
Когда я посетил эти бани, здесь было только два посетителя.
Некоторые публичные женщины Дамаска, которые содержались в гарнизоне Тверии, поселились в разрушенных сводах и пещерах возле бань.

В четырнадцатом веке, по свидетельствам арабских географов,  в Тверии была обнаружена могила Локмана (О каком именно Локмане идёт здесь речь, непонятно.
Связанных с Палестиной Локманов было, по меньшей мере четыре.
По одной из версий, Локман - это никто иной, как пророк-злодей Валаам(Билам).
Эта версия основана на общем значении имени Валаама - Билама-Локмана, которое и на иврите и по-арабски означает "глотать" или "заглатывать"(имеется в виду корысть Билама). Данную гипотезу выдвинул французский исследователь Ж. Деренбург.
Есть и другие версии, согласно которым Локман является аналогом местного Геракла, построившим Марибскую плотину.
Наиболее логичным, учитывая местные традиции, было бы считать данную усыпальницу принадлежащей Локману-Хекиму(Мудрому), по имени которого названа одна из сур в Коране(сура 31).
Однако можно, также, предположить, что Локман является собирательным образом.
Комментаторы Корана приписывают ему родство с пророком Иовом и в то же время, уроженцем Нубии, невольником, принявшим Ислам.
Исламская и местная традиции связывает с именем Локмана множество изречений, пословиц, притч, басней и даже анекдотов.
Для мусульман и палестинских арабов это, своего рода местный аналог Эзопа).


Не будучи в состоянии сразу же найти гида, который бы сопровождал меня по долине Иордана, я посетил крепость в горах близ Медждела, о которой я много слышал в Тверии.
[См. с. 320.]
Она называется Калаат Ибн Маан по-арабски, замок сына Маана или Калаат Хамам - Голубиный замок из-за огромного количества диких голубей, обитающих здесь.

Калаат Хамам
[с.331]  В часе (пути), на запад от Медждела находится утёс, который граничит с Вади Хамам.
В известняковой горе много естественных пещер, которые были объединены между собой проходами, выдолбленными в скале, и расширенными с тем, чтобы сделать их более просторными для проживания.
Стены также были построены в естественных ходах, так что ни один человек не мог войти в них, кроме как через узкие сообщающиеся проходы.
И там, где природа почти перпендикулярных утёсов позволяла это, были построены небольшие бастионы, чтобы защитить вход в замок, который сделался, таким образом, почти неприступным.
Вертикальные скалы образуют защиту сверху, а доступ снизу по узкой дорожке, такой крутой, что не позволяет лошади преодолеть его.
 В середине пещеры были вырублены несколько глубоких колодцев.
Все (это сооружение) могло дать убежище примерно  шести сотням человек.
Но стены теперь сильно повреждены.
Это местоявляется, вероятно, работой какого-нибудь могущественного разбойника времен крестовых походов.
 Несколько ходов коммуникации со стрельчатыми арками обозначают стиль готической архитектуры.
Внизу, в долине, протекает небольшая речушка, которая впадает в Вади Лаймун.
Здесь крестьяне Медждела  культивируют несколько садов.
Возвращаясь из Калаат Хамам я несколько раз получил выговор от моего гида за то, что не проявил надлежащую заботу о пепле, который падал с моей трубки.
Вся гора густо покрыта сухой травой, которая с готовностью принимает огонь, и малейшее дыхание воздуха мгновенно распространяет пожар далеко по всей местности, подвергая  большому риску крестьянский урожай.
Арабы, обитающие в долине Иордана, неминуемо предают смерти любого человека, который стал, пусть даже неосознанно, причиной возгорания травы, и они сделали это законом между собой, так что даже в разгар войны, никто не должен пытаться сжечь урожай своего врага. Однажды вечером, в Тверии, я увидел большой огонь на противоположной стороне озера,

