Вожди

Галина Поливанова
    Соне три  года, совсем маленькая, идёт 1953 год. У папы в кабинете на кресле лежат журналы, газеты, их очень много. На каждой обложке фотография дядьки с усами, на газетах тоже дядя с усами. Соня долго на них смотрит, и неожиданно для себя показывает им фигу. Подбегает мама, на глазах у неё слёзы, она умоляет дочь, чтобы больше так не делала: посадят папу, посадят маму, а вас, детей, отдадут в детдом, и мы больше никогда не увидимся. От страха Соня плакала и кричала и очень сильно прижималась к маме, а на неё с ухмылкой смотрели со всех сторон глаза Сталина. Больше она эти журналы не видела, наверное,  папа их покупал, читал, а затем убирал подальше от Сониных глаз.

   Прошло много лет, а до сих пор Соне не хочется вникать в политику. Сменялись вожди, в магазинах было то густо, то пусто, народ на кухнях поливал власть не сиропом, а чем-то совсем плохим. Но мирился, бунта не было. А ей с детства снились вожди. Все. Соня очень удивлялась очередному сну, и всегда рассказывала о них папе. Он всегда находил объяснение снам. И они сбывались, то белого хлеба не было (предсказание папы), то масла не было, то приезжал к Брежневу Никсон. Потом с невероятной скоростью сменялись вожди, мы их не успевали запоминать. Потом безвластие, несколько карикатурных персонажей, а затем последний  президент.
Папы давно нет. Соне самой уже много лет, а память хранит все сны.

   Первый сон был выстрадан ею. Как-то в начальных классах она подсчитала, сколько бы лет было Ленину сейчас, получилось довольно большая цифра, но не критическая, и она заплакала, Соня его очень любила, читала детские книги о Ленине, и в её представлении он был самым лучшим  дедушкой. В ту же ночь, он ей приснился. Говорил с ней о жизни, о её будущем, что он, Ленин, поможет ей во всём. Сон был добрым и запоминающимся.

   Затем хрущевская оттепель. Соня учится в школе, занята только учёбой и спортом, гимнастикой. И опять сон. Она почему-то в комиссии, шагает рядом с Хрущёвым, они заходят в магазин и на её изумлённых глазах с полок исчезают булочки, пирожные, белый хлеб, Хрущев этого не видит, и широким жестом показывает окружающим на изобилие. Тут звонит будильник, и Соня просыпается, она ещё во власти сна. За завтраком смотрит на белый батон и осторожно мажет его маслом, пьёт чай. По дороге в школу зашла в булочную, весь хлеб на месте. Ну и приснится же всякая чепуха, и с хорошим настроением прибежала в школу. Только вечером за ужином рассказала папе о сне и посмеялась. Но папа задумался, а потом сказал, что так и будет. Мол, сейчас сажают одну кукурузу. Все молчат - указание свыше. На следующий год белого хлеба не будет. Так и получилось.

   После школы поступила в ВУЗ. Сны о вождях Соню не беспокоили. И вдруг ясный, чёткий сон приснился, так явно запомнился, что она сама удивилась. К ней в квартиру на четвёртый этаж без лифта поднимается Брежнев и у папы просит Сониной руки, мол, давно влюблён. Папа отказал Брежневу, и она тут же проснулась. Естественно рассказала сон папе. Папа долго смеялся, а потом сказал, что в политике назревают перемены. И через несколько дней к ним в Белоруссию приезжает Брежнев с Никсоном. Вели переговоры на охоте, если не ошибаюсь на кабанов. В 1980 году не стало отца, чувство утраты не покидает Соню до сих пор. Мама пережила отца на 15 лет, и всё время сокрушалась - почему она родила только четверых детей, нужно было в два раза больше! И ей некогда было бы грустить об отце. Он был для них, детей, самым лучшим человеком в мире.

   В Москве Соня живет уже более 40 лет, вышла замуж после окончания института за чудесного человека с дворянскими корнями. У них два взрослых, хороших сына и три внука. До сих пор она влюблена в своего мужа. Поэтому сны о вождях не связаны с её личной жизнью. Но некому их расшифровать, она и пытается сама вдуматься, всё взвесить через призму своего восприятия событий.

   Сны продолжились сниться и в Москве. Очень четкий сон. Они с мужем и детьми живут в коммунальной квартире с соседями Горбачевыми, они делят на две семьи кухню. Взаимоотношения чудесные, вежливые, вечерами на кухне перед сном пьют чай вместе, разговаривают на разные темы. Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна очень милые люди. Наутро весь сон рассказывает мужу, он только смеётся. И ещё один сон. Горбачёв - Сонин муж, у них две дочери, он её бросает и оставляет без алиментов, она вся в слезах бежит к кремлёвской стене и зовёт Михаила Сергеевича, он выходит к ней и предлагает компромисс. Будет на детей давать 200 рублей в месяц. Соня открывает глаза и опять удивляется чёткому сну. Начинает анализировать все моменты снов, между которыми прошло полгода. Это был 1991 год. Рухнула Берлинская стена. Открылась граница. Кто хотел, тот уезжал и приезжал. Всех оставили без денег, люди чувствовали себя брошенными, страна превратилась в коммуналку. В Россию понаехали люди из других республик. Очень много. Мы были не готовы к таким событиям. Все выживали, как могли. Соня из небольших кусочков кожи делала красивые поделки, пояса, сумочки и сдавала их в художественные салоны. На эти деньги они питались. Сёстры и мама привозили из Минска мясо и кур. Вся семья этим спасалась.

   Сонины дети выросли благодаря их родственникам. Низкий поклон им за это. На работе платили копейки. Муж часто менял работу, было много хамства, людей не держали за людей. Произошла переоценка ценностей. Одно время не было ни мужчин, ни женщин, было оно. Не было рождаемости, одни человеческие потери. Вроде Соне удалось расшифровать свои сны. Прошли годы, были взлёты и падения, она имеет в виду доллар и рубль. И до сих пор нет уверенности в завтрашнем дне. А лет десять тому назад, ей приснился первый раз Путин, а затем сны начали посещать её чаще. Как правило, они гуляют в парке, говорят о разных проблемах, спорят. Рассказывают об ушедших родителях, говорят о будущем, и Соне спокойно на душе. Когда просыпается, то не хочет открывать глаза, а ждёт продолжения сна. Но ничего не поделаешь, надо вставать. И вновь пытаться разгадать сон. Но уже не хочется разгадывать их. Пусть просто снятся хорошие сны, с хорошими людьми, весёлые, чтобы, просыпаясь, была улыбка на лице,  и передать эту улыбку родным, друзьям.