Буркхардт о Палестине еврейская община Тверии

Влад Ривлин
Еврейскую общину Тверии в начале девятнадцатого века Буркхардт описывает очень подробно.
Наверняка некоторые читатели объявят его антисемитом.
Насколько верно такое мнение, судить читателям.

"Евреи Тверии занимают квартал на берегу озера в центре города, который в последнее время был значительно расширен за счет приобретения нескольких улиц.
Квартал отделен от остальной части города высокой стеной, и имеет только одни ворота для входа, которые регулярно запираются с заходом солнца, после чего ни один человек не может пройти через них.
В квартале проживает сто шестьдесят или двести семей, из которых сорок или пятьдесят имеют польское происхождение, остальные евреи из Испании, Берберии и различных частей Сирии.
Тверия является одним из четырех святых городов Талмуда.
 Остальные три: Сафад, Иерусалим и Хеврон. ...
... Большая часть евреев, которые проживают в этих святых местах, не имеют меркантильных устремлений, но есть группа религиозных лиц, занятых исключительно  своими священными обязанностями.
Есть среди них(евреев) только двое, занятых в торговле и имеющих собственность.
 В глазах своих единоверцев, которые ничего не делают, только читают и молятся, они - каферы (безбожники).
Верующие евреи со всех уголков земного шара стекаются в четыре священных города(Палестины) для того, чтобы провести свои дни в молитве о собственном спасении и спасении их братьев, которые по-прежнему заняты в мирских делах.
Моления этих преданных основаны на догме, содержащейся в Талмуде, согласно которой, мир вернется к своему первоначальному хаосу, если молитвы не будут  обращены к Богу Израиля по крайней мере два раза в неделю в этих четырех городах.
Эта вера дает значительную материальную выгоду для молящихся, так как община постоянно отправляет за границу миссионеров, чтобы собирать пожертвования на поддержжание  этих религиозных братств, (убеждая единоверцев) признать опасность угрожающего хаоса и  побудить богатых евреев дать денег.
(Тверия) считается святым местом (у евреев), поскольку Иаков жил здесь и ещё потому, что из Генисаретского озера, в соответствии с наиболее широко распространенным мнением Талмуда, должен подняться(выйти) Мессия.

[с.325] Три или четыре миссионера посылаются (общиной) каждый год.
Один - к берегам Африки, от Дамиетты до Могадора, другой - к берегам Европы, от Венеции до Гибралтара.
Третий - на архипелаг(греческие острова), Константинополь и в Анатолию. И четвёртый - в Сирию.
Пожертвования от евреев Лондона поступают время от времени.
Но евреи Гибралтара имеют репутацию более либеральных( в смысле, щедрых. Прим. переводчика), чем другие и от четырёх до пяти тысяч испанских долларов (общины Палестины) получают от них ежегодно.
Польские евреи, поселившиеся в Тверии, регулярно отправляют собирателей пожертвований в Богемию и Польшу и богатые еврейские купцы в этих странах имеют своих пенсионеров на Святой Земле, которым они регулярно отправляют суммы денег.

Великая ревность, кажется, преобладает между сирийскими и польскими евреями. Последние, имеющие во владении недвижимость, заставляют иностранцев платить чрезмерно дорого за аренду. 
Кроме того, они  заставляют  их (иностранцев)  также вносить значительные суммы для облегчения положения малоимущих сирийцев, в то время как сами они(польские евреи) никогда не дают даже самую незначительную мелочь беднякам из Польши.
Еврейские паломники, прибывающие в Тверию, являются представителями  всех возрастов - от двенадцати до шестидесяти.
Если они привозят с собой немного денег,  хитрость собратьев вскоре лишает их этого.
Они(паломники) прибывают с самыми экстравагантными идеями и легко впечатляются священными городами, прежде чем их энтузиазм начинает охладевать.

Аренда дома, в котором известный раввин или святой умерли, посещение могил самых известных последователей, священные книги, открытые в их (пилигримов) присутствии и публичные молебны о спасении новоприбывших, все эти неоценимые услуги вместе с различными другими небольшими религиозными уловками, вскоре лишают гостя  его последнего гроша.

Он становится тогда зависим от благотворительности  своей нации, от заграничных субсидий или от пылкости какого-нибудь неопытного пилигрима.
Те, кто выезжают заграницу как миссионеры, располагают некоторой собственностью, так как имеют право на десять процентов от собранных пожертвований, не считая дорожных расходов.
[с.326]
Еврейские последователи (ортодоксальные евреи) проводят весь день в школах или синагоге, читая Ветхий Завет и Талмуд, оба из которых многие из них  знают полностью наизусть.
Все они пишут на иврите,  но я не видел ни одного красивого письма, написанного ими от руки.
Их обучение, кажется, находится на том же уровне, что и у турок, среди которых улем думает, что он достиг вершины знаний, если он может читать весь Коран вместе с несколькими  тысячами хадисов или высказываний Пророка и традиций, связанных с ним.
 Но ни евреи, ни турки, ни христиане  в этих странах, не имеют ни малейшего представления о той критике, которая может направлять их к рациональному объяснению или исправлению священных книг.
Напрасно я задавал вопросы нескольким из первых раввинов, касающиеся пустыни, в которой сыны Израилевы пребывали в течение сорока лет.
 Я обнаружил, что мои собственные скудные знания о географии Палестины и ее раздела между двенадцатью коленами, превосходили их (знание).

В сирийской синагоге есть несколько красивых экземпляров книг Моисея, написанных на длинном рулоне кожи, а не на пергаменте, но никто не мог сказать мне, где и когда они (эти свитки) были сделаны.
Я подозреваю, однако, что они(эти свитки) привезены сюда из Багдада, где живут лучшие еврейские книжники, и чьи труды я много видел в прекрасных образцах в Алеппо и Дамаске.
Библиотеки двух школ в Тверии в меру снабжены древнееврейскими книгами, большинство из которых были напечатаны в Вене и Венеции.
За исключением некоторых копий Ветхого Завета и Талмуда, у них нет никаких других рукописей.
Они демонстрируют  здесь особый обычай в молитве: в то время как раввин читает псалмы Давида или молитвы, извлеченные из них, прихожане часто изображают своими голосами или жестами [с.327] некоторые замечательные пассажи.
Например, когда раввин произносит слова: Хвалите Господа со звуком трубным, они имитируют звук трубы через свои сжатые кулаки.
Когда речь идёт об ужасной буре, они пыхтят и дуют, чтобы изобразить бурю.
Или, когда раввин  упоминает стенания праведника в горе, все они издают громкий крик.
И нередко бывает так, что в то время как некоторые из них продолжают дуть, изображая шторм, другие уже начали изображать стенания праведников, образуя таким образом концерт, который трудно выдержать для любого, но ревностные в иврите услышат слова молитвы даже в этих обстоятельствах.

Евреи пользуются здесь совершенной религиозной свободой, точнее, после (того, как губернатором стал) Сулеймана, чей главный министр - Хайм Фархи, является евреем.
 В течение жизни Джеззар-паши они (евреи), часто вынуждены были  платить большие штрафы.
В настоящее время они платят просто харадж.
Их поведение, однако, не так разумно, как это должно быть в стране, где турки всегда за всем наблюдают для вымогательства денег.
Они (евреи) продают вино и бренди солдатам города почти публично, и на их свадьбах они очень опасным образом  обнаруживают своё богатство.

В этих случаях они пересекают город в помпезной процессии, неся перед невестой поднос почти всей общины, состоящий из больших блюд, кофейников, кофейных чашек и пр.
И они пируют в доме жениха в течение семи дней и ночей подряд.
Брачный пир человека, который имеет около пятидесяти фунтов (дохода) в год, и ни один еврей не может жить со своей семьей на меньшие деньги, часто стоит дороже, чем шестьдесят фунтов.
Они вступают в брак в очень раннем возрасте, причем не редкость увидеть матерей одиннадцати(Здесь автор скорее всего ошибся: совершенолетие, согласно законам иудаизма для девочек наступает в двеннадцать лет) и отцов тринадцати лет.
Раввин Тверии находится под началом великого  раввина из Сафада, который выносит окончательное решение по всем спорным  пунктам согласно права и религии.
Я нашёл среди польских евреев одного из Богемии [p.328] с чистым немецким, который был вне себя от радости, услышав меня говорящим на его родном языке, и который провёл меня через квартал, представляя всем своим знакомым.
В каждом доме мне предложили коньяк, а женщины оказались гораздо менее застенчивы, чем в других частях Сирии.
Можно легко предположить, что многие из этих евреев недовольны своей судьбой.
 Увлечённые рассказами миссионеров о воплощении самых возвышенных идей на Земле обетованной - так как они до сих пор называют её, некоторые из них сбежали от своих родителей, чтобы обрести свой путь в Палестину.
Но когда они прибывают в один из четырех священных городов и видят то, что их окружает, то начинают понимать, что были обмануты.
Немногие находят свой путь обратно на родину, но большинство остаются и с нетерпением ждут возможности воспользоваться  неоценимым преимуществом здесь - быть похороненными в Святой земле.
Еврейское кладбище Тверии находится на склоне горы, примерно в получасе от города, где покоятся самые известные персоны, могилы которых посещаются в той же манере, что и усыпальницы мусульманских святых.
 Я был проинформирован о том, что великий раввин погребен там и  четырнадцать тысяч его учеников вокруг него.