История одного Москвича

Василий Носачёв
История одного «Москвича» или «Везёт, когда везёт».

     Это байка из шестидесятых, рассказанная мне братом, как семейное предание одного его одноклассника.
     Этого «Москвича» выиграли в лотерею.
     Была такая единственная в стране денежно-вещевая лотерея. Счастливыми обладателем нового авто стала семья из пяти человек, ни один из которых прав на управление автотранспортом не имел. Выигрышный билет приобрёл отец семейства, который работал нефтяником. Зарабатывал хорошо, на жизнь хватало. Он часто бывал в командировках, вдали от семьи на нефтедобыче в Башкирии или в Тюмени и любил для разнообразия досуга покупать билеты лотереи. Помногу покупал. Тогда купить авто, даже имея деньги, было делом не простым и долгим. Машин на всех желающих не хватало. Даже с деньгами приходилось искать способ добыть желанный агрегат на колёсах.
     А тут такая удача улыбнулась. Повезло, что там говорить.

     Машину с базы к дому пригнал один родственник. И вот «Москвич», весь такой блестящий, встал перед подъездом, где жили Хабаровы — эта самая семья. И весь многоквартирный дом уже знал о таком событии и обсуждал. А в доме том всего-то два подъезда и 4 этажа.
Кто завидовал, кто просто глазел в окно.  И что хозяева без прав тоже до людей дошло. Так вот один сосед, из тех, что обступили машину во дворе,  предложил хозяевам – давайте опробуем ваше авто.
 
     А прокатиться-то хозяевам и самим ой как хочется. Ну, давай, прокати. Сосед тот профессиональным водителем был. Сели в авто.
Вся семья влезла кроме мамы: отец, дочь, два сына. Ну и водитель. Полный салон. Поехали.

     Машин в те времена на дорогах не густо было. Вроде бы даже можно и газку поддать. Но водитель – опытный. Торопиться некуда, обкатка всё же, понимал. Проехали площадь Ленина и по Красному проспекту свернули на Гоголя. И вот у Берёзовой рощи – развилка на три стороны. А там – трамвайное кольцо тогда было. Трамвай от самого вокзала до Золотой горки ходил. И по Кошурникова до сада Мичуринцев. И вот теперь уже трудно разобраться почему, но только не разъехался наш «Москвич» с одним трамваем.
 
     Трамвай – он в городе Н-ске вообще транспорт традиционно весьма опасный и подверженный аварийности. Особенно за номером "13", но это – лирика. Может, даже и не в трамвае дело было. Короче, пришлось водителю то ли резко затормозить на повороте, то ли резко выруливать. А скорее – всё сразу случилось. И понесло машину юзом на бордюр дорожный, он же - поребрик, по-нашему.
     Ударился «Москвич» боком, перевернулся вокруг крыши аж три раза ... и встал на колёса!
 
     И вот что удивительно, машина вся подмялась, конечно, а пассажиры – целы и почти невредимы. Так, лёгкие ушибы и испуг соответственный. Повезло, можно сказать, тем более безо всяких ремней безопасности. ГАИ вызвали, протокол составили и убыли своим ходом!
     А представьте, как они въехали обратно во двор дома на ул. Чаплыгина? Это же – отдельное кино! Для всех соседей. То-то завистники были счастливы, увидев весь покореженный кузов новенького авто, совсем недавно столь раздражающе зрение сверкавший под их окнами.

     Вот такой первый пробный выезд. С водителем особо не разбирались, признали, что он и не виновен вовсе в аварии — сами напросились на приключение. «Москвича» вскоре выправили, восстановили. Костоправы в городе имелись, денег в семье хватало, и авто вновь предстало пред очами соседей в маленьком дворе на улице Чаплыгина.
     Кузов-то, надо сказать, был не чета нынешним, его не смяло как картонный, а так только — повело слегка.
          
     А к той поре уже дочь Хабарова сдала на права. Отцу ездить некогда было, он и так всё время в разъездах, по командировкам.
Сыновья — один ещё мал, другой — весь в творчестве — художник, ему некогда, да и не хотелось зубрить, как в школе,  какие-то там ПДД, сдавать опять экзамены.
         
     И наступил день, когда дочь впервые решилась на самостоятельный выезд за рулём семейного «Москвича». Ей нужно было для начала выехать со двора дома и повернуть вниз по ул.Чаплыгина на ул.Революции. Поворот обычный, не перекрёсток даже — выезд. Помех нет.
Но одно дело — сдать на права, другое — поехать самостоятельно. Но неужели не научили её плавно набирать скорость? Непонятно.

     И вот то ли переволновалась девушка, то ли всю учёбу забыла напрочь, только на повороте так перегазовала, что не то сказать — не вписалась в радиус, а просто — понесло машину напрямик. А напрямик стоял длинный, высокий забор вокруг одного неприметного дома. Но вот — закавыка, в доме том не особо выдающимся из-за забора, проживал первый секретарь обкома партии — сам товарищ Горячев Фёдор Степанович! Ве-ли-чи-на. Уважаемый, скажу, человек.

