Про День Рождения и Жирафа

Жанна Гречуха
                Посвящается Татьяне Величко

Действующие лица:

Героиня
Гость
Жираф
Некто
Беспечная пара
Подруги
Художник
Куклы

(Действие происходит в наши дни)

Героиня развешивает надписи. ОКНО. ДВЕРЬ. ГОСТИНАЯ. ТОРШЕР. КАМИН. ДИВАН. КРЕСЛА.    КАРТИНЫ.
Оборачивается к Гостю.
Героиня. Осталось расставить вазы с цветами. И можно встречать гостей.
Гость. А много ожидается?
Героиня (смеётся). Вообще-то я колдую, чтобы... НИКОГО!
Гость (удивлённо). Как это?
Героиня. В детстве мы играли в такую игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
(Появляются ДВОЕ. Она - в чепчике, в юбке. В сабо.
В кофточке. Передничке, в жилете со шнуровкой.
ОН - в костюме крестьянского парня. Они поют. Танцуют,
И не обращают внимания на Героиню и её Гостя).
Героиня. Это мой образ семейного счастья. Муж-голодранец и жена-замарашка. Мы пропляшем и пробездельничаем всю нашу жизнь. Английская пословица.
Гость. Вы любите бездельничать?
Героиня (цитирует А. Пушкина).
И фар ниенте
Мой закон.
                И праздность вольная,
Подруга вдохновенья.
Когда-то в юности мне очень хотелось снять фильм «РАМБЛЕ.
Прогулка без определенной цели». По мартовским весёлым облакам.
Гость. И почему же Вы его не сняли?
Героиня (смеётся). У меня было много желаний. Вообще-то я ещё и с парашютом хотела прыгать.
Гость (вздыхая). Я понял. Мечты остаются мечтами.
(Появляется Жираф).
Жираф (обращается к Гостю). Странно, что ты удивился. Ты же сам хотел меня вылепить. И потом подарить  детскому парку в Феодосии.
Послушай,
Далёко, далёко
На озере Чад,
Изысканный
Бродит Жираф.
Жираф (гордо). Это - про меня.
Героиня (она видит Жирафа). Пока не нагрянули гости, расскажите немного о себе.
Гость. Я - скульптор.
Героиня. Это  -  теперь. А раньше?
Гость. С тех пор, как мы с Вами познакомились, «раньше»  мне неинтересно.
(Появляется Некто, из породы  «белых
воротничков», чёрный костюм, белая рубашка, чёрный галстук, короткая стрижка).
Некто (металлическим голосом). Я - автоответчик. Говорите после звукового сигнала.
(Жираф наклоняет голову и рассматривает его очень внимательно.)
Гость (Жирафу). Ты бы отошёл к окну.
Жираф. Если я мешаю...
Гость. В этом городе все такие обидчивые. И люди, и животные, и вещи.
Жираф (гордо). Я - не вещь! Я - произведение души, творчества и любви.
Некто. А я себя вообще ни с кем, и ни с чем не ассоциирую.
Краткость - сестра счастья. «Говорите после звукового сигнала».
                (Кто-то бросает трубку).

