Пример для подражания

Николай Кокош
       Житейская мудрость гласит:" С кем поведешься от того и наберешься." Это изречение, как нельзя лучше характеризует каждого из нас. Особенно,  когда человек только вступает в жизнь и знакомится с ее многообразием и "подводными камнями."

       При этом следует помнить и понимать, что спрятаться от негативных моментов и отгородиться от них "забором," каким бы высоким он ни  был, не удастся. В жизни добро и зло, положительные и отрицательные образы всегда соседствуют друг с другом. Хотим мы того или нет они в большей или меньшей мере воздействуют на наши умы и чувства.

       С высоты прожитого понимаю, что только благодаря личностям неординарным, ярким, наделенным особым даром "освещать" путь другим, мне удалось не потеряться в жизни. С минимальными потерями пройти путь, уготованный  судьбою.

       Где-то в глубине души меня так и подмывает вспомнить и рассказать о них, выразить им слова благодарности и уважения. Но всех, к сожалению, обнять и обласкать не удастся. Остановлюсь лишь на одном из них. Когда я заканчивал восьмой класс, в нашу семью "вторгся" военный летчик Золотарев Николай Иванович. Мои родители были дружны с его семьей, вместе отмечали праздники, другие значимые события...

       Как сейчас вижу перед собой Николая Ивановича: молодого, подтянутого,  источаемого жизненный оптимизм. Среди ряда положительных черт  характера моего старшего тезки мне особенно запомнилась его способность в любой  ситуации принять единственно правильное решение, не струсить, не отступить, до конца довести начатое дело.

       Летом мы с ним смело переплывали речку Десну, несмотря на сильное течение. Очень часто оно нас отбрасывало вниз на сто-двести метров от стартовой точки. Зимой на лыжах совершали многокилометровые переходы в сторону близлежащих сел. Особое удовольствие нам обоим доставляли прыжки на лыжах с небольших трамплинов. Однажды, выполнив  несколько удачных прыжков, я забрался на самую высокую горку. Энергичный толчок лыжными палками и я полетел вниз, ветер трепал мою одежду, встречный поток перехватывал дыхание. До трамплина оставалось метров двадцать. А внизу, перпендикулярно к  нему, проходила дорога. Машины по ней проезжали  крайне редко. Мы, мальчишки, заигравшись и в пылу азарта часто об этом  забывали.
 Надо было так случиться, что я и машина, "не сговариваясь," оказались на линии пересечения. Трагизм ситуации первым заметил Николай Иванович. Он мне что-то кричал, размахивал руками, тщетно, увлеченный спуском с горки я ничего не слышал и не  видел... Опомнился только тогда, когда сильный толчок опрокинул меня на снег и я, по инерции, покатился под горку. И в этот самый момент перед трамплином на большой скорости промчалась грузовая машина. На радостях, что все обошлось благополучно, Николай Иванович схватил меня, прижал к себе и по отечески прошептал:" Все нормально, брат, все нормально!" Это он, бросившись наперерез, спас меня от неминуемой гибели.

      А как захватывающе и увлекательно Николай Иванович пересказывал содержание и отдельные отрывки из произведений русской и зарубежной классики. Лучшего рассказчика за  свою жизнь я не встречал. Его изысканная, сочная русская речь нежно ласкала слух, заставляла всех кто был рядом, завороженным взглядом, неотрывно следить за ним. С его легкой руки, уже будучи учеником вечерней школы, я прикоснулся к бессмертным творениям многих советских, зарубежных и русских писателей-классиков.

     А чего стоили его рассказы о внештатных ситуациях в полетах! Приземление на "брюхе," катапультирование... Что может быть для мальчишки более интересным! Запомнился  рассказ о пребывании его в спецкомандировке в Ираке, где Золотарев в составе группы летчиков-инструкторов обучал иракцев премудростям летной подготовки, ведению воздушного боя и уничтожению наземных целей.


      Был самый обычный тренировочный день. Иракские летчики один за другим отрабатывали задачи по бомбометанию. Но когда начали выполнять задачу по уничтожению макетов мостов все пошло через пень- колоду. Как на грех, на командный пункт пожаловал министр обороны Ирака. То ли его присутствие, то ли ухудшение погоды подействовали, трудно сказать. Но когда очередной иракский экипаж "промазал", иракский начальник разразился бранью в адрес своих подчиненных, не забыв при этом высказать недовольство и работой советских специалистов.

     Смелые и отважные, находчивые в экстремальных ситуациях, советские летчики понурив головы  молча принимали укоры министра обороны.  "Бесхребетность"наших специалистов объяснялась очень просто: такие командировки в то время ценились  на вес "золота"и  вступать в спор с высоким начальством означило подвергать себя риску. И только старший группы полковник Литвинов, отважился спасти ситуацию, заверив старшего начальника, что  положение исправим, дескать, ваши летчики ребята способные.  "Даю вам еще месяц, занимайтесь, промахов не должно быть!"-грозно потребовал иракский министр. И когда уже уходил, вдруг спросил:" А вы сами то бомбы метать можете?" При этом бесцеремонно указал пальцем на Золотарева. На вышке установилась такая тишина, что слышно было биение сердец советских летчиков. "Приказывайте, выполним любую задачу",- отчеканил мой старший тезка...

     Экипаж советских летчиков  во главе с Золотаревым занял место в боевом самолете. Получив разрешение на взлет, самолет плавно оторвался  от земли и взял курс на мост-макет. Для пущего эффекта решили сбросить две бомбы подряд. Через несколько минут одна бомба за другой точно поразили цель, мост-макет разломился надвое, грохот потряс всю округу, огонь и дым накрыли учебное поле. Первым "опомнился" и разразился бурными аплодисментами министр обороны Ирака, а вслед за ним и все его окружение. Когда "герои" дня поднялись на вышку пункта управления полетами, иракский военачальник тепло поздравил их и вручил каждому наручные швейцарские часы.

     Ну как после всего этого я мог не стать офицером. Большего авторитета, чем Николай Иванович, для меня не существовало! Каждый раз  бывая в родном городе, я обязательно "проведываю" своего старшего товарища-наставника. Уже больше двадцати  лет он "спит" в украинской земле, на Троицком кладбище в городе Нежине. На памятнике майор Золотарев запечатлен в парадном военном кители, увешанном  орденами и медалями. Недалеко от него "почивают"и его боевые побратимы. Нередко я замечаю там  и молодых людей  уважительным взглядом окидывающих последнее "прибежище" военных летчиков Нежинского полка дальней авиации, как бы говоря:" Мы вас помним, мы гордимся вами!"