который распространялся с большой скоростью в течение двух дней, пока его прогресс не был остановлен Вади Файком.
Тивериадское озеро
[с.332]
Вода Тивериадского озера вдоль его берегов от Медждела до горячих источников, имеет значительную глубину, без отмели. Мне сказали, что вода поднимается во время сезона дождей на три или четыре фута выше его обычного уровня, который не кажется совсем невероятным, учитывая большое количество зимних дождей, которые принимает себя в озеро. Северная часть полна рыбы, но я не видел ни одной в Сзаммах (Szammagh) на южной оконечности (озера).
[См. с. 276]

Наиболее распространенными видами (рыбы) являются Бинни,  или карп, и Мешт (арабское назв.), около фута длиной и пять дюймов шириной, с плоским как и подошва телом.
За промысел на озере взимается арендная плата в размере семьсот пиастров в год.
Но единственная лодка, которая использовалась рыбаками, разбилась  в щепки в прошлом году, и такова леность этих людей, что они до сих пор не возместили свои убытки.
Озеро снабжает жителей Тверии водой, так как нет никакого другого источника пресной воды поблизости от города. Несколько домов(в городе) имеют колодцы солоноватой воды(соляные колодцы?).

26 Июня
Я взял гида на гору Фавор. Вся эта страна, даже до ворот Дамаска, находится в состоянии неуверенности(незащищённости), что делает путешествия в одиночку очень небезопасными.
Торговцы следуют только с большими караванами.
Мы поднимались на гору к западу от города, и в тридцать пять минут прошли разрушенную деревню Сзермедейн( Szermedein) (арабск.), на склоне горы, где находятся  тонкий ручей и могила знаменитого святого.
Народ Тверии выращивает здесь Дхурру, дыни и табак.
В конце часа(пути) мы достигли вершины крутой горы, откуда гора Фавор, или Джебель Тор по-арабски,  как местные жители называют её, ведёт на Юго-Запад и Юг.
Гора Фавор[с.333]
Отсюда дорога продолжается по пологому спуску, среди хорошо возделанных полей Дхурры и тянется до низинного тракта под названием Ардх-эль-Хамма.
 Весь район покрыт тернистым кустарником Мерар (арабск.).
На западной стороне Ардх эль-Хамма мы снова поднялись и достигли деревни Кафр Себт (арабск..), (находящейся в двух с половиной часах от Тверии, и расположенной на вершине гряды холмов, которые идут параллельно Тверии.
Примерно в получасе на северо-восток, в глубине долины, находится источник Айн Дхами (Ain Dhamy).
Отсюда  до подножия Джебель Тор простирается широкая равнина, при пересечении которой, мы увидели справа от нас, в трех четвертях часа от дороги, деревню Луби (Louby, арабск.), а чуть дальше - деревню Шеджар (Shedjare, арабск.).
Равнина,  покрытая диким артишоком, называется Хоб (Khob, арабск).
Она покрыта тернистыми фиолетовыми цветками в форме артишока, стебли которых достигают пять футов в высоту.
Через три часа и четверти (пути), мы прибыли в Хан Джебель Тора - большое разрушенное  здание, где проживает несколько семей.
На противоположной стороне дороги (находится) полуразрушенный форт.
 Большая ярмарка проводится здесь каждый понедельник.
Хотя Хан находится на небольшом расстоянии от подножия горы Фавор, люди не могли сообщить нам, была ли заселена ли гора в настоящее время.
Они не были достаточно гостеприимны чтобы одолжить или продать нам небольшое количество провизии на тот случай, если мы далее не встретим  ни одного жителя.
В четверти часа от Хана находится прекрасный источник, где мы обнаружили лагерь(стоянку) бедуинов из племени СзефейхSzefeyh (арабск.), чьим главным богатством являются коровы. Мой гид запутался в долинах, которые окружают нижние части Джебель Тор, и мы потратили почти три часа для того, чтобы достичь вершины горы после нашего отъезда из Хана.

Гора Фавор почти изолирована (от других гор) и возвышается над соседними вершинами.
На её южной и западной сторонах простирается большая [с.334] долина, известная как Мердж Ибн Аамер (Merdj Ibn Aamer арабск.) - долина Эсдрелон в Писании.