     От того-то, видимо, ещё пуще переволновавшись, девушка  жала и жала дальше на газ вместо педали тормоза. «Москвич» перепрыгнул низкий дорожный поребрик и просто-таки снёс часть забора. Там уже и заглох непослушный агрегат — за забором, на территории, между прочим, особо охраняемой. С будкой у ворот.
     Что тут было? Скандал, шум до потолка, следствие и разбирательство? Так нет же.
     Дальше всё тихо решалось. Машину вернули во двор. Забор подняли, починили и где надо подкрасили. И никаких мер к виновнице происшествия не принималось. Женщина за рулём, тем более девушка — была тогда абсолютно в диковинку. Первому секретарю огласка такого инцидента только помешала бы. До Москвы бы могло дойти. Зачем? Слово террорист ещё не вошло в моду. Так что никаких последствий за исключением опять ремонта — бампера. Повезло, если разобраться.

    Одно только плохо — опять кино для соседей. Вторая серия. Всё же произошло почти под окнами родного дома, на глазах, так сказать, заинтересованных и жаждущих новых сюжетов очевидцев. Замечательный повод для злорадных и завистливых пошептаться и похихикать.
    И заметим, это опять же — в самую первую поездку после ремонта авто и для новоиспечённого водителя.
   
    Сюжет классически требует третьего случая. Аналогичного. И он произошёл. Но третий немного переиначил первые два по логике событий.

    Так вот, дочь, поняв, что не создана для вождения, больше за руль «Москвича» никогда не садилась. Машина стояла без употребления. Отцу, конечно, предлагали её продать. Потенциальные покупатели ходили вокруг, давали хорошую цену без убытка и скидок на два ДТП и лотерейное происхождение товара. Дефицит предложений на авторынке диктовал такой порядок, но счастливый обладатель лотерейного авто решил иначе. Он тоже сдал на права и перегнал автомобиль на родину в Башкирию, в город Ишимбай, где проживали его родители ещё в полном здравии.
 
    В Ишимбае сам Хабаров-старший частенько бывал по делам. Край-то вокруг нефтеносный. Ну и дети гостили там. Младший — Владимир, регулярно проводил летние каникулы у дедов. Володьке там нравилось, было где разгуляться без пристального присмотра родителей. И вообще, если верить всем его рассказам-притчам о той — ишимбайской, действительности, то он безнадзорно набрался там жизненного опыта во всех областях и сферах. Но байка эта конкретно про «Москвича».

    Так вот, достигнув ощутимо юношеского возраста, Владимир понял, что пора бы и за руль сесть. Хотя возраст-то ещё не позволял официально получить права на вождение, но было неуёмное желание, а умение — водить, он уже приобрёл. Папа приобщал сына, хотя, конечно, не позволял самостоятельно ездить без прав. Но папа же часто в командировки отлучался. А «Москвич» — вот он родимый, в гараже стоит. Без дела. А сколько можно ему дел найти! И на пляж съездить с приятелями, и вечерком девчонок покатать не за просто так, и просто так погонять по городу. Да мало ли, это же — круто!
    Тем более в Ишимбае, где гаишника можно было тогда и за целый год не встретить. Так что без прав он ездить не побоялся. Хотя отца-то он всё же побаивался, уважал. И все поездки свои совершал по тихому, втайне от дедов, как угоны. Благо гараж стоял не на глазах у них.

    Однако у Володьки не только прав не было, но и навыков технического ухода за автомобилем. Одно дело машину помыть, воды долить в радиатор, заправиться само собой бензином. С маслом и фильтрами уже сложнее, а там с тормозами или со сцеплением — тем более. Автомобили тогда были простые, но по-своему привередливые и совсем почти без приборов оповещения о внутренних неполадках.
    Машину надо было уметь слушать и слышать самому. Как там её здоровье? Но до того ли юноше, которому надо только прокатить девчонок и лихо погонять с корефанами? Не до того.
    Так вот в последний день перед отъездом от дедов в Н-ск Вовка в очередной раз угнал машину из гаража. Ну и накатался на славу с друзьями и подружками.
    Отходняк устроил. А только уже по пути к дому в моторе что-то загудело, потом зазвенело, потом почти хрустнуло, запахло гарью, и авто заглохло. И Вова понял, что движок "стуканул". Такой термин ему слышать доводилось. И это не сулило ему радостных перспектив, а до гаража-то оставалось совсем чуток — рукой подать! Так и поступили. Повезло «Москвичу» или его водителю, можно сказать, опять. Приятели Володькины сидели рядышком в авто. Вот они дружно, без особых напрягов и "подали рукой" — дотолкали «Москвича» до гаража и аккуратно вкатили его на место. Пыль смахнули и ушли. Таков был день последний Володькиных каникул.

    На следующее утро отбыл внучок от дедов на родину, никому ничего не сказав.
    И вот возвращается отец из командировки и решительно идёт в гараж, потому что по плану у него прохождение очередного "ТО" — техобслуживания, то есть. Он-то за машиной следил. А машина совсем неживая оказалась. Не заводится хоть ты тресни. Проверил масло в движке, а там только гарь какая-то на кончике щупа. Глянул на одометр — почти тысяча километров набежала лишних пока он отсутствовал. Хабаров-старший за пробегом следил для разного вида ТО, о чём Володька даже не подозревал. И всё папа про сына своего понял.
    Эх, далеко он был в ту минуту от него!
    И тут Хабаров даже задумался, а так ли ему повезло с этим выигрышем в лотерею?
    Сколько он уже на ремонты разные потратился и ещё потратится, хотя ещё и года не откатал!?

    Но это всё вопросы для пессимистов. А Хабаров-старший был оптимистом по натуре. «Москвича» он опять починил. И в лотерею играть не перестал. Нет.
    Более того, через год он выиграл ещё и лодочный мотор! Везёт, когда везёт.
   
    Однако про мотор лодочный — это уже совсем другая история.