Ископаемое с антресоли. Окончание

Эльвира Минеева
         Страница 7. Что дальше?
   Заканчивается очередной учебный год. Что будет дальше?
  Будет жить наш театр. Будут новые пьесы. И,по всей вероятности, из классической литературы. Почему не ставим современные пьесы? Трудно ответить на этот вопрос со всей определённостью. Ну, во-первых,наш театр -как бы продолжение уроков литературы, в основном классической. Во-вторых, романтика прошлого влечёт к себе с чрезвычайной силой и меня, и ребят особенно. В-третьих, в произведениях классики заложены наши нравственные начала, общечеловеческие истоки. И это даёт мне возможность говорить с ребятами о том, без чего они не смогут стать Людьми. Я просто обязана внушить им:" Вы - Люди, а не звери, не скоты, какими зачастую стараются вас представить на экране кино, телевизора,видио. Не животные инстинкты определяют суть личности, а духовное, человеческое начало". Как ни громко это звучит, но я воюю за Человека. И когда общаюсь со своими ребятами  в школе, я вижу, что не суждено мне быть последним из могикан-идеалистов. Растут мои единомышленники. Немногие из актёров школьного театра
 выберут это своей профессией. Ира Б.,Наташа Д. стали режиссёрами, закончив Институт  культуры. Другие стали педагогами, инженерами, продавцами,медсёстрами.. Но кем бы они ни были, они наверняка не станут мёртвыми душами...



           Эпилог.

  Перевёрнут последний листок "ископаемой" тетради. Я смотрю на эти жёлтые страницы и узнаЮ свой почерк. Да, это ведь я безумствовала тогда, одержимая любовью к русскому слову, к детям, к творчеству. Смотрю на свои записи почти сорокалетней давности и вновь испытываю то же волнение, которое  когда-то  заставляло сильнее биться сердце "чокнутой" "задурейки".
  Вопрос "Что дальше?" завершал старые записи.Теперь сама жизнь, прошедшее время ответили на него. Ответ нерадостный: того самодеятельного театра энтузиастов больше нет. Он захлебнулся в мутном потоке хаоса  90-х годов ХХ века, когда школа перестала быть центром образования и воспитания, центром выращивания Личности. Школа была опущена до уровня "оказания образовательных услуг", наравне с пошивочными мастерскими,ремонтом обуви, бритьём-стрижкой.
 
  Помню разговор с директором школы о подготовке к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Разговор на бегу - директор очень занят, у него нет времени говорить о таких пустяках:
  -У меня санэпидстанция, мышей, тараканов морить надо, а вы со своим Пушкиным!
 
  Вас никогда не били молотком по голове? Мне тогда показалось, что меня шарахнули по башке. Потом мне стало неловко за себя: отвлекаю человека от серьёзного дела.

Тогда я ушла в другую школу вместе с театром. Несколько лет театр ещё существовал.
Но постепенно вся внеурочная работа была выведена за рамки школы - в центры воспитания детей. А дети хотели заниматься в своём "тёплом доме"- в школе, со своими учителями, но надо было идти в незнакомый дом к незнакомым педагогам. Так тёплый дом стал казённым местом, где оказывают "образовательные услуги"...

  Не хочется заканчивать старческим брюзжанием. Жизнь научила меня философски воспринимать перемены, и хорошие,и недобрые. Да, было время счастья, радостного творчества. Но всё  когда-нибудь кончается. Помните, в монологе Старого цыгана в поэме А.С. Пушкина:
       Чредою всем даётся радость:
       Что было, то не будет вновь.
 Утешает то, что мои бывшие артисты тоже помнят наши совместные труды как счастливое время.Значит ,горит в их сердцах огонь, зажжённый в теплом школьном доме.