К югу от равнины начинаются горы Наблуса, а к северу от неё - Назарета, которые достигают подножия горы Фавор и заканчиваются деревней Дабури ( Daboury).
долина Эсдрелон составляет около восьми часов (пути) в длину и четыре в ширину, (она) очень плодородна, но в настоящее время почти полностью опустела.
Форма горы Фавор напоминает  усеченный  конус.
Её стороны покрыты к вершине дубовым лесом и дикими фисташковыми деревьями.
(Обойти) её верхнюю часть занимает около получаса пути.
Гора полностью состоит из известняка. Мы нашли на её вершине одну семью греческих христиан, беженцев из Эзры, деревни в Харане (Haouran), где я знал их ещё во время моего пребывания там в ноябре 1810 года.
Они бежали в это отдаленное место, чтобы не платить налоги правительству и надеятся, что останутся (здесь) незамеченными.
Они арендуют верхнюю долину у шейха  Дабури (Daboury),  которому принадлежит горная деревня  за пятьдесят пиастров в год.
Урожай, который они теперь собрали, стоил около двенадцати сотен пиастров, и они имели счастье не испытывать беспокойство со стороны сборщиков налогов.
И если им повезёт не встретить сборщиков налогов и в следующем году, то они и дальше останутся здесь.

На вершине горы Фавор находятся останки большой крепости.
Толстая стена, построенная из больших камней, тянется до самого обрыва.
В нескольких её частях сохранились останки бастионов.
На западной стороне (находятся) высокие арочные ворота, называемые Баб-эль-Хауа, или ворота ветров в переводе с арабского, которые являлись, по-видимому, главным входом в крепость.
Местность занята руинами частных жилищ, построенных из камня и очень прочных.
Здесь нет источников, но большое количество колодцев для сбора воды  были вырублены  в скале, два из которых до сих пор служат для этой цели.

[с.335]
Христиане считают гору Тавор священным местом в честь Преображения, но точное место, где это произошло, неизвестно.

И латиняне, и греки расходятся по этому вопросу. Латиняне отмечают это священное событие в небольшой пещере, где они построили часовню.
Примерно в пяти минутах ходьбы от часовни, греки построили низкую круговую стенку, с алтарем перед ней, для той же цели.
Латинские миссионеры из французского монастыря в Назарете ежегодно  отправляют сюда двух священников, чтобы отпраздновать мессу в часовне.
Доля этой цели они обычно выбирают День Святого Петра и прибывают сюда утром, для того, чтобы они могли провести вечернюю мессу в церкви Святого Петра в Тверии.
Священники Греческой (Православной) церкви приезжают в свой Храм на горе Фавор в Праздник Богородицы , когда по этому поводу сюда прибывают и тысячи пилигримов  и под навесами они проводят ночь со своими семьями в праздничном весельи.
Во время большей части лета гора Фавор по утрам окутана толстыми облаками, которые рассеиваются к полудню.

Сильные ветры дуют весь день а ночью выпадает роса, более обильная, нежели я видел в Сирии.
В лесистых частях горы водятся дикие кабаны и леопарды.
Я остановился у своего старого знакомого араба из Эзры, который поселился в одном из разрушенных(древних)  жилищ.
27 июня. После полудня мы вернулись в Тверию той же дорогой.
при входе на церковный двор (храма) Святого Петра, я был немало удивлён обнаружив двор полный иностранцев.
Мистер Брюс - английский путешественник. Он прибыл из Назарета в компании нескольких священников из французского монастыря и собирался ночью праздновать мессу в связи с наступающим днём Святого Петра .
Я легко согласился на уговоры мистера Брюса сопровождать его по возвращении в Назарет на следующее утро, тем более, что там я надеялся найти(себе) гида (для путешествия)  по долине реки Иордан.
В Тверии, похоже, не было персон, готовых  предпринять такое путешествие, разве что в составе вооруженного каравана.
Назарет.
[с.336]
28 июня мы оставили Тверию за два часа до восхода солнца.