Героиня. Давайте начнём  праздновать. Чай? Кофе?  Вино?
Ликёр? Коньяк? Сок?
Гость. Сок. Любой.
Некто (Протягивает Героине трубку телефона).
                (Раскрывается Окно. Занавесочки, тюль в цветочек.
                Силуэт в чепчике, шаль на плечах).
Школьная подруга.  Хотела приехать, даже пирожки испекла. А потом подумала, мне и надеть - то нечего, а у тебя небось всё «богатые и знаменитые». Ладно, будь здорова и весела.
Героиня (вздыхая).  На будущий год непременно куда-нибудь сбегу.
Гость.  Есть такие люди, они, как старые пятна, не выводятся. Мой дед  говорил, «Малум нецесариум». «Неизбежное зло».
Жираф. Не нравится мне латынь. Вот английский и французский любо-дорого.
                (Распахиваются Окна. Самые разные.
                Эркер. Балконная дверь.)                Дама в рыжей шубе с непокрытой головой. Рыжие кудри до плеч. Чёлочка.
Дама. Извини, не смогу приехать. Машину в ремонт, дочь - в бассейн, фитнес. В общем, ни минутки свободной. Подарка не купила. Но конверт тебе пригодится. Ну, целую! Пока.
Гость. Как все быстро освоились. Деньги вместо подарка.
Героиня. Она может забыть.
Гость. А зачем обещать?
Героиня. О, а Вы - идеалист и романтик!
Гость. Разве этикет отменили?
Героиня (задумчиво). Этикет. Ритуал. Обряды. Традиции. Манеры. Генотип. Качество жизни. Шкала ценностей.
          (Раскрывается Окно мансарды Художника).
Художник. Твой портрет ждёт, когда ты за ним приедешь. Раму я выбрал строгую и элегантную. Жду!
Гость. Куда же Вы от них сбежите?
Героиня (смеётся). В любовь!
              (Появляется скамейка в парке.
Пустая скамейка. Падают листья).
Героиня. Не знаю, почему я не вышла за него замуж.
Испугалась счастья? Или сытости? Он бы заполнял меня проблемой холодильника. «По субботам  к нам будут приезжать  друзья».
Гость. И мы будем жарить шашлыки. Ну,  и чем это Вам так уж неприятно?
Героиня (смеётся). Не выношу запаха шашлыков.
Гость. Вам не нравится комфорт?
Героиня. Где моя беспечная пара?
(Появляется танцующая пара.
Они бьют в ладони и вовлекают в хоровод
Жирафа. Жираф и Некто исполняют сольные танцы.
Музыка. Танго Оскара Строка.
Появляется Окно с розами).
Героиня. Моя любимая подруга. Уехала в Данию. Поверила Гансу-Христиану Андерсону. Разводит розы и гуляет с детьми.
У неё восемь внуков.
Гость (осторожно). Вы не любите детей?
Героиня (смеётся). И собак. Я живу по собственному сценарию.
(Появляется Жираф)
Жираф. Интересно, кому пришла эта дурацкая идея: зоопарк в городе? Зоо - парк - это ещё куда не шло, но в центре Москвы?! Зачем?
Героиня (задумчиво). А если тебя отправить на родину, в ЮАР, ты бы согласился?
Жираф. С радостью!
Гость. Но я ведь тебя не для этого придумал. Ты забыл, что тебя ждут в детском парке, в Феодосии.
Героиня. Зачем же Вы его с собой привели ко мне?
Гость (вздыхая). Иногда я так тяжело расстаюсь со своими работами.
Жираф (весело). А ты можешь поехать со мной!
Героиня. Значит, камины для заказчиков, а зверей - для души?
Гость. Я всё делаю для души. «Искусство кормит умелых».
Жираф. Расскажи про «Приют Комедиантов», ну, тот, который на Зелёной Лужайке.
Гость. Думаешь, ей будет интересно?
Жираф. Нужно же что-нибудь подарить.
Гость. Хорошо. Я попробую.
(Гаснет свет. Полная темнота. Звучит тихая музыка. Внезапно: солнечное летнее утро. Терем -      теремок, нарядный, несуразный.
         И на зелёной поляне всевозможная живность.
         Овцы. Куры. Поросята. Собаки. Кошки).
Некто. Мадам, Вас к телефону.
Героиня. А если я... в Австралии?
Некто. Пошлют телеграмму.
Героиня. Почему, ну, почему не умеют вовремя расставаться?
Некто. Вы не умеете ценить ни внимания, ни симпатии.
Героиня. Навязчивость - это тоже «внимание»?
           (Героиня берёт телефонную трубку.
             Ворчливый, злой, скрипучий голос).
Голос издалека. Ничего! Ничего! Придётся тебе догадаться. Кто я и откуда. Как же я тебе завидовала! Всегда! И в школе. И потом. Ну, за что тебя все любят? За что? (плачет). А меня дочь ненавидит. Зять -негодяй, альфонс. На работе - сплетни. И ты меня бросила!
           (Звучит танцевальная музыка. По сене проносится
                Беспечная Пара).
Жираф. А мне они улыбнулись.
Гость. А на меня и внимания не обратили.
Жираф (вздыхая). У тебя слишком много забот.
Гость. У меня семья. Дача. Машина. И сын. Мстислав. Мечтает об острове. Хочет написать историю мальтийских рыцарей. Это в десять лет. Что за причуды генетики?
(Хочет подойти к  Жирафу, тот вежливо отстраняется.  Появляется Беспечная Пара. Девушка, увидев    Жирафа, протягивает ему свой шейный клетчатый платок.  Жираф кланяется. Пара, танцуя, исчезает в кулисах. Окно. Балконная дверь. Три куклы сидят в креслах).
Жираф. «Всё страньше и страньше». Мы в сказке или в сновидении?
Гость. Мы в гостях у очаровательной Хозяйки.
Жираф. Персонажи презанятные, но непонятные.
Некто. Никто никому не представлен. Появляются. Исчезают. Вот Вы, например. Зачем и почему Вы здесь?
Гость (растерянно). На День Рождения приходят без приглашения. Кто помнит.
Жираф. И кто любит.
         (Появляется Героиня с корзиной фиалок).
Героиня. Моя мама обожала красивые жесты.
Гость (тихо). А я не догадался.
Героиня. Ваша Зелёная Лужайка позволит поместить эти фиалки?
Жираф (сердито). Ни в коем разе! Смешение стилей.
Гость. Увы, он прав.
Героиня. Да, эти фиалки требуют уважения.
Гость (тихо, в сторону). Как и тот человек, кто их прислал.
          (Музыка. Куклы на балконе.
           Кукла Фрейлина.
           Кукла  Испанка.
   Кукла Леди.
   Говорят по-французски,
   обмахиваются   веерами).
Гость. Почему-то  мне хочется придумывать деревенских жителей и самых разных животных. А потом снимать про них кукольные мультфильмы.
Героиня. Вы честолюбивы?
Гость. Да! У меня же дед-адмирал. А бабушка ушла из школы, когда забыла, как зовут Коробочку из «Мёртвых душ». Я спросил: «Почему?» Она сказала: «Я - жена адмирала. Нельзя, чтобы меня жалели». Она меня всегда понимала. И поддерживала. Однажды прочитала чьё-то высказывание и надписала мне на ежедневнике.
Жираф. А я люблю скромных и незаметных.
Героиня. Так что же она Вам посоветовала?
Гость. «Никогда не стройте маленьких планов, они не обладают этим волшебным свойством - горячить кровь». Хочу выставку в Париже. И в Барселоне. Обожаю Гауди.
Некто. Вас к телефону.
(Раскрывается Окно-Эркер).
Дама в широкополой шляпе. Как хорошо кто-то придумал: «Говорите после звукового сигнала». Наслаждайся собой каждый день (по-английски). И, пожалуйста, внимательно следи за своим счастьем! Я послала тебе сладости, лёгкий, праздничный шарф и кисти. Ты же когда-то неплохо рисовала. Будь любимой. И – только потом, люби сама. Оревуар! (До свиданья!)
                (Окно гаснет)
Некто. Мелочи. Интонация. Порода! Никуда от неё не денешься. А я вот, увы, лакей.
Жираф. Если ты себя таким ощущаешь.
Некто. Я себе никогда не лгу.
Жираф. Ты только что принёс радостную весть. Ты - Вестник Радости.
Некто (улыбаясь). Неплохо!
Гость. Я тебя поэтому и беру с собой, ты на редкость весёлое существо.
Жираф. Я себе нравлюсь.
(Музыка).
Героиня. Хотите, я познакомлю Вас с одной совершенно неповторимой дамой. Из XIII века. Она занимается  в Академии Художеств народными и воскресными художниками.
Гость. Вы хотите от меня избавиться?
Героиня. Вовсе нет! Просто хочу подарить вас друг другу. Как это было принято в начале ХХ века. В среде художников и поэтов.
Гость. Благодарю за благосклонность. Но - нет!
Героиня. Гордыня.
Жираф (восхищённо). Поступок морского офицера. Никакого покровительства. Дружба между равными.
Некто. Но тебя же никто не спрашивает.
Жираф (обиженно). Но я же имею право на собственное мнение?
Гость. Конечно. «Вещи, которым я отдал душу,
По частям расточают меня». Рильке.
Героиня. Как хорошо было без TV, ходили в гости, пили чай, читали стихи. Пели Окуджаву.
              (Берёт гитару, поёт).
Видишь тот дом,
Там не гасят огня,
Там друзья меня ждут,
Не больным, не отпетым,
Ну, подожди!
Как же им без меня?
Нужно ведь помнить
Об этом!
               (Три куклы аплодируют).
Гость. Мои родители пели и другие песни.
Куклы (хором). Мы сейчас одну их них споём.
            (Поют без сопровождения гитары).
             А где-то есть страна
             Дельфиния
             И город Кенгуру.
             Это далеко, но что же?
             Я туда уеду тоже,
              Боже ты, мой Боже1
              Как же это без меня?
             
              Розы без меня
                завянут,
              Птицы без меня
                замолкнут,
              Реки без меня
                засохнут,
              Как же они без меня?
Жираф. Грустная песня. А у нас - праздник!
             (Появляется Беспечная Пара).
Гость. А где торт со свечами? У нас Бабушка пекла торт и всегда 18 свечей. И запечённая монетка, колокольчик и бусинка.
Героиня. Да, это была славная традиция. Поместного дворянства. Но у меня сложные отношения с родичами. Они считают меня «белой, богемной вороной».
Жираф (удивлённо). Почему?
Некто (строго). Потому, что кончается на «У».
Жираф. А я не обижаюсь. Хотя не понимаю: как это родичи и не любят?
Гость. Слово есть такое - «деликатность», пишется через «е».
Героиня (смеётся). Теперь я поняла, что такое «взрослая женщина». Мне никого не хочется ни улучшать, ни переделывать, ни воспитывать. Принимаю, как данность или плохую погоду.
Жираф. А взрослый возраст - это после юности?
Гость (вздыхая). Пора отдавать тебя в Феодосию.
Жираф. Ты ещё бегемотика не закончил. И страуса.
              (Гаснет свет. Бьют часы. Двенадцать ударов.
Распахиваются все окна. Во всех окнах горят        Оранжевые Абажуры).
Некто. Как встретишь свой День Рождения, так и весь год проживёшь.
Героиня. По-моему, мы с тобой премило провели этот день и вечер.
               (Ставит на подоконник корзину с фиалками).
Некто. Это конец первого действия?
Героиня. Нет. Это конец пьесы.    
Некто. А что же будет с Гостем? И с Жирафом? И с Беспечной Парой?
Героиня. Они все будут и впредь соблюдать свой жанр и свой сюжет.
Некто. И никаких потрясений?
Героиня. Никаких! Только радость. Удача. Праздник.
Некто. Так не бывает!
          (Появляется Беспечная Пара.
            Застывают, держась за руки.
            Три Куклы на балконе поют).
Три куклы.
            Смешная пара
             Из Занзибара,
             На Пикадилли
             Нас с тобой
             Сопровождала,
             И обещала
              Пригласить
              На файф о клок
              В один старинный
              И уютный уголок.

           З А Н А В Е С

Январь
2012