Расхождения

Ааабэлла
Как-то встретились двое. Некогда у них был один учитель.
Первый исходил чуть не весь свет, другой был уверен: для понимания мира довольно того, что тебя окружает, не выходя со двора, можно узреть путь Неба не выглядывая в окно. Ведь главное постижимо, если почувствовать себя его частью, руководствуясь знанием без слов. Ибо видеть — не значит просто смотреть, это значит пребывать в покое, слившись с окружающим. 

Второй не считал первого мудрым, раз первый не постиг это. Что тот мог увидеть иного, чем здесь? А тогда зачем суетился, зря тратил силы и время? По сути, бежал от знания за обманкой его! И, небось, желает похвастаться диковинками, что попались ему в чужих краях…

Путешественник, в свою очередь, понимал: не убедить того, кто не желает знать иное. Тем паче среди встреченного было то, во что не видевший не поверит. «Поистине то, что знаешь, не передать словами, - подумал он, - а надеющийся на слова не может знать».
И, кивком поприветствовав собрата, отправился дальше.
Постигавший на месте счёл его заносчивым невежей, пуще убедившись в глупости чванливого странника. «Он не нашёл путь», - решил узревший Небо в себе. Он помнил, что
«Не уходя вдаль,
можно понять весь мир;
не глядя из окна,
постичь пути неба.
Чем дальше уходишь,
тем меньше понимаешь.

Поэтому мудрецу всё ясно,
без путешествий;
он видит, не смотря;
доводит до конца,
не прилагая усилий».
 
Спроси кто о том же странника, тот бы, вероятно, ответил:
- Я искал путь и не находил. Пока не понял, что нужно стать им. Люди – разные, потому знание одного непригодно другому. Это мало кто понимает, к этому нужно придти. Сидя на месте такое не постичь. Казалось бы, раз мы столь отличны, у каждого -- собственная тропа, которую надо проложить. На деле же мало кто так поступает. Куда удобнее проторенная дорога, как и оправдание нежелания куда-либо двигаться.

Оба рассуждали в рамках одного